Разместите статью, биографию и пр.[en]
Александр Таиров Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная
Александр Яковлевич Таиров |
Александр Яковлевич Таиров (1885-1950) (настоящая фамилия Корнблит) — российский актер и режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой, народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. России[en] (1935). Знак зодиака — Рак.
Сценическую деятельность начал с 1905 года. Один из реформаторов сцены, стремился к «синтетическому театру»Синтетический театр — театр, сливающий органически все разновидности сценического искусства так, что в одном и том же спектакле все искусственно разъединенные теперь элементы слова, пения, пантомимы, пляса и даже цирка гармонически сплетаясь между собой, являют в результате единое монолитное произведение преимущественно романтического и трагедийного репертуараРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар»., воспитанию актераАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п., созданию новой сценической среды — пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Среди постановок: «Фамира кифарэд» Иннокентия Федоровича Анненского (1916), «Саломея» Уайльда Оскара (1917), «Федра» Жана Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Всеволода Витальевича ВишневскогоВсеволод Витальевич Вишневский (1900-51) — русский писатель. В пьесах «Первая Конная» (1929), «Оптимистическая трагедия» (1933), в киносценарии фильма «Мы из Кронштадта» (1933) — тема Гражданской войны в духе официальной идеологии. Государственная премия СССР (1950). (1933), «Мадам Бовари» по Гюставу Флоберу (1940).
Александр Яковлевич Таиров родился 6 июля (24 июня по старому стилю) 1885 года в городе Ромны, Роменского городского совета, Сумской области, в Украине[en], в семье учителя. Еще учась в киевской гимназииГимназия (от гимнасий) — средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 веке. Первая в России — академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726 году). С 1804 года мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 — 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс — педагогический).
В 1863-1882 годах общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 — 7 лет). В 1917 реорганизованы в общеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 года название «гимназия» принимают некоторые средние общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов., Саша принимал участие в любительских спектакляхСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком., в его репертуаре были ролиРоль (французское role):
1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).
2) Совокупность текста, произносимого актером Незнамова и Карандышева из пьесПьеса:
1) Драматическое представление для театрального представления.
2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение. Александра Николаевича Островского. После гимназии поступил в киевский университетУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.
Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов. на юридический факультет, но любовь к театру пересилила юриспруденцию. В 1905 он присоединился к антрепризеАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.) , небольшая (из 3 - 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. Михаила Матвеевича Бородая. Однако киевская сцена не слишком устраивала его, во время гастролейГастроли — выступления и спектакли, даваемые приезжими актёрами. Веры Федоровны Комиссаржевской он выступил перед великой актрисой и поступил в ее театрТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой..
В Петербурге Александр Таиров сразу окунулся в современный театральный процесс, став участником экспериментов Всеволода Эмильевича Мейерхольда в области «условного» театра. Он много играл, но холодный стиль нового направления вряд ли мог удовлетворить пылкого киевлянина. В 1907 году ушел из театра и на долгие годы стал оппонентом своего первого учителя. Хотя, Таиров не принимал также и натуралистический стиль Художественного театра.
Некоторое время он работал в различных столичных и провинциальных театрах: в «Новой драме» в Киеве, а также в труппеТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. передвижного театра Павла Павловича Гайдебурова, где осуществил свою первую постановку — «ГамлетГамлет (Hamlet) — герой одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Один из вечных образов: имя Гамлет стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений.
В зависимости от конкретной общественной ситуации понятие «гамлетизм» наполнялось различным содержанием — от безволия до целеустремленной решимости.» Уильяма Шекспира (1917). Спектакль был тепло встречен публикой и прессой. С каждым сезоном Таиров все более отдалялся от актерской профессии, поскольку его властно притягивала режиссура.
Театральная карьераКарьера (от итальянского carriera — бег, жизненный путь, поприще)
1) Продвижение в какой-либо сфере деятельности
2) Достижение известности, славы, выгоды.
3) Обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя). Александра Яковлевича Таирова складывалась непросто. В 1913 году он закончил юридический факультет Петербургского университета и, разочаровавшись в театре, решил бросить его. Однако когда Константин Александрович Марджанов предложил ему работу в своем Свободном театре, Александр без колебаний согласился: сцена окончательно победила. Здесь вокруг него объединилась группа единомышленников, недовольных современным театром, здесь он встретил Алису Георгиевну Коонен, союз с которой определил очень многое в его
жизни[en]
и творчествеТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности..
В Свободном театре Александр Яковлевич поставил два спектакля — «Покрывало Пьеретты» Артура Шницлера — Э. Донани (1913) и «Желтую кофту» Джозефа Генри Бенримо и Д.-К. Хазлтона (1913), шедших с большим успехом. Однако Свободный театр оказался нежизнеспособным организмом и распался в конце сезона. В 1914 Таиров с частью труппы Свободного театра основал Камерный театр, которым он руководил более 35 лет.
Художественные взгляды Таирова формировались в атмосфере исканий первой половины 20 века. Конкуренция идей и концепций была ожесточенной, и многие видные деятели театра отвергали его путь.
Константин Сергеевич Станиславский считал, что в его искусстве «нового ничего нет», а только «рафинад и изощренность». Евгений Багратионович Вахтангов также осуждал искания Таирова: «у него есть чувствоЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.
Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. формы, правда, банальной и крикливой. Ему недоступен дух человека — глубоко трагическое и глубоко комическое ему недоступно». Мейерхольд называл его «дилетантом», а Камерный театр — «театром любительским».
Считалось, что основные «жизнетворящие» театральные центры тех лет находились в Художественном театре Станиславского и мейерхольдовском Гостиме. Однако художественный мир Таирова оказывался зажатым этими двумя художественными направлениями.
Таиров отвергал жизнеподобие натуралистического театра с его покорностью литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. и его противоположность, условный театр, находившийся в тисках живописности. Он называл свой театр неореалистическим, искусством эмоционально насыщенных форм. Александр Яковлевич исповедовал принципы синтетического театра как самодостаточного искусства. Такой театр должен был объединить в себе разъединенные элементы театра: словоСлово — одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения., песнюПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).
Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.
В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).
Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера., пантомимуПантомима (от греческого pantomimos, буквально — все воспроизводящий подражанием) — вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа — пластика, жест, мимика., танец, цирк и пр. Основой для такого объединения должно было стать искусство актера. Свои взгляды Таиров сформулировал в книгеКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.
В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг. «Записки режиссера» (1921).
А. Я. Таиров сравнивал актера со скрипкойСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. Страдивари. Он хотел воспитать нового актера, не дилетанта в искусстве, а наследника гистрионовГистрион (лат. histrio, родительный падеж histrionis):
1) Актёр в Древнем Риме. Принадлежали большей частью к вольноотпущенникам (только достигшие особенно широкой известности пользовались почётом). Гистрионы составляли труппу, которую возглавлял актёр, вышедший из их среды. Первоначально играли без маски, которая была введена в 1 в. до н. э.
2) Народный бродячий актёр эпохи раннего средневековья (9 — 13 вв.). Был одновременно рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, дрессировщиком животных и т.д. Они объединялись в особые «братства», из которых впоследствии иногда образовывались кружки актёров-любителей.
Гистрионы получили наименования: во Франции — жонглёры, в Германии — шпильманы, в Польше — франты, в России — скоморохи. Подвергались гонениям со стороны светских и церковных властей. и актеров комедииКомедия (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.
По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).
По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.
Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский. дель арте, в чьем творчестве соединились бы музыкальность, скульптурность и ритмичность. Именно за невнимание к актеру он отвергал современный ему драматический театр и именно поэтому уделял такое внимание балетуБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым., на спектаклях которого он только и мог получить «подлинное наслаждение». ИдеальнымИдеал (французское ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. актером, умеющим владеть всеми гранями своего мастерства, он считал Анну Павловну Павлову.
Творческий союз Таирова с великой актрисой А. Г. Коонен был продолжительным и плодотворным. Лучшие спектакли Камерного театра — «Адриенна Лекуврер» (1919), «Федра» (1922), «Жирофле-Жирофля» (1922), «Любовь под вязами» (1926), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940) были освящены блестящей игрой его спутницы жизни и товарища по искусству.
Таиров объявил линию рампыРампа (франц. rampe):
1) Осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
2) В переносном смысле — сцена, театр. неприкасаемой: переступать ее запрещено. Пространство сцены, отданное актеру, отстранялось от аудитории, композицияКомпозиция (от лат. compositio — составление, связывание):
1) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
2) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
3) Произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков. Александра Яковлевича существовала только здесь, на подмостках. Крайние жанры, которые культивировал Таиров — трагедия (по его терминологии «мистерия») или комедия («арлекинада») — гарантировали необходимую дистанцию отдаления от повседневности. Эта дистанция давала о себе знать во взаимоотношениях художникаХудожник:
1) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
2) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. и власти.
Первые годы после 1917 года Камерный театр пользовался неизменной поддержкой Анатолия Васильевича Луначарского, не без его помощи он встал в один ряд с привилегированными академическими коллективами. Однако уже в конце 1920-х годов Иосиф Виссарионович Сталин назвал Камерный театр «буржуазным». Он плохо вписывался в советскую действительность и не соответствовал эстетическим вкусам вождя. Многие спектакли театра запрещались, но чаще работа останавливалась еще на уровне замыслов.
Были запрещены почти сразу после премьеры таировские спектакли: «Багровый остров» Михаила Афанасьевича Булгакова (1928), «Наталья Тарпова» Сергея Александровича Семенова (1929), «Богатыри» Александр Порфирьевич Бородин — Демьян Бедный (1936); доведены до генеральной репетицииРепетиция (от латинского repetitio — повторение) — основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями) и запрещены «Заговор равных» Михаила Юльевича Левидова (1927), «Веер леди Уиндермиер» Оскара Уайльда (1948).
Искусство Александра Таирова особенно в конце 1940-х годов все более противоречило партийной политикеПолитика (греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами. в сфере искусства и не отвечало идеологическим задачам дня. Режиссер, впервые открывший русскому зрителю Юджина О'Нила, Бертольда Брехта, Гилберта Кита Честертона, Джона Бойнтона Пристли, противоречил всему пафосу культурной политики власти, его театр потерял всяческую поддержку и оказался в художественном кризисе.
В мае 1949 года по решению комитета по делам искусства Камерный театр был закрыт. Таиров остался без дела своей жизни.
25 июня 1949 года в «Советском искусстве» опубликовали сообщение о том, что А. Я. Таиров освобожден от обязанностей художественного руководителя Камерного театра и назначен режиссером в Театр имени Евг. Вахтангова.
Его приютил тогда Рубен Николаевич Симонов. Он был «направлен на работу» в Театр имени Евгения Вахтангова, но не смог ужиться в этом коллективе, чуждом его пониманию искусства. Дошло до того, что он был готов работать даже на любительской сцене, но и этого ему не дали. Невозможность творить окончательно сломила его. По словам видевших его в последние месяцы, он являл собой вид человека безумного.
Александр Яковлевич Таиров скончался 25 сентября 1950 года в Москве, от кровоизлияния в мозгМозг — центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон).
У позвоночных различают головной мозг и спинной мозг. У беспозвоночных животных мозгом называется скопление нервных клеток на переднем конце тела. в московской психиатрической больнице имени Зиновия Петровича Соловьева. После расформирования театра он прожил чуть более года. Похоронен на Новодевичьем кладбище на 2 участке, в 14 ряду. (В. А. Хохлов)
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Подпишитесь на новости:
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная