Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Александр Радищев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты/ Приметы / Главная

Александр Николаевич Радищев — биография

Александр Николаевич Радищев
Портрет Александра Радищева

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — русский[en] мыслитель, писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., философ, революционер. Знак зодиака — Дева.

Участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Ода «Вольность» (1783), повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова» (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Александр Николаевич Радищев родился 31 августа (20 августа по старому стилю) 1749 года в Москве. Его отец был богатым помещикомПомещики — в дореволюционной России дворяне-землевладельцы. Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», то есть получавшие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 года — собственностью помещиков. Октябрьская революция 1917 года ликвидировала сословие помещиков и их землевладение.. Саша получил общее образование в Пажеском корпусе (1762 — 1766); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767 — 1771), где занимался также естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно Клода Адриана Гельвеция. По возвращении в Россию Александр был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 служил обер-аудитором (юридическим советником) штаба Финляндской дивизии в Петербурге.

К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1771 — 1773 Александр Николаевич выполнил ряд переводов; наиболее интересен изданный просветителем, писателем, журналистом и издателем Николаем Ивановичем Новиковым в 1773 перевод сочинений Габриеля Бонно де Мабли «Размышления о греческой истории» с примечаниями Радищева; в одном из них он утверждал, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и доказывал, что народ имеет право судить монарха-деспота (Полное собрание соч., т. 2, 1941, с. 282, прим.).

В 1775 году Александр Радищев вышел в отставку; а в 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию (с 1780 помощью управляющего, с 1790 управляющий Петербургской таможней). Материалистически решая основной вопрос философии («... Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе», там же, с. 59), Александр Николаевич отстаивал идею беспредельной познаваемости мира. Познание осуществляется чувственным восприятием, опытом и разумом, причём философ подчёркивал, что при существовании разных видов «силы познания» сама она «едина и неразделима».

Главные свойства материи — бытие, движение, пространство и время. Материальный орган мысли — мозг; отличительная особенность человека — речь. Говоря о непрерывной эволюции как результате борьбы противоположностей, доказывая, что «... будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые» (там же, с. 98), Радищев подходил к диалектикеДиалектика [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор] — философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.
.

Исторический процесс Александр Николаевич Радищев рассматривал как развитие по спирали, в котором эпохи регресса («заблуждения», «рабства») сменяются эпохами прогресса («истины», «вольности»). Из этого он делал вывод о неизбежности революций. Человек — существо не только общественное, но и активное. Поэтому движущей силой исторического процесса в конечном счёте являются люди; их эгоистические «страстиСтрасть:

1) Сильная любовь, сильное чувственное влечение.

2) Сильно выраженное чувство, воодушевленность.

3) Крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо.
» приводили в прошлом к краху «вольности» и торжеству порабощения. Однако если люди познают гибельность эгоистических «страстей» и сумеют их обуздать, то в будущем революция, «вольность» может восторжествовать окончательно.

Исходя из этого, Радищев огромное внимание уделял проблемам воспитания; он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову (литературе, поэзии, ораторскому искусству). Активной, преобразующей, творящей силе слова посвящена незаконченная аллегорическая оратория Александра «Творение мира» (около 1779 — 82), «Слово о Ломоносове[en]» (1780) и другие.

О роли примера, значении выдающейся личностиЛичность:

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
в истории А. Радищев писал в «Слове о Ломоносове», «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782). Обобщением исторических и политических концепций писателя стала ода «Вольность» (около 1783) — первое произведение русской революционной поэзии. Революция в России, на взгляд Александра Николаевича, неизбежна, произойдёт она нескоро и ход её будет особым: в процессе революции и гражданской войны громадное государство распадётся на части, которые объединятся в добровольный союз республик и «... волка хищного (т. е. самодержавие) задавят...» (см. там же, т. 1, 1938, с. 16).

Учение об активном человеке, о праве угнетаемых на восстание и о роли в нём выдающейся личности, вождя составило философско-политическую основу «Жития Ф. В. Ушакова» (1788, опубликовано 1789), сюжетомСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. которого является биография друга юности Радищева и рассказ о бунте русских студентов в Лейпциге. Мысль о зависимости человека от среды (прежде всего от политических и социальных условий), изображение формирования характера под воздействием обстоятельств сделали Александра Николаевича основоположником реалистического метода в русской прозеПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
.

С середины 80-х годов писатель работал над главным своим произведением — «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое ввёл ряд сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, он напечатал в начале 1790 года «Письмо к другу», а в конце мая того же года — «Путешествие...».

Свободная форма повествования, которую давал жанр путешествия, позволила Александру Радищеву реалистически изобразить разные стороны русской жизни, различные сословия, рассмотреть политические, социальные, юридические, экономические, исторические, этические, эстетические, бытовые и другие проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, он прямо указал на главный источники зла — самодержавие и крепостничество.

Далее Александр Николаевич вскрыл иллюзорность взглядов тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии торговли, кто уповал на религиюРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам)., личную добродетель и строгое соблюдение законов; он показал беспочвенность надежд на «просвещённого монарха» и бесперспективность стихийных крестьянских восстаний; в конечном счёте, он подвёл читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни — полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путём народной революции. При этом, понимая, что условий для революции в современной России нет, подчёркивал: «Не мечта сие... я зрю сквозь целое столетие» (там же, с. 368 — 69).

Произведение Радищева, будучи в узком смысле явлением жанра «просветительского путешествия», чрезвычайно сложно в жанровом отношении и соответственно — художественной стилистике. Метод воспроизведения действительности в «Путешествии...» в целом реалистичен; но в воссоздании внутреннего мира самого путешественника есть элементы революционного сентиментализма; включенная же в главу «Тверь» ода — произведения революционного классицизмаКлассицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.. Сатирическое обличение и эмоциональный самоанализ постоянно перемежаются с бытописью и жанровыми сценками; политическая проповедь и философская публицистика переплетена с драматической исповедью и шуточными признаниями; сарказм и обличительный пафос оттеняются повседневным говорком, издёвкой, юмором.

В повествование о путешествии и размышления героя введены «чужие» рассказы, рассуждения, письма, теоретические «проекты», исторические и литературные трактаты, стихи, комедийный диалог и т.д. В связи с этим необычайно широк диапазон языковых и стилистических средств А. Н. Радищева — от крестьянского просторечия (но без обычной в литературе эпохи фонетической транскрипции) и литературного языка, построенного на разговорной речи, до публицистических «слов» и политической проповеди, насыщенных архаизмами и славянизмами.

Отрицая теорию «трёх штилей» и стилистическую регламентацию сентиментализма, писатель создавал принципиальные основы художественной стилистики реализма. Уже через 3 недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина II[en]. 13 июля (30 июня по ст.ст.) 1790 Радищев был заключён в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири.

При Павле I в 1797 году Радищев был переведён под надзор полиции в одно из именийИмение — земельный участок с усадьбой. В России принадлежало главным образом дворянам; существовали также государственные, удельные, войсковые (казачьи) имения. отца — в село Немцово Калужской губернии. В ссылке Александр Николаевич создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792 — 1795), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. Его статья «Памятник дактилохореическому витязю» (1801 — 1802) заложила основы научного стиховедения в России.

После воцарения Александра I Александр Радищев был «прощён» и определён на службу в Комиссию составления законов. В юридических трудах и законодательных проектах 1801 — 1802 годах он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чём сам писал в «Путешествии...» и других сочинениях), писатель отравился.

Основные сочинения Радищева находились под запретом до 1905 года, однако они распространялись в списках (известно около 80 списков «Путешествия» и 9 — «Вольности»). Идеи писателя оказали значительное воздействие на Александра Сергеевича Пушкина, декабристов, Александра Ивановича Герцена, на все последующие поколенияПоколение — группа особей, одинаково отдаленных в родственном отношении от общих предков. Например, у человека: родители, дети, внуки — 3 последовательных поколения; промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называют длиной поколения (около 30 лет). русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в русской литературе.

Музеи Александра Николаевича Радищева находятся в Саратове и в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищеве Кузнецкого района Пензенской области), где писатель провёл детские годы. (Александр Васильевич Западов)

Сочинения:

  • Полное собрание сочинений 1938 — 1952.

Литература:

  • Владимир Ильич Ленин, О гордости великороссов, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26;
  • Гуковский Г. А., Радищев, в книга: История русской литературы, т. 4, М. — Л., 1947;
  • Орлов В. Н., Радищев и русская литература, 2 изд., Л., 1952;
  • Макогоненко Г. П., Радищев и его время, М., 1956;
  • Старцев А. И., Университетские годы Радищева, М., 1956;
  • Старцев А. И., Радищев в годы «Путешествия», М., 1960;
  • Благой Д. Д., Радищев, в его книга: История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960;
  • Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу, М., 1966;
  • Кулакова Л. И., Очерки истории русской эстетической мысли XVIII в., Л., 1968;
  • Кулакова Л. И., Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, Л., 1972;
  • Шторм Г., Потаённый Радищев, М., 1974;
  • Кулакова Л. И., Западов В. А., А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий, Л., 1974.

Ещё:

Александр Николаевич Радищев — известный писатель, один из главных представителей у нас «просветительной философии». Его дед, Афанасий Прокофьевич Радищев, были одним из потешных Петра Великого[en], дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание: Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми спрятался в лесу (жил он в Кузнецком уезде Саратовской губернии), а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его.

Его старший сын, Александр, любимец матери, родился 20 августа 1749 года (по ст.ст.). Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда мальчику было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь Радищев был помещен у родственника своей матери, М. Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного.

Саша был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламентаПарламент (английское parliament) — высший представительный и законодательный орган государственной власти. Собственно парламентом этот орган называется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии. В США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в Российской Федерации — Федеральным Собранием, в Литве и Латвии — сеймом. Парламенты бывают однопалатными и двухпалатными.

Впервые парламент был образован в Англии в 13 веке как орган сословного представительства. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции.
, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения. Аргамаков, по связям своим с Московским университетом (другой Аргамаков, А. М., был первым директором университета), доставил Радищеву возможность пользоваться уроками профессоров. С 1762 по 1766 годов Александр учился в пажеском корпусе (в Санкт-Петербург.), и, бывая во дворце, мог наблюдать роскошь и нравы Екатерининского двора. Когда Екатерина повелела отправить в Лейпциг, для научных занятий, двенадцать молодых дворян, в том числе шесть пажей, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, между последними находился и Радищев.

О пребывании Александра Радищева за границей, помимо его собственного свидетельства (в его «Житии Ф. В. Ушакова»), дал сведения целый ряд официальных документов о жизни русских студентов в Лейпциге. Эти документы служат доказательством, что Радищев в «Житии Ушакова» ничего не преувеличил, а скорее даже смягчил многое; то же подтверждают и дошедшие до нас частные письма родных к одному из его товарищей.

При отправке студентов за границу была дана инструкция относительно их занятий, написанная собственноручно Екатериной II. В этой инструкции вошли:

На содержание студентов были назначены значительные средства — по 800 рублей (с 1769 года — по 1000 руб.) в год на каждого. Но приставленный к дворянам в качестве воспитателя («гофмейстера») майор Бокум утаивал значительную часть ассигновки в свою пользу, так что студенты сильно нуждались. Их поместили в сырой, грязной квартире. Радищев, по донесению кабинет-курьера Яковлева, «находился всю бытность (Яковлева) в Лейпциге болен, да и по отъезде еще не выздоровел, и за болезньюБолезнь — нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т. д. к столу ходить не мог, а отпускалось ему кушанье на квартиру. Он в рассуждении его болезни[en], за отпуском худого кушанья, прямой претерпевает голод».

Бокум был человек грубый, необразованный, несправедливый и жестокий, дозволявший себе применять к русским студентам телесные наказания, иногда очень сильные. К тому же он был человек крайне хвастливый и невоздержанный, что ставило его постоянно в очень неловкие и комические положения.

С самого выезда из Петербурга у Бокума начались столкновения со студентами; неудовольствие их против него постоянно росло и наконец выразилось в очень крупной истории. Бокум постарался выставить студентов бунтовщиками, обратился к содействию Лейпцигских властей, потребовал солдат и посадил всех русских студентов под строгий караул. Только благоразумное вмешательство нашего посла, князя Белосельского, не дало истории этой окончиться так, как ее направлял Бокум. Посол освободил заключенных, вступился за них, и хотя Бокум остался при студентах, но стал обходиться с ними лучше, и резкие столкновения более не повторялись.

Неудачно также было избрание для студентов духовника: с ними был отправлен иеромонах Павел, человек веселый, но малообразованный, вызывавший насмешки студентов. Из товарищей Радищева особенно замечателен Федор Васильевич Ушаков, по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Одаренный пылким умомУм — характеристика способности мышления и понимания. В истории философии – то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия Нус (латинское – интеллект). и честными стремлениями, Ушаков до отъезда за границу служил секретарем при статс-секретаре Григории Николаевиче Теплове и много работал по составлению рижского торгового устава. Он пользовался расположением Теплова, имел влияние на дела; ему предсказывали быстрое возвышение на административной лестнице, «многие обучались почитать его уже заранее».

Когда Екатерина II приказала отправить дворян в Лейпцигский университет, Ушаков, желая образовать себя, решился пренебречь открывавшейся карьеройКарьера (от итальянского carriera — бег, жизненный путь, поприще)

1) Продвижение в какой-либо сфере деятельности

2) Достижение известности, славы, выгоды.

3) Обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).
и удовольствиями и ехать за границу, чтобы вместе с юношами сесть на ученическую скамейку. Благодаря ходатайству Теплова, ему удалось исполнить свое желание.

Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он был достоин приобретенного влияния; «твердость мыслей, вольное их изречение» составляли его отличительное свойство, и оно особенно привлекало к нему его юных товарищей. Он служил для других студентов примером серьезных занятий, руководил их чтением, внушал им твердые нравственные убеждения. Он учил, например, что тот может побороть свои страсти, кто старается познать истинное определение человека, кто украшает разум свой полезными и приятными знаниями, кто величайшее услаждение находит в том, чтобы быть отечеству полезным и быть известным свету.

ЗдоровьеЗдоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов Ушакова было расстроено еще до поездки за границу, а в Лейпциге он еще испортил его, отчасти образом жизни, отчасти чрезмерными занятиями, и опасно захворал. Когда доктор, по его настоянию, объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твердо встретил смертный приговор, хотя, «нисходя во гроб, за оным ничего не видел». Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Радищева. Перед смертью[en], ужасно страдая, Ушаков просил дать ему яду, чтобы поскорее окончились его мучения. Ему в этом было отказано, но это все-таки заронило в Радищеве мысль, «что жизнь несносная должна быть насильственно прервана». Ушаков умер в 1770 году.

Занятия студентов в Лейпциге были довольно разнообразны. Они слушали философию у Платнера, который, когда его в 1789 году посетил Николай Михайлович Карамзин, с удовольствием вспоминал о своих русских учениках, особенно об Александре Михайловиче Кутузове и Радищеве. Студенты слушали также и лекции Геллерта или, как выражается Радищев, «наслаждался его преподаванием в словесных науках». Историю студенты слушали у Бема, право — у Гоммеля. По словам одного из официальных донесений 1769 года, «все генерально с удивлением признаются, что в столь короткое время оказали они (русские студенты) знатные успехи, и не уступают в знании тем, кто издавна там обучается. Особливо же хвалят и находят отменно искусными: во-первых, старшего Ушакова (в числе студентов было двое Ушаковых), а по нем Янова и Радищева, которые превзошли чаяние своих учителей».

