Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Александр Бородин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Александр Порфирьевич Бородин — биография

Александр Бородин

Александр Порфирьевич Бородинрусский[en] композитор, ученый-химик и медик[en]. Член «Могучей кучки». Опера «Князь Игорь» (завершена Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым и Александром Константиновичем Глазуновым, 1890) — образец национального героического эпоса в музыке. Знак зодиака — Скорпион.

Согласно одной из версий, бородинский хлеб был придуман знаменитым русским композитором и ученым-химиком Александром Порфирьевичем Бородиным. По преданию идея создать бородинский хлеб ученому пришла после поездки в Италию с группой товарищей химиков.

Александр Бородин родился 12 ноября (31 октября по старому стилю) 1833 года в Санкт-Петербурге. Внебрачный сын немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой.

Александр Порфирьевич — один из создателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме; симфоническая картина «В Средней Азии», 1980), русского классического струнного квартета. Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальной»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»).

Автор оперы "Князь Игорь", которая удостоилась чести самой первой радиотрансляции в СССР[en] Из Большого театра 3 февраля 1925 года.

Автор многих трудов по органической химии. Ученый разработал методы получения бромзамещенных (в 1861) и фторангидридов (1862) органических кислот. Открыл (в 1872 году одновременнло с Шарлем Адольфом Вюрцем ) альдольную конденсацию.

Альдольная конденсация (альдольное присоединение) — это реакция присоединения двух молекул альдегида, в результате которой образуются вещества, содержащие как альдегидную, так и спиртовую функцию в условиях щелочного катализа. В эту реакцию вступают все альдегиды, которые имеют соседствующие карбонильную группу и связанный с атомами водорода атом углерода. Эта реакция также характерна и для кетонов. Была открыта одновременно Ш. А. Вюрцем и А.П. Бородиным в 1972 году.

Ещё:

Александр Порфирьевич при рождении[en] был записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. В 1856 году окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е года в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов в 1872 — 1887 годах высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов.

В 50-е годы 19 века А.П. Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 году познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, Владимира Васильевича Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя Михаила Ивановича Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Александра сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В его творчестве, представителя передовой интеллигенции 1860-х годов, отчётливо проходит тема величия русского народа, любви[en] к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Александра Бородина — опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой он писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти автора оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; поставлена в 1890 в Мариинском театре, в Петербурге). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Александр Порфирьевич — один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и Петра Ильича Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й — 1879, 2-й — 1881).

Композитор — тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики — элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Александра Сергеевича Пушкина. Александр впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.).

Для творчества Александра Порфирьевича Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»). Творчество его, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции композитора продолжили советские композиторы (Сергей Сергеевич Прокофьев, Юрий Александрович Шапорин, Георгий Васильевич Свиридов, Арам Ильич Хачатурян и другие). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Александр Бородин — автор более 40 работ по химии. Ученик Николая Николаевича Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение — фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Сочинения

И ещё из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907):

Бородин, Александр Порфирьевич — профессор химии и академик Военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор; род. 31 окт. 1834 г. в Петербурге, умер в феврале 1887 года; из рода князей Имеретинских. Его мать, рожденная Антонова, была умная, энергичная, хотя и малообразованная женщина. Она не чаяла души в своем сыне, которого ввиду болезненной[en] хилости, отличавшей годы раннего детства Саши, воспитывали дома под руководством опытных и сведущих преподавателей.

