Александр Твардовский Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Александр Трифонович Твардовский — биография

Александр Трифонович Твардовский

Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) — русский[en] советский писатель и поэт, журналист, военный корреспондент. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952—1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1961—1966). Знак зодиака — Близнецы.

Поэма «Василий Теркин» (1941-1945) — яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войне[en]. В поэме «За далью — даль» (1953-60; Ленинская премия, 1961) и лирике (книга «Из лирики этих лет. 1959-1967», 1967) — раздумья о движении времени, долге художника, о жизни и смерти[en]. В поэме «Теркин на том свете» (1963) — сатирический образ бюрократического омертвления бытия.

В итоговой поэме-исповеди «По праву памяти» (опубликована 1987) — пафос бескомпромиссной правды о времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека этого времени. Поэмы «Страна Муравия» (1936), «Дом у дороги» (1946); проза, критические статьи. Лирический эпос. Твардовский обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии. Журнал «Новый мир» эпохи Твардовского стал символом «шестидесятничества», духовным оазисом тех лет. Государственная[en] премия СССР[en] (1941, 1946, 1947, 1971).

Александр Твардовский родился 21 июня (8 июня по старому стилю) 1910 года на хуторе Загорье, ныне Починковский район, Смоленской области. Его отец был сельским кузнецом. Саша учился в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства[en].

С 1924 — селькор, печатавший в местных газетах корреспонденции, стихи, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации — тема первых поэм Твардовского «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933), «Сборника стихов. 1930 — 1935» (1935), повести «Дневник председателя колхоза» (1932) — с наибольшей художественной силой воплотилась в поэме «Страна Муравия» (1936; Государственная премия СССР, 1941). Её герой Никита Моргунок не только наблюдает во время своих странствий картину «великого перелома», но и сам воплощает драму расставания с прежними надеждами и иллюзиями. В стиле поэмы своеобразно преломились символика и гиперболизм сказки; её язык богат образами, идущими от восприятия мира крестьянином.

В лирике 30-х годов (сборники «Сельская хроника», 1939; «Загорье», 1941, и других) А. Т. Твардовский стремился уловить изменения в характерах людей колхозной деревни, выразить владевшие ими чувства. Участие в советско-финляндской войне 1939 — 1940 годов в качестве корреспондента военной печати подготовило обращение писателя к теме советского воина: цикл стихов «В снегах Финляндии» (1939 — 1940), прозаические записи «С Карельского перешейка» (опубликованы в 1969 году). Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 Александр Трифонович работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи («Фронтовая хроника») и очерки.

В поэме «Василий Тёркин (Книга про бойца)» (1941 — 1945; Государственная премия СССР. 1946) фольклорная фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени. Богатству натуры героя отвечает гибкость избранного поэтом жанра; картины, исполненные огромного трагизма, перемежаются проникновенными лирическими отступлениями или лукавой, сердечной шуткой. «Это поистине редкая книга, — писал Иван Алексеевич Бунин. — Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» («Литературный Смоленск», 1956, книга 15, с. 325 — 326). Ярко выразившая нравственные идеалы народа, книга получила всенародную известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные «продолжения».

В послевоенные годы А. Твардовский всё глубже и разностороннее осмысливает исторические судьбы народа, «мир большой и трудный». В поэме «Дом у дорога» (1946; Государственная премия СССР, 1947) с огромной трагической силой изображена судьба солдата и его семьи, угнанной в Германию. Образ Анны, картины её горького материнства на чужбине достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в её борьбе с насилием, смертью.

Осознанию всей меры жертв и подвигов народа посвящены и многим из послевоенных стихотворений Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др. Широким по охвату лирико-публицистических произведений явилась поэма «За далью — даль» (1953 — 1960; Ленинская премия, 1961), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Книга писателя многосторонне и многокрасочно