Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Главная / Знаменитые тезки / Александр Грибоедов Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Александр Сергеевич Грибоедов — биография

Александр Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов русский[en] писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. и дипломат. Знак зодиака — Козерог.

В 1826 Грибоедов находился под следствием по делу декабристов. В 1828 назначен послом в Персию, где был убит персидскими фанатиками. В комедии в стихах «Горе от ума» (1822-24, поставлена в Москве в 1831 году, издана 1833) конфликт между «либералом» (близким к декабризму) и фамусовским обществом (поклонение чину, богатству, власти) предстает как борьба за права и достоинство личности (в т. ч. и национальное). Многие образы стали нарицательными, отдельные стихи — поговорками и крылатыми словами.

Александр Грибоедов родился 15 января (4 января по старому стилю) 1790 года, по другим сведениям в 1795 году, в Москве.

Образование Грибоедова

А. Грибоедов принадлежал к дворянскомуДворянство — одно из высших сословий феодального общества (наряду с духовенством), обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. Основа экономического и политического влияния дворянства — собственность на землю.

В 1762 году дворянство добилось освобождения от обязательной воинской и гражданской государственной службы, введенной Петром I; дворянство не подвергалось телесным наказаниям, освобождалось от рекрутской повинности, личных податей. Жалованная грамота (1785) Екатерины II (на права вольности и преимущества российского дворянства) устанавливала широкий круг личных привилегий дворянства, вводила дворянское самоуправление. Как сословие дворянство было ликвидировано после Октябрьской революции.
роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Александр Грибоедов продолжал заниматься на этико-политическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел языками: французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинскимЛатинский язык — язык италийской группы индоевропейской семьи языков. Развился на основе языка латинов. С возвышением Рима распространился на всю Италию, затем на значительную часть Римской империи. Становление литературного языка — 3-2 веков до на языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки.

Служба. Петербург

С началом Отечественной войны 1812 года Александр Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Дмитрием Никитичем Бегичевым и его братом С. Н. Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816 года), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга (сближается с кружком Александра Александровича Шаховского), сам пишет и переводит для театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
(комедии «Молодые супруги», 1815, «Своя семья, или Замужняя невеста», 1817, совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.). Следствием «пылких страстей и могучих обстоятельств» (Александр Сергеевич Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе — в 1818 Александр Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего).

Персия и Кавказ. История создания комедии «Горе от ума»

После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией Алексею Петровичу Ермолову (февраль 1822 года). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Весной 1823 года Александр Грибоедов отправился в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он провел лето, были созданы 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедияКомедия (от греческого komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» Уильяма Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Бернарда Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Николая Васильевича Гоголя), юмористические («Турандот» Карло Гоцци), трагикомедии. Главные представители комедии: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — Александр Сергеевич Грибоедов, Н. В. Гоголь, Александр Васильевич Сухово-Кобылин, Александр Николаевич Островский, Антон Павлович Чехов, Владимир Владимирович Маяковский.
была завершена. Грибоедов поехал в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре Александр Сергеевич убедился, что комедии «нет пропуску».

Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Фаддеем Венедиктовичем Булгариным в альманахе «Русская Талия» (первая полная публикация в России — 1862; первая постановка на профессиональной сцене — 1831). Тем не менее грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 Иван Иванович Пущин привез Пушкину в Михайловское список «Горя от ума»).

"Горе от ума" - шедевр русской классики

Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры (будоражащие умы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драмаДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др. Одновременно «Горе от ума» — пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена-маски и пр.), Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии.

Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямбаЯмб (греческое iambos) — стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...», А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры — 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)., передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.).

Грибоедов под арестом и следствием

Осенью года 1825 Александр Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 вновь оказывается в Петербурге — в качестве подозреваемого по делу декабристов (оснований для ареста было немало: на допросах 4 декабриста, в т. ч. Сергей Петрович Трубецкой и Евгений Петрович Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.). Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архиваАрхив (латинское archivum, от греческого archeion — присутственное место) — совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий и отдельных лиц.. На следствии он категорически отрицал свою причастность к заговору. В начале июня Александра Грибоедова освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом».

Дипломатическое поприще Александра Сергеевича

По возвращении на Кавказ (осень 1826 года) Грибоедов принимал участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны. Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще (по словам Н. Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял... единым своим лицом двадцатитысячную армию»), готовит в том числе выгодный для России Туркманчайский мир. Привезя в Петербург документы мирного договора (март 1828 года), Александр Грибоедов получает награды и новое назначение — полномочным министром (послом) в Персию. Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя (в его бумагах планы, наброски — стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих., трагедии «Родамист и Зенобия», «Грузинская ночь», драма «1812-й год»), был вынужден принять высокую должность.

Последние месяцы жизни Грибоедова

Последний отъезд Александра Грибоедова из столицы (июнь 1828) был окрашен мрачными предчувствиями. По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья. В августе женится на 16-летней дочери грузинского поэта Александра Гарсевановича Чавчавадзе — Нине, вместе с ней отправляется в Персию. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 11 февраля (30 января по ст.ст.) 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит.

Александра Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите — слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». (М. К. Евсеева)

20 крылатых фраз Александра Грибоедова

  • 1. Счастливые часов не наблюдают.
  • 2. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • 3. Где ж лучше? Где нас нет.
  • 4. А судьи кто?
  • 5. Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
  • 6. Я правду об тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи.
  • 7. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь[en].
  • 8. Я странен, а не странен кто ж?
  • 9. Улыбочка и пара слов, и кто влюблен — на все готов.
  • 10. Но чтоб иметь детей[en], кому ума недоставало?
  • 11. Карету мне, карету!
  • 12. Послушай! ври, да знай же меру.
  • 13. Господствует еще смешенье языков французского с нижегородским?
  • 14. Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
  • 15. Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • 16. Судьба любви — играть ей в жмурки.
  • 17. Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?
  • 18. О! Если б кто в людей проник: что хуже в них? Душа или язык?
  • 19. И дым Отечества нам сладок и приятен!
  • 20. Ах! Злые языки страшнее пистолета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)