В деятельности Бородина могут быть отмечены 3 параллельных направления:

Если на первые два направления взгляд может быть точно установлен, то об последнем этого еще нельзя сказать. По мнению одних, в числе которых находится Лист, Бородина нужно считать одним из наиболее выдающихся европейских композиторов; по мнению других — он человек большого таланта, принявший "худое" направление. Что касается его научной и общественно-педагогической деятельности, то в первой ему, как иногда выражаются, "не везло". Работая под руководством знаменитого Н. Н. Зинина, Александр Порфирьевич хотел всецело отдаться занятиям химией, но не мог, потому что состоял ассистентом при кафедре общей патологии и терапии, что отрывало его от занятий химией. Несмотря на это, он с 1856 до 1869 года напечатал в бюллетенях петербургской Академии наук два исследования:

Посланный в 1859 году за границу, он работал в Гейдельберге, Париже и Италии. В Гейдельберге он продолжал работать в том направлении, в котором работал в Петербурге, и напечатал

Затем появляется интересная работа:

ему удается таким образом получить бромокислоты и еще другие в высшей степени интересные вещества — именно, смешанные ангидриды бромноватистой и жирных кислот. Как только он начал уже разбираться в этом вопросе, появилась подробная работа Шютценбергера о подобных же соединениях хлорноватистой кислоты, вследствие чего Бородин оставил свою работу, предоставив дальнейшее расследование этого вопроса Шютценбергеру. А вопрос этот потому был интересен, что тут как бы получались кислоты, в которых гидроксильный водород был замещен галоидом, т. е. соли, в которых вместо металла стоит галоид. Затем Александр Порфирьевич уже в Италии работает над фтористыми соединениями, и ему первому удалось получить фтористый бензоил, который по своим свойствам оказался вполне аналогичным с хлористым бензоилом. Эта работа представляла, во-первых, один из первых примеров фтористых органических соединений, а во-вторых, показала, что и в сложных углеродистых соединениях фтор является вполне соответствующим другим галоидам.

Затем химик изучал действие натрия на валерьяновый альдегид. Тут ему удалось получить вещество, которое в свое время вызвало весьма большой интерес у химиков, именно так называемый альдол, открытый и описанный Wurtz'ом, но когда Бородин явился в заседание с целью сделать свое сообщение, то увидел только что вышедшую работу Wurtz'a, подробно рассматривавшую вещество, о котором Александр хотел сделать предварительное сообщение.

Кроме этого, Бородиным были исследованы продукты уплотнения альдегидов, представившие такие непреодолимые трудности, благодаря которым эти продукты и теперь, т. е. почти 20 лет спустя, оставались мало исследованными. Об остальных работах Александра Бородина смотрите "Журнал Русского физико-химического общества" (1888 г. выпуск 4).

Александр Бородин напечатал 21 химическое исследование.

Как общественный деятель Бородин прежде всего выдвигается в так называемом "женском вопросе". Более горячего и деятельного поборника женского образования трудно было найти. Для него это было "sancta sanctorum", ради защиты которого он готов был жертвовать всем. В истории развития высшего женского образования в России имя Александра Бородина должно бесспорно занимать одно из первых мест. Недаром же на могилу его был возложен серебряный венок с надписью:

"Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся — от женщин-врачей десяти курсов 1872—1887".

Эта надпись стоит памятника. Подводя итоги всему вышеприведенному не трудно видеть, что репутация одного из самых крупных ученых была вырвана у Бородина, можно сказать, из рук; если бы остались за ним альдол Wurtz'a, ангидриды Шютценбергера, прибавься они к его исследованиям над фтористыми соединениями и продуктами уплотнения альдегидов, имя Александра Порфирьевича в химии стояло бы наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы. Когда его спросили, отчего он уступил Wurtz'y исследование альдолов, он вздохнул и сказал: — "моя лаборатория еле существует на те средства, которые имеются в ее распоряжении, у меня нет ни одного помощника, между тем как Wurtz имеет огромные средства и работает в 20 рук благодаря тому, что не стесняется заваливать своих лаборантов черной работою". Каждый русский ученый поймет глубокую правду и гуманность этих слов. (М. Гольдштейн)

Бородин Александр Порфирьевич как композитор

Музыкальные способности Бородина обнаружились очень рано; девятилетним ребенком он по слуху играл на фортепиано всевозможные пьесы, слышанные им в исполнении военных оркестров, а 13-и лет написал первое сочинение: концерт для флейты, на которой довольно бойко играл. Следующим его сочинением было небольшое трио (G-dur) для струнных инструментов на темы из оперы "Роберт-Дьявол" Мейербера.

В 1850 году, в шестнадцать лет, Александр поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, в которой считался одним из блестящих учеников. Ко времени его пребывания в академии относятся следующие сочинения: "трио" на известную песню "Чем тебя я огорчила" и "скерцо" (B-moll) для фортепиано, в котором впервые встречается у него русский пошиб. В музыкальном развитии композитора в разные поры его жизни играли большую роль две личности; это были: Михаил Романович Щиглев, известный впоследствии в музыкальном мире пианист-педагог и автор многих изящных вещиц, и М. А. Балакирев. Влияние Щиглева связано с детским и юношеским возрастом Бородина, когда оба мальчика, будучи товарищами-однолетками, совместно занимались музыкой. В первый же год своего знакомства юные друзья успели переиграть в четыре руки все симфонии Людвиг ван Бетховена, Франца Йозефа Гайдна и знали их чуть ли не наизусть, но в особенности увлекались они Феликсом Мендельсоном, ярым поклонником которого был Бородин в годы своей молодости. В то же время они усердно посещали павловские концерты Йозефа Гунгля, университетские симфонические концерты, дававшиеся под управлением известного виолончелиста Карла Шуберта, знакомились с камерной музыкой, для чего оба они выучились, без посторонней помощи, играть на инструментах: Щиглев на скрипке, а Бородин на виолончели.

По окончании академического курса Бородин был неоднократно посылаем за границу для усовершенствования в избранной им специальности. Эти поездки принесли Александру огромную пользу и в музыкальном отношении, знакомя его с заграничною музыкальною деятельностью, вводя его в кружки тамошнего артистического мира, объединяющим центром которого служил знаменитый Ференц Лист. Отношения последнего к Бородину нашли себе характеристику в письмах, помещенных в книге Владимира Васильевича Стасова "А. П. Бородин, его жизнь, переписка и музыкальные статьи". Лист путем своего личного, авторитетного влияния способствовал к непосредственному ознакомлению иностранной публики с оригинальным и живым дарованием русского композитора.

Во время первого пребывания Бородина за границей (1859—1862 годов) его научные занятия перемешивались с музыкальными. Там он написал: "квинтет", "секстет" (для струнных) и "скерцо" для фортепиано в 4 руки. По возвращении в 1862 году в Россию в его музыкальной жизни произошла очень крупная перемена, которой он был обязан своим знакомством с М. А. Балакиревым. Как даровитый и знающий музыкант, Балакирев имел сильное на него влияние, вследствие которого Александр из области дилетантизма перешел на почву серьезного композиторства.

У Балакирева Бородин усовершенствовал технику письма, изучил оркестровку, формы сочинений; благодаря этим занятиям у Александра Порфирьевича развился критический взгляд на музыку, более широкое и разностороннее понимание ее задач и требований. Около Балакирева в то время группировались молодые русские композиторы: Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков; к их кружку присоединился и Бородин.

Тесный кружок названных музыкантов имел весьма благотворное влияние на Бородина, так как они, страстно любя искусство, постоянно сходились для обмена мыслей, изучения различных музыкальных сочинений и для взаимного ознакомления со своими произведениями. Благодаря соревнованию, чуждому всякой зависти, Александр скоро по вступлении в кружок начал писать свою первую симфонию (Es-dur), которая, однако, была окончена только в 1867 году, а исполнена в первый раз 4 января 1869 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением Балакирева.