По своему «произволению» Радищев занимался медицинойМедицина (латинское medicina, от medicus — врачебный, лечебный) — область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Опытным путем в течение многих веков были накоплены лечебные средства и приемы, которые сохранились в так называемой народной медицине и (позднее) частично вошли в научную медицину. Вершиной врачебного искусства в древнем мире была деятельность Гиппократа. Во 2 веке нашей эры представления античной медицины были систематизированы Галеном; его система, дополненная Ибн Синой и канонизированная церковью, господствовала в медицине вплоть до начала нового времени.

В процессе развития медицина дифференцировалась на ряд самостоятельных отраслей, изучающих: строение и функции организма здорового человека — анатомия, физиология, гистология, биохимия и др.; больной организм — патологическая физиология, патологическая анатомия и др.; болезни и их лечение — терапия, хирургия и др.; влияние на здоровье людей условий окружающей среды, труда, быта и т. п. — гигиена.
и химией, не как любитель, а серьезно, так что мог выдержать экзамен на врача[en] и потом с успехом занимался лечением. Занятия химией тоже навсегда остались одним из его любимых дел. Вообще, он приобрел в Лейпциге серьезные знания по естественным наукам. Инструкция предписывала студентам изучать языки; как шло это изучение, мы не имеем сведений, но Радищев хорошо знал немецкий, французский и латинский языки. Позднее он выучился языку английскому и итальянскому.

Проведя несколько лет в Лейпциге, Александр Николаевич Радищев, как и его товарищи, сильно позабыл русский язык, так что по возвращении в Россию занимался им под руководством известного Храповицкого, секретаря Екатерины. Читали студенты много, и преимущественно французских писателей эпохи Просвещения; увлекались сочинениями Мабли, Жан Жака Руссо и в особенности Гельвеция. В общем, Радищев в Лейпциге, где он побыл пять лет, приобрел разнообразные и серьезные научные познания и стал одним из самых образованных людей своего времени не только в России. Он не прекращал занятий и усердного чтения во всю свою жизнь. Его сочинения проникнуты духом «просвещения» XVIII века и идеями французской философии.

В 1771 году с некоторыми из своих товарищей Радищев возвратился в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, как товарищ и друг его, Кутузов, протоколистом, с чином титулярного советника. Они недолго прослужили в Сенате: им мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Кутузов перешел в военную службу, а Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса, в качестве обер-аудитора, и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям.

В 1775 году Радищев вышел в отставку с чином армииАрмия (от латинского armo — вооружаю):

1) Обобщенное понятие для обозначения совокупности вооруженных сил государства.

2) Сухопутная часть вооруженных сил государства в отличие от военно-воздушных сил, военно-морских сил и других родов войск.
секунд-майора. Один из его товарищей по Лейпцигу, Рубановский, познакомил со своей семьей своего старшего брата, на дочери которого, Анне Васильевне, он и женился.

В 1778 году Александр Радищев вновь был определен на службу в государственную камерц-коллегию на ассесорскую вакансию. Он быстро и хорошо освоился даже с подробностями порученных коллегии торговых дел. Вскоре ему пришлось участвовать в разрешении одного дела, где целая группа служащих, в случае обвинения, подлежала тяжелому наказанию. Все члены коллегии были за обвинение, но Радищев, изучив дело, не согласился с таким мнением и решительно восстал на защиту обвиняемых. Он не согласился подписать приговор и подал особое мнение; напрасно его уговаривали, пугали немилостью президента, графа Александра Романовича Воронцова, — он не уступал; пришлось доложить об его упорстве Воронцову. Последний сначала действительно разгневался, предполагая в Радищеве какие-нибудь нечистые побуждения, но все-таки потребовал дело к себе, внимательно пересмотрел его и согласился с мнением Радищева: обвиняемые были оправданы.

Из коллегии Радищев в 1788 году был переведен был на службу в петербургскую таможню, помощником управляющего, а потом и управляющим. На службе в таможне Александр Николаевич тоже успел выдаться своим бескорыстием, преданностью долгу, серьезным отношением к делу. Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли: «Размышления о греческий истории» (1773), затем начал составлять историю российского Сената, но написанное уничтожил.

После кончины горячо любимой женыЖена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в официальном браке (к своему мужу). (в 1783 году) он стал искать успокоения в литературной работе. Существует маловероятное предание об участии Радищева в «Живописце» Новикова. Более вероятно, что он участвовал в издании «Почты Духов» Крылова, но и это не может считаться доказанным. Несомненно литературная деятельность Радищева началась только в 1789 году, когда им было напечано «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений» («О праве наказания и о смертной казни», «О любви», «Письма о первой книге Гельвециева сочинения о разуме»).

Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завел свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». В этом небольшом сочинении описывается открытие памятника Петру Великому и попутно высказываются некоторые общие мысли о государственной жизни, о власти и прочем. «Письмо» было лишь как бы «пробой»; вслед за ним Александр Николаевич выпустил свое главное сочинение: «Путешествие из Петербурга в Москву», с эпиграфом из Телемахиды: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Книга начинается с посвящения «А. М. К., любезнейшему другу», т. е. товарищу Радищева, Кутузову. В посвящении этом автор написал: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь».

«Путешествие» разделено на главы, из которых первая называется «Выезд», а последующие носят названия станций между Петербургом и Москвой; оканчивается книга приездом и восклицанием: «Москва! Москва!» Книга стала быстро раскупаться. Ее смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана «с дозволения управы благочиния», т. е. с разрешения установленной цензурыЦензура (латинское censura) — система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 веке, в России — в начале 18 века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 года цензура регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.).

В 1865 году на основе «Временных правил о печати» проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 году была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 года цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону «О средствах массовой информации» (1992) цензура массовой информации не допускается.
, но все-таки против автора было поднято преследование. Сначала не знали, кто автор, так как имя его не было выставлено на книге; но, арестовав купца Зотова, в лавке которого продавалось «Путешествие», скоро узнали, что книга писана и издана Радищевым. Он был тоже арестован, дело его было «препоручено» известному Шешковскому.

Екатерина забыла, что Радищев и в пажеском корпусе, и за границей учился «праву естественному» по высочайшему повелению и что она сама проповедовала и дозволяла проповедовать принципы подобные тем, какие проводило «Путешествие». Она отнеслась к книге Радищева с сильным личным раздражением, сама составила вопросные пункты Александру Радищеву, сама через Безбородко руководила всем делом. Посаженный в крепость и допрашиваемый страшным Шешковским, Радищев заявлял о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии». Выражением раскаяния Радищев надеялся смягчить угрожавшее ему наказание, но вместе с тем он был не в силах скрывать свои убеждения.

Кроме Радищева допрашивали многих лиц, причастных к изданию и к продаже «Путешествия»; следователи искали, нет ли у Радищева сообщников, но их не оказалось. Характерно, что расследование, произведенное Шешковским, не было сообщено палате уголовного суда, куда, по высочайшему указу, было передано дело о «Путешествии».

Судьба Радищева была заранее решена: он был признан виновным в самом указе о предании его суду. Уголовная палата произвела очень краткое расследование, содержание которого было определено в письме Александра Андреевича Безбородко к главнокомандующему в Петербурге графу Брюсу. Задача палаты состояла только в придании законной формы предрешенному осуждению Радищева, в подыскании и подведении законов, по которым он должен был быть осужден. Задача эта была нелегкая, так как трудно было обвинить автора за книгу, изданную с надлежащего разрешения, и за взгляды, которые еще недавно пользовались покровительством.

Уголовная палата применила к Александру Радищеву статьи Уложения о покушенииПокушение — умышленное действие, непосредственно направленное на совершение преступления. Покушение, не доведенное до конца по не зависящим от виновного причинам, наказывается как соответствующее преступление с учетом степени осуществления преступного намерения и причин, в силу которых преступление не было доведено до конца. на государево здоровье[en], о заговорах, измене, и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного, изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями против сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но «по милосердию и для всеобщей радости», по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, «на десятилетнее безысходное пребывание». Указ тогда же был приведен в исполнение.

Печальная судьба Радищева привлекла к себе всеобщее внимание: приговор казался невероятным, в обществеОбщество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля). не раз возникали слухи, что Радищев был прощен, возвращается из ссылки, но слухи эти не оправдывались, и писатель пробыл в Илимске до конца царствования Екатерины. Положение его в Сибири было облегчено тем, что граф А.Р. Воронцов продолжал все время оказывать поддержку ссыльному писателю, доставлял ему покровительство со стороны начальников в Сибири, присылал ему книги, журналыЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728)., научные инструменты и пр. К нему в Сибирь приехала сестра его жены, Е. В. Рубановская, и привезла младших детей (старшие остались у родных для получения образования). В Илимске Радищев женился на Рубановской.

Во время ссылки Александр Николаевич изучал сибирскую жизнь и сибирскую природу, делал метеорологические наблюдения, много читал и писал. Он чувствовал такое стремление к литературной работе, что даже в крепости, во время суда, воспользовался разрешением писать и написал повесть о Филарете Милостивом. В Илимске он занимался также лечением больных, вообще старался помочь чем кому мог и сделался, по свидетельству современника, «благодетелем той страны». Его заботливая деятельность простиралась верст на 500 вокруг Илимска.

Император Павел вскоре после своего воцарения вернул Радищева из Сибири (Высочайшее повеление 23 ноября 1796 года), причем Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове, а за его поведением и перепиской велено было наблюдать губернаторуГубернатор (от латинского gubernator — правитель) — в России до 1917 года высший правительственный чиновник в губернии.. По ходатайству Радищева ему было разрешено государем съездить в Саратовскую губернию посетить престарелых и больных родителей.

После воцарения Александра I Александр Николаевич Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Сохранились рассказы (в статьях Пушкина и Павла Радищева) о том, что Радищев, удивлявший всех «молодостью седин», подал общий проект о необходимых законодательных преобразованиях — проект, где опять выдвигалось вперед освобождение крестьян и пр. Так как проект этот не найден в делах комиссии, то высказаны были сомнения в самом существовании его; однако, кроме показаний Пушкина и Павла Радищева, мы имеем несомненное свидетельство современника, Ильинского, который был тоже членом комиссии и должен был хорошо знать дело. Несомненно, во всяком случае, что проект этот, как его передает сын Радищева, вполне совпадает с направлением и характером сочинений Радищева.

Тот же Ильинский и другой современный свидетель, Борн, удостоверяют также верность другого предания, о смерти Александра Николаевича. Предание это говорит, что когда Радищев подал свой либеральныйЛиберал (от латинского liberalis — касающийся свободы, свободный):

1) В первоначальном значении — свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности.

2) Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле — член либеральной партии.
проект необходимых реформ, председатель комиссии, граф Петр Васильевич Завадовский, сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, с разбитыми нервами был до того потрясен выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яду и умер в страшных мучениях. Он как бы вспомнил пример Ушакова, научивший его, что «жизнь несносная должна быть насильственно прервана».

Главное литературное произведение Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву». Сочинение это замечательно, с одной стороны, как наиболее резкое выражение влияния, какое приобрела у нас в XVIII веке французская философия Просвещения, а с другой — как наглядное доказательство того, что лучшие представители этого влияния умели применять идеи Просвещения к русской жизни, к русским условиям. «Путешествие» писателя как бы состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой мы видим постоянные заимствования автора из различных европейских писателей. Радищев сам объяснял, что он писал свою книгу в подражание «Иорикову путешествию» Стерна и находился под влиянием «Истории Индии» Рейналя; в самой книге встречаются ссылки на разных авторов, а многие неуказанные заимствования тоже легко определяются. Наряду с этим мы встречаем в «Путешествии» постоянное изображение русской жизни, русских условий и последовательное применение к ним общих принципов Просвещения.

А.Н. Радищев — сторонник свободы. Он дал не только изображение всех неприглядных сторон крепостного права, но сказал о необходимости и возможности освобождения крестьян. Александр Николаевич нападал на крепостное право не только во имя отвлеченного понятия о свободе и достоинстве человеческой личности: его книга показывает, что он внимательно наблюдал народную жизнь в действительности, что у него было обширное знание быта, на которое и опирался его приговор крепостному праву. Средства, которые «Путешествие» предлагает для уничтожения крепостного права, тоже согласованы с жизнью, вовсе не являются чрезмерно резкими.

«Проект в будущем», предлагаемый Радищевым, указывает такие меры:

Конечно, это литературный план, который не может быть рассматриваем как готовый законопроект, но общие его основания должны быть признаны применимыми и для того времени.

Нападки на крепостное право — главная тема «Путешествия»; недаром Пушкин назвал Радищева: «рабства враг». Его книга затрагивает, кроме того, целый ряд других вопросов русской жизни. Радищев вооружается против таких сторон современной ему действительности, которые теперь уже давно осуждены историей; таковы его нападки на зачисление дворян в службу с детских лет, на несправедливость и корыстолюбие судей, на полный произвол начальников и пр. «Путешествие» поднимает и такие вопросы, которые до сих пор имеют жизненное значение; так, оно вооружается против цензуры, против праздничных приемов у начальников, против купеческих обманов, против разврата и роскоши.

Нападая на современную ему систему образования и воспитания, Радищев нарисовал идеалИдеал (французское ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений., во многом не осуществленный до сих пор. Он говорил, что правительство существует для народа, а не наоборот, что счастье и богатство народа измеряются благосостоянием массы населения, а не благополучием немногих лиц и пр.

Общий характер миросозерцания Радищева отразила и его крайне резкая «Ода вольности», помещенная в «Путешествии» (в значительной степени воспроизведена в I томе «Русской поэзии» А. С. Венгерова).

СтихотворениюСтихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема (сродни с поэмой); в 19-20 веках преимущественная форма лирики. Радищева «Богатырская повесть Бова» подражал Пушкин.

Александр Радищев — совсем не поэт; его стихи по большей части очень слабы. Проза его, напротив, обладает нередко значительными достоинствами. Забывший за границей русский язык, учившийся потом по Ломоносову, Радищев часто дает чувствовать оба эти условия: речь его бывает тяжела и искусственна; но вместе с тем в целом ряде мест он, увлекаемый изображаемым предметом, говорит просто, иногда живым, разговорным языком. Многие сцены в «Путешествии» поражают своей жизненностью, показывая наблюдательность и юмор автора.

В 1807 — 1811 годах в Санкт-Петербурге было издано собрание сочинений Радищева, в шести частях, но без «Путешествия» и с некоторыми пропусками в «Житии Ушакова». Первое издание «Путешествия» было уничтожено отчасти самим Радищевым перед его арестом, отчасти властями; осталось его несколько десятков экземпляров.

Спрос на него был большой; его переписывали. Массон свидетельствовал, что многие платили значительные деньгиДеньги — средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара.

Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений.

Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения.
за то, чтобы получить «Путешествие» для прочтения. Отдельные отрывки из «Путешествия» печатались в разных изданиях: «Северном Вестнике» Мартынова (в 1805 году), при статье Пушкина, которая появилась в печати впервые в 1857 г., в предисловии литературного критика Максима Алексеевича Антоновича к переводу Шлоссеровой истории XVIII века.

Не всегда такие перепечатки удавались. Когда книговед, один из основоположников российской библиографии Василий Степанович Сопиков поместил в своей библиографии (1816) посвящение из «Путешествия», страничка эта была вырезана, перепечатана и сохранилась в полном виде лишь в очень немногих экземплярах.

В 1858 году «Путешествие» было напечатано в Лондоне, в одной книге с сочинением князя Щербатова: «О повреждении нравов в России», с предисловием Герцена. Текст «Путешествия» дан здесь с некоторыми искажениями, по испорченной копииКопия (от латинского copia — множество) — точный список, точное воспроизведение, повторение чего-либо.. С этого же издания «Путешествие» было перепечатано в Лейпциге, в 1876 г.

В 1868 году состоялось Высочайшее повеление, дозволившее печатать «Путешествие» на основании общих цензурных правил. В том же году появилась перепечатка книги Радищева, сделанная Шигиным, но с большими пропусками и опять-таки по искаженной копии, а не по подлиннику.

В 1870 году библиограф, историк литературы Петр Александрович Ефремов предпринял издание полного собрания сочинений Радищева (с некоторыми дополнениями по рукописям), внеся в него и полный текст «Путешествия» по изданию 1790 г. Издание было напечатано, но в свет не вышло: оно было задержано и уничтожено. В 1888 году издателем, публицистом, театральным критиком и писателем Алексеем Сергеевичем Сувориным было издано «Путешествие», но всего в 99 экземплярах.

В 1869 г. историк, археограф, библиограф и журналист Петр Иванович Бартенев перепечатал, в «Сборнике XVIII века», «Житие Ф. В. Ушакова»; в «Русской Старине» 1871 г. перепечатано «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». АкадемикАкадемик — звание члена академии. В академиях с двухступенчатой структурой членства звание академик — высшее (в отличие, например, от члена-корреспондента). В академиях ряда стран существует звание почетный академик. М. И. Сухомлинов напечатал в своем исследовании о Радищеве повесть Радищева о Филарете. Глава из «Путешествия» о Ломоносове напечатана в I т. «Русской поэзии» С. А. Венгерова. Там же воспроизведены все стихотворения Радищева, не исключая «Оды вольности».

На имени Александра Николаевича Радищева долго лежал запрет; оно почти не встречалось в печати. Вскоре после его смерти появилось несколько статей о нем, но затем имя его почти исчезло в литературе и встречалось очень редко; о нем приводились лишь отрывочные и неполные данные. Батюшков внес Радищева в составленную им программу сочинения по русской словесности. Пушкин писал Бестужеву: «Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить?».

Позднее Пушкин на опыте убедился, что вспоминать об авторе «Путешествия» не так легко: его статья о Радищеве не была пропущена цензурой и появилась в печати только через двадцать лет по смерти поэта. Лишь со второй половины пятидесятых годов с имени Радищева сняли запрет; в печати появилось немало статей и заметок о нем, стали печататься интересные материалы.

Полной биографии Радищева нет.

В 1890 году столетие со дня появления «Путешествия» вызвало очень мало статей о писателе. В 1878 г. дано было Высочайшее соизволение на открытие в Саратове «Радищевского музея», учрежденного внуком Радищева, художникомХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
Алексеем Петровичем Боголюбовым, и представляющего важный просветительный центр для Поволжья. Внук достойно почтил память своего «именитого», как говорится в указе, деда.

Главнейшие статьи о Радищеве:

«На смерть Радищева», стихи и проза Ивана Мартыновича Борна («Свиток муз», 1803). Биографии: в IV ч. «Словаря достопамятных людей русской земли» Бантыш-Каменского и во второй части «Словаря светских писателей» митрополитаМитрополит (греческое metropolites) — в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху. Евгения. Две статьи Пушкина в V томе его сочинений (объяснение их значения в статье В. Якушкина, «Чтения Общества Истории и Древностей Российских», 1886, кн. 1 и отдельно).

Биографии Радищева, написанные его сыновьями Николаем («Русская Старина», 1872, т. VI) и Павлом («Русский Вестник», 1858, № 23, с примечаниями М. Н. Лонгинова). Статьи Лонгинова «А. М. Кутузов и А. Н. Радищев» («Современник», 1856, № 8), «Русские студенты в Лейпцигском университете и о последнем проекте Радищева» («Библиографические Записки», 1859, № 17), «Екатерина Великая и Радищев» («Весть», 1865, № 28) и заметка в «Русском Архиве», 1869, № 8. «О русских товарищах Радищева в Лейпцигском университете» — статья К. Грота, в 3 вып. IX т. «Известий» II отделения Академии Наук.

Об участии Радищева в «Живописце» см. статью Д. Ф. Кобенко в «Библиографических Записках», 1861, № 4, и примечания П. А. Ефремова к изданию «Живописца», 1864. Об участии Радищева в «Почте Духов» см. статью В. Андреева («Русский Инвалид», 1868, № 31), А. Н. Пыпина («Вестник Европы», 1868, № 5) и Я. К. Грота («Литературная жизнь Крылова», приложение к XIV т. «Записок» Академии Наук). «О Радищеве» — ст. М. Шугурова, «Русский Архив», 1872, стр. 927 — 953. «Суд над русским писателем в XVIII веке» — ст. В. Якушина, «Русская Старина», 1882, сентябрь; здесь приведены документы из подлинного дела о Радищеве; новые важные документы об этом деле и вообще о Радищеве даны М. И. Сухомлиновым в его монографииМонография (от моно... и «графия») — научный труд, посвященный исследованию одной темы.: «А. Н. Радищев»; XXXII том «Сборника Отделения русского языка и словесности Академии Наук» и отдельно (Санкт-Петербург, 1883), а затем в I томе «Исследований и статей» (Санкт-Петербург, 1889).

О Радищеве говорится в руководствах по истории русской литературы Кенига, Галахова, Стоюнина, Караулова, Порфирьева и др., а также в сочинениях Лонгинова «Новиков и московские мартинисты», Александра Николаевича Пыпина «Общественное движение при Александре I», Василия Ивановича Семевского «Крестьянский вопрос в России», Щапова «Социально-педагогические условия развития русского народа», А. П. Пятковского «Из истории нашего литературного и общественного развития», Леонида Николаевича Майкова «Батюшков, его жизнь и сочинения».

Материалы, касающиеся биографии Радищева, были напечатаны в «Чтениях Общества Истории и Древностей Российских», 1862, кн. 4, и 1865, кн. 3; в V и в XII томах «Архива князя Воронцова»; в X т. «Сборника Императорского Русского исторического Общества»; в собрании сочинений Екатерины II помещены ее рескрипты по делу Радищева; письма Екатерины об этом деле напечатаны также в «Русском Архиве» (1863, № 3, и 1872, стр. 572); рапорт Иркутского наместнического правления о Радищеве — в «Русской Старине», 1874, т. VI, стр. 436.

О Радищеве в современных перлюстрированных письмах см. в статье «Русские вольнодумцы в царствование Екатерины II» («Русская Старина», 1874, январь — март). Письма родных к Зиновьеву, одному из товарищей Радищева — «Русский Архив», 1870, № 4 и 5. Часть документов, касающихся дела о «Путешествии» Радищева, с исправлениями и дополнениями по рукописям, была перепечатана П. А. Ефремовым при собрании сочинений Радищева 1870 г.

Об Александре Радищеве говорится в записках Храповицкого, княгини Дашковой, Селивановского («Библиографические Записки», 1858, № 17), Глинки, Ильинского («Русский Архив», 1879, № 12), в «Письмах русского путешественника» Карамзина. Примечания П. А. Ефремова к его не появившемуся изданию сочинений Радищева помещены в «Русской поэзии» С. А. Венгерова. ПортретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Радищева был приложен к 1-й части его сочинений, издания 1807 г. (а не к первому изданию «Путешествия», как ошибочно показано у Ровинского в «Словаре гравированных портретов»); портрет гравирован Вендрамини. С этой же гравюры был сделан гравированный портрет Радищева Алексеевым, для не вышедшего второго тома «Собрания портретов знаменитых Россиян» БекетоваНиколай Николаевич Бекетов (1827-1911) — российский ученый, основатель отечественной школы физикохимиков, академик Петербургской АН (1886). Брат Андрея Николаевича Бекетова. Открыл способ восстановления металлов из их оксидов, заложив основы алюминотермии. Обнаружил вытеснение металлов из растворов их солей водородом под давлением. Организовал первые в России термохимические лаборатории..

С бекетовского портрета сделана большая литография для «Библиографических Записок» 1861 г., № 1. Снимок с портрета Вендрамини дан в «Иллюстрации» 1861 г., № 159, при статье Зотова о Радищеве; тут же и вид Илимска. В издании Вольфа «Русские люди» (1866) помещен очень неудачный гравированный портрет Радищева по Вендрамини (без подписи). К изданию 1870 г. приложена копия с того же Вендрамини в хорошей гравюре, исполненной в Лейпциге Брокгаузом.

В «Историческом Вестнике» 1883 года, в апреле, при ст. Незеленова помещен политипажный портрет Радищева с алексеевского портрета; политипаж этот повторен в «Истории Екатерины II» Брикнера и в «Александре I» Шильдера. Ровинский поместил снимок с вендраминиевского портрета в «Словаре гравированных портретов», а снимок с алексеевского портрета — в «Русской иконографииИконография (от греческого eikon — изображение, образ и «графия») — в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой).

Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
», под № 112. (В. Якушкин)

Сын Радищева, Николай Александрович, также занимался литературой. Он перевел почти всего Августа Лафонтена. Он был близок с Николаем Егоровичем Жуковским, Мерзляковым, Воейковым, служил предводителем в Кузнецком уезде Саратовской губернии, оставил биографию своего отца, напечатанную в «Русской Старине» (1872, т. VI). В 1801 году он напечатал «Алеша Попович и Чурила Пленкович, богатырское песнотворение» (Москва), оказавшее несомненное влияние на «Руслана и Людмилу» Пушкина (см. проф. Владимиров, в «Киевских Университетских Известиях», 1895, № 6).

Александр Николаевич Радищев скончался 24 сентября (12 сентября по старому стилю) 1802 года в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)