Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Александр Галич Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Александр Аркадьевич Галич — биография

Александр Аркадьевич Галич

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) (1918-1977) — русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен. Знак Зодиака — Весы.

Комедии и сценарии фильмов «Вас вызывает Таймыр» (1948), «Верные друзья» (1954; обе — совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах» (1962).

С начачала 1960-х годов получил неофициальное признание как автор и исполнитель песен-новелл, в основном трагикомического содержания: главные темы — память и ответственность за прошлое, противостояние произволу, конформизму (сборник «Избранные стихотворения», 1989). С 1974 года жил за границей.

Александр Галич родился 19 октября 1918 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в семье служащих. Его отец — Аркадий Самойлович Гинзбург — был экономистом, мать — Фанни Борисовна Векслер — работала в консерватории. Она была артистической натурой — увлекалась театром, училась музыке, и большинство увлечений Фанни Борисовны передалось затем ее детям — Александру и Валерию (последний стал известным кинооператором, снял фильмы «Солдат Иван Бровкин», «Когда деревья были большими», «Живет такой парень» и др.).

Сразу после рождения[en] первенца семья Гинзбургов переехала в Севастополь, в котором прожила без малого пять лет. В 1923 году они перебрались в Москву, в один из домов в Кривоколенном переулке».

Благодаря матери Александр уже в раннем возрасте начал увлекаться творчеством — с пяти лет он учился играть на рояле, писать стихи. В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий. В школе Александр учился на «отлично» и был всеобщим любимцем — кроме прекрасной игры на рояле, он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи.

В 14 лет свет увидела его первая поэтическая публикация — стихотворение «Мир в рупоре» (Пионерская правда. 1932. 23 мая, за подписью Александр Гинзбург).

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт имени А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию Константина Сергеевича Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию.

Он перешёл в Театр-студию Алексея Николаевича Арбузова и В. Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он также написал песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Л. Борщаговского.

Когда началась Великая отечественная война[en], Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Александр Аркадьевич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в городе Грозный, он попал в местный драмтеатр, в котором и работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

В послевоенное время Александр писал стихи, песни в стиле романсов — он стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Семеновичем Высоцким и Булата Шалвовича Окуджавой). Его песни становились всё более глубокими и политически острыми, это привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты.

В 1969 году в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей и Союза кинематографистов. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать.

Голос Галича — мягкий, но решительный речитатив — был разрешен только в конце 1980-х годов, когда вышла пластинка с его песнями.

Семья Александра Галича

В Ташкенте А.А. Галич познакомился с актрисой Валентиной Дмитриевной Архангельской (20.08.191928.12.1999), младшей сестрой композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского (1918—2006), брак с которой был зарегистрирован в 1942 году, после возвращения в Москву.

21 мая 1943 года в этом браке родилась дочь Александра (Алёна).

В 1945 году Валентина Архангельская получила место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уехала из Москвы. Это события со временем привело к разводу.

В 1947 году Галич женился на Ангелине Николаевне Шекрот (Прохоровой).

3 сентября 1967 года у поэта вне брака родился сын Григорий, получивший фамилию матери Михнов-Войтенко. Софья Михнова-Войтенко (?—1973) — в то время жена журналиста и историка радио Александра Аркадьевича Шереля, художника по костюмам киностудии имени Горького. Ранее Софья была замужем за художником-нонконформистом Евгением Михновым-Войтенко.

Творчество Александра Аркадьевича Галича

Книги

  • Гинзбург А. Мальчики и девочки. Стихи. — М., 1942. (осень);
  • Сборник воспроизведён по машинописи (РГАЛИ, 2590, 1, 445) в книге: «Мир Высоцкого». Вып. 4. — М.: ГКЦМ B. C. Высоцкого, 2000. — С. 450—466;
  • Галич А. Сценарии-пьесы-песни. — М.: Искусство, 1967. Предисловие И. Грековой (сборник не был издан);
  • Галич А. «Песни». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1969. — 132 с.; суперобложка;
  • Галич А. «Поэмы России[en]». — Париж, 1971;
  • Галич А. «Поколение обречённых». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972, 1974;
  • Галич А. «Генеральная Репетиция». Автобиографическая книга воспоминаний. — Франкфурт: Посев, 1974. (с параллельным текстом пьесы «Матросская тишина»);
  • Галич А. «Когда я вернусь». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1975, 1977;
  • В сборниках «Песни русских бардов». Тексты. Серия 1—4. — Paris, YMCA-Press, 1977—78; 40 аудиокассет песен (116 песен А. Галича);
  • Галич А. А. «Когда я вернусь»: Полное собрание стихов и песен. — Посев, 1981;
  • Галич А. «Когда я вернусь…». Стихи и отрывок из автобиографической повести. — Фрунзе: Ала-Тоо, 1989. — 106 с. — ISBN 5-660-00163-7;
  • Галич А. «Возвращение» / Составитель И. Винокурова. — М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. — 320 с.;
  • Галич А. «Избранные стихотворения». — М.: Агентство печати Новости, 1989. — 240 с.;
  • Галич А. «Петербургский романс» / Составитель, автор предисловия Александр Николаевич Шаталов. — Л.: Художественная литература, 1989;
  • Галич А. «Возвращение»: Стихи, песни, воспоминания / Составитель Г. Соловьева, автор предисловия А.Шаталов. — Л.: Музыка, 1990. — 320 с. — ISBN 5-7140-0404-3;
  • Галич А. Стихи и песни / Составитель, автор предисловия А. Великоречин. — М.: Искусство, 1990. — 158 с. — ISBN 5-210-00398-1;
  • Галич А. «У микрофона Александр Галич»: избранные тексты и записи / Редактор Юлиан Александрович Панич. — Анн-Арбор. США: Эрмитаж, 1990. — С. 172. — ISBN 1557790345, ISBN 9781557790347;
  • Галич А. 87 стихов и песен. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990, — 208 с.;
  • Галич А. «Я выбираю Свободу». Выступления на радиостанции Свобода. / Составитель, автор предисловия А. Шаталов. — М.: Глагол, 1991. — 255 с.;
  • Галич А. «Я выбираю Свободу» (41 стих). — ИПП «Кострома», 1991, 256 с. (журнал «Глагол» N°3);
  • Галич А. «Я верил в чудо» (129 стихов). — М., 1991, — 240 с.;
  • Галич А. «Генеральная Репетиция» / Составитель А. Шаталов, предисловие А. Зверев. — М.: Советский писатель, 1991. — 560 с. — ISBN 5-265-02168-X;
  • Галич А. «Боль». — Алма-Ата: МП «Глагол», 1991. — 186 с.;
  • Галич А. «Облака», «Мы не хуже Горация», «Бессмертный Кузьмин», «По образу и подобию», «Песня без названия», «Королева материка», «Я выбираю Свободу», «Китеж» — В книге: Есть магнитофон системы «Яуза»…: Сборник песен магнитиздата / Сост. Ал. Уклеин. — Калуга, 1991, фото;
  • «Заклинание Добра и Зла»: А. Галич — о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи и воспоминания друзей и современников, а также истории и стихи, которые сочинил он сам. / Составитель, автор предисловия Нина Георгиевна Крейтнер. — М.: Прогресс, 1991, — 576 с. — ISBN 5-01-003474-3;
  • Галич А. «Облака плывут в Абакан» (39 стихов). — СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1996, — 288 с., с/обл. (серия «Российские барды»);
  • Галич А. «Вот стою я перед Вами, словно голенький…». Песни и поэмы (51 текст). — СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1997, 288 с., с/обл. (серия «Российские барды»);
  • Галич А. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. — Екатеринбург: У-Фактория, 1998. — 656 с. — ISBN 5-89178-073-9;
  • Галич А. «Верные друзья». — Екатеринбург: У-Фактория, 1998;
  • Галич А. 49 стихов. — М.: СЛОВО, 1998, 96 с. (серия «Самые мои стихи»);
  • Галич А. Сочинения в 2 т. — М.: ЗАО Локид, 1999. (серия «Голоса. Век XX»):

том 1. 205 стихов и поэм. Составитель А. Петраков. — 528 с.;
том 2. Киносценарии. Пьесы. Проза. — 512 с.

  • Галич А. «Возвращается вечером ветер». — М.: Эксмо, 2003. — 610 с. — ISBN 5-699-03971-6, ISBN 5-699-04102-8;
  • Галич А. «Матросская тишина». — М.: Эксмо, 2005. — 640 с. — ISBN 5-699-11862-4;
  • Галич А. Антология сатиры и юмора России XX века. Том 25. — М.: Эксмо, 2005. — 576 с. ISBN 5-699-03456-0;
  • Галич А. Стихотворения и поэмы. — 2006. — 384 с. — ISBN 5-7331-0305-1;
  • Галич А. «Облака» / Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — СПб.: Азбука, 2008. — 208 с. — («Российская поэзия»). — ISBN 978-5-91181-676-6.

Пьесы

  • Город на заре (1939−40). Совместно с Алексеем Николаевичем Арбузовым и коллективом Театра-Студии. // журнал «Театр», 1957, № 11. (Для пьесы и спектакля по ней также были написаны песни);
  • Дуэль (1939 − весна 1941). Совместно с Исаем Константиновичем Кузнецовым, Вс. Багрицким;
  • Рассвет (1945−46; скетч). Под псевдонимом «А.Гай»;
  • Матросская тишина (1945−56, 1974);
  • Улица мальчиков (1946). Совместно с И. Кузнецовым. Для пьесы также были сочинены песни;
  • Походный марш, или За час до рассвета (1946−47). // журнал «Театр», 1957, № 3. (Для пьесы также были сочинены песни);
  • Вас вызывает Таймыр (1947). Совместно с Константином Фёдоровичем Исаевым. // журнал «Огонёк», 1948, № 22;
  • Москва слезам не верит, или Положение обязывает (1949−50). Совместно с Георгием Николаевичем Мунблитом;
  • Пути, которые мы выбираем (1953−54). Другое название − «Под счастливой Звездой»;
  • Август (1956);
  • Пароход зовут «Орлёнок». // журнал «Современная драматургия», 1958, № 6;
  • Много ли человеку надо?! (до 13.7.1959);
  • Будни и праздники (1967). Совместно с И. Грековой (Е. Вентцель), по её повести «За проходной».

Сценарии к фильмам

  • 1951 — В степи (короткометражный). Совместно с Петром Андреевичем Павленко, по его повести «Степное солнце[гор]»;
  • 1953−1954 — На плоту. Совместно с К. Ф. Исаевым. Др. название — «Верные друзья»;
  • 1955 — Упрямое тесто (мультфильм) (совместно с А. Зубовым);
  • 1956 — Сердце[en] бьётся вновь...;
  • 1956 — Пётр Ильич Чайковский;
  • 1958 — Мальчик из Неаполя (мультграфический; по сказке Джанни Родари);
  • 1958 — Пароход зовут «Орленок»;
  • 1959, 1965−1966 — «Третья молодость» (Петипа). Совместно с французским драматургом Полем Андреотта;
  • 1960 — Трижды воскресший;
  • 1962 — На семи ветрах;
  • 1962 — Летающий пролетарий (мультфильм);
  • 1964 — Государственный[en] преступник;
  • 1964 — Добрый город. Для фильма также были написаны песни;
  • 1964−1965 — Дайте жалобную книгу. Совместно с Борисом Савельевичем Ласкиным;
  • 1967 — Бегущая по волнам. По роману А. Грина;
  • 1968 — Русалочка (мультипликационный; по сказке Ганса-Христиана Андерсена);
  • 21.8.1968; 1969 − до лета 1971 — Фёдор Шаляпин. Совместно с Марком Семеновичем Донским; неокончен;
  • 1970 — Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым). Для фильма также были написаны тексты песен;
  • 1971, до лета − 7.2.1972 — Самый последний выстрел;
  • 1971, до лета − февраль 1972 — Разные чудеса (мюзикл). Другое название − «Я умею делать чудеса»;
  • 1976 — Когда я вернусь (документальный, режиссер Рафаил Юльевич Гольдин. Норвегия). Другое название − «Беженцы XX века»;
  • 1982 — Приключения волшебного глобуса или проделки ведьм (мультфильм);
  • 2004 — Папа (посмертный фильм по мотивам пьесы «Матросская тишина»). (Википедия)

А ночами, а ночами,
Для ответственных людей,
Для высокого начальства
Крутят фильмы про б*ядей.
И, сопя, уставится,
На экран мурло,
Очень ему нравится
Мэрилин Монро». (Александр Галич)

Александр Аркадьевич Галич погиб 15 декабря 1977 года в Париже от удара током.

«В тот день — 15 декабря — в парижскую квартиру Галича доставили из Италии, где аппаратура была дешевле, стереокомбайн «Грюндиг», в который входили магнитофон, телевизор и радиоприемник. Люди, доставившие аппаратуру, сказали, что подключение аппаратуры состоится завтра, для чего к Галичам придет специальный мастер. Однако Александр Аркадьевич не внял этим словам и решил опробовать телевизор немедленно. Благо жена на несколько минут вышла в магазин, и он надеялся, что никто не будет мешать ему советами в сугубо мужском деле. А далее произошло неожиданное.

Мало знакомый с техникой, Александр Галич перепутал антенное гнездо и вместо него вставил антенну в отверстие в задней стенке аппаратуры, коснувшись ею цепей высокого напряжения. Его ударило током, он упал, упершись ногами в батарею, замкнув таким образом цепь.

Когда супруга вернулась домой, Галич еще подавал слабые признаки жизни. Когда же через несколько минут прибыли врачи[en], было уже поздно - он умер[en] на руках у жены». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. Их любят[en], о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 105 - 106.

У поэта не выдержало сердце[en], перенесшее к этому времени уже три инфаркта.

Мнение российского и американского художника, скульптора Михаила Михайловича Шемякина: "Никакое КГБ, никто за ним не охотился. Просто безграмотность, потому что он купил аппаратуру, мы хотели с ним сделать пластинку. Но master tape он решил делать сам у себя дома. Жена ушла в магазин, он стал возиться с аппаратурой, ничего не понимая, что куда включать. Знаете, так, по-русски: включим сюда. И, в общем, сделал так, что замкнул где-то эту аппаратуру, и когда он к ней прикоснулся — все, его убило током. Его било и он не мог… И когда жена прибежала из магазина, увидела, что он уже бьётся в судорогах, но уже кровь, видно, разложилась на составные, и Саша умер".

Александра Галича похоронили 22 декабря 1977 года недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Год рождения поэта на плите указан ошибочный — 1919.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)