Позднее Бородин перешел к сочинению романсов и опер. Так, им написаны романсы:

К более позднему периоду относятся романсы:

Все эти романсы изданы музыкальными фирмами Петра Ивановича Юргенсона (Москва), В. Бесселя и К° (СПб.) и Митрофана Беляева (Лейпциг). По совету Балакирева Бородин принялся за сочинение оперы на сюжет драмы "Царская невеста" Льва Александровича Мея; после нескольких номеров предпринятый труд был, однако, оставлен, а Александр Порфирьевич принялся в начале 1869 года за сочинение своей второй симфонии (H-moll), которую он писал семь лет; эта симфония впервые была исполнена 2 февраля 1877 года в симфоническом собрании И. Р. М. О. под управлением Эдуарда Францевича Направника.

Рядом с симфонией Бородин был занят сочинением оперы "Князь Игорь", сюжет и сценарий которой были предложены автору В. В. Стасовым; в апреле 1869 года сценарий был существенно видоизменен самим композитором, который вначале очень живо заинтересовался сюжетом своей оперы и принялся за ревностное изучение относящихся до него литературных памятников нашей старины; так, в него введены весь пролог, комические сцены гудочников Скулы и Ёрошки; многие же из первоначально вошедших в либретто сцен были вовсе исключены из него автором.

Оперу "Князь Игорь" Бородин писал не по порядку сцен, предложенных либреттистом, а вразбивку. Раньше всех был сочинен "Сон Ярославны"; в 1874 году "Половецкий марш" и "Плач Ярославны"; в 1875 году "Половецкие пляски с хором", "Песнь Владимира Галицкого"; в 1876 г. ариозо Ярославны — "Как уныло все кругом"; около 1877 г. "каватина" Владимира Игоревича; в 1878 году хоровая сцена и песня Скулы и Ёрошки в 1 действии, в 1879 г. почти все сцены 1-й картины 1-го действия и финал 2 карт.; в 1880 г. женский хорик в 5/4 и т. д.

Многое из первоначального материала для "Князя Игоря" вошло во 2 симфонию, так как автор отказался было от намерения продолжать свою оперу. Только в начале 70-х годов Бородин вновь принялся за "Игоря", неожиданным толчком к чему послужила "Млада". Эту оперу-балет тогдашний директор театров Гедеонов предложил написать коллективно четырем русским композиторам: Кюи, Мусоргскому, Римскому-Корсакову и Бородину. Хотя заданная работа была окончена вовремя, но постановка нового произведения на императорской сцене не состоялась.

Александр Бородин написал к "Младе" весь 4-й акт, куда входили сцены между князем Яромиром и верховным жрецом, явление теней древних славянских князей, сцены страсти и ревности между Яромиром и Войславой, подъем вод моря от прилива, затопление Храма и общая гибель. Этим материалом автор воспользовался для своего "Князя Игоря". Почти все, как говорит В. В. Стасов в своей книге о Бородине, предназначенное для "Млады"", вошло теперь в состав оперы "Князь Игорь": "идоложертвенный хор" жрецов и народа в храме Радегаста послужил основой началу пролога в "Игоре": сцена "Яромира и жреца" вошла в состав некоторых сцен самого Игоря; дуэт "Яромира и Войславы" лег в основание сцены Игоря, князя Владимира и Кончаковны (терцет) в 3 д. "Игоря" и т. д.

Такого же точно приема держался и Мусоргский, который, начав сперва писать оперу "Саламбо", воспользовался ее материалом для оперы "Борис Годунов". Сочинение "Игоря" затянулось на долгие годы, в продолжение которых Бородин написал два квартета (A-moll и A-dur), одну часть (andante) квартета под названием B-La-F (Bélaeff) в 1886 году, фортепианную сюиту, состоящую из семи пьес, названных "petit poème d'amour d'une jeune fille" (1885 г.); романс "septain" (семистишие) на слова одного бельгийского поэта (1886 г.); последние два сочинения Александр посвятил покойной графине де Мерси-Аржанто, проявлявшей большие симпатии к молодой русской школе, произведения которой она ревностно распространяла на своей родине (Бельгии). Ею же были переведены на французский язык все романсы Бородина и три отрывка из "Игоря".

В промежутке этих лет Александр Бородин написал, кроме того, фортепианное скерцо Es-dur (1885 года, посвященное бельгийскому капельмейстеру Жадуль, и, наконец, начал свою третью симфонию (A-moll), сочинив две первые части, законченные и инструментованные А. К. Глазуновым. Симфонии Бородина были изданы фирмою В. Бессель и К° (СПб.). Что касается "Князя Игоря", то композитор писал его с большими промежутками времени в продолжение 18 лет. Начатая в апреле 1869 г. опера уже значительно подвинулась вперед в 1887 г., когда неожиданная кончина Бородина, последовавшая 15 февраля 1887 года, прервала его обширный труд.

Последними страницами "Игоря", написанными Бородиным в феврале 1887 года, были: хор половецкого дозора и речитатив Игоря с Кончаком. Насколько в опере Александра Порфирьевича постороннего элемента, не принадлежащего перу автора, мы не беремся судить, а ограничиваемся помещением примечания, приложенного к клавираусцугу "Князя Игоря", изданному М. П. Беляевым в Лейпциге на русском, французском и немецком языках. Вот что в нем напечатано: "оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера "Князь Игорь" закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Первым наоркестрованы оставшиеся неиструментованными №№ пролога, 1-го, 2-го и 4-го действий, а также половецкий марш (№ 18) из 3-го действия; вторым докончены, по оставшимся материалам, и инструментованы остальные №№ 3-го действия и увертюра. В начале каждого № партитуры означено, кому принадлежит инструментовка или окончание его".

Первое представление "Князя Игоря" на сцене Мариинского театра состоялось 23-го октября 1890 г. под управлением капельмейстера К. А. Кучера. В первый же сезон опера Бородина выдержала 13 представлений, и как на первом, так и на последующих спектаклях имела большой успех.

В области русской музыки Александр Порфирьевич Бородин является композитором с редким дарованием к национальному колориту. Обладая самобытным талантом, он не был чужд влиянию некоторых композиторов. В симфонической музыке наибольшее влияние оказали на него сочинения Роберта Александера Шумана, которого, впрочем, незаметно в камерной музыке. В опере Бородина заметно влияние Глинки (ему он посвятил своего "Игоря"), отчасти Серова и Мусоргского. Как колорист в смысле национального элемента в симфонической музыке Бородина высказался в "Средней Азии" (восточный и русский элементы); те же два элемента широко разработаны в его опере "Князь Игорь". Гармония композитора отличается большой своеобразностью, красотою, хотя автор порою и страдает изысканностью.

Большое внимание Александр Бородин обращал на ритмическую сторону, всегда интересную и оживленную, а главное, на мелодию, которая у него имеет ясные очертания и несомненную красоту. Разумеется, во многих случаях достоинство мелодии может быть отнесено не к изобретательности композитора, а к его тонкому вкусу, с которым он выбирал для своей оперы народные мотивы, как на это указывает его биограф В. В. Стасов. По своему музыкальному темпераменту Бородин лирик и эпик: эти черты составляют главные элементы его оперной музыки. В опере он не держался исключительного направления и, вопреки современным взглядам в пользу речитативно-ариозного пения, выказал большую склонность к формам округленным.

Кроме лирического таланта, А. Бородин выказал несомненное дарование и в области комической; к сожалению, оно проявилось в ограниченных размерах, в лице гудочников в опере "Князь Игорь". (Николай Феопемптович Соловьев)

Сочинения Бородина были неоднократно исполняемы за границей: во Франции, Бельгии, Германии, Голландии и в Соединенных Штатах Северной Америки[en].

Александр Порфирьевич Бородин скончался 27 февраля (15 февраля по ст.ст.) 1887 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, рядом с Мусоргским и неподалеку от могил Серова, Даргомыжского и Лишина. Друзья и почитатели великого творца воздвигли на его могиле прекрасный памятник в древнерусском стиле, с бронзовым бюстом композитора.

Подробнее про Александра Бородина читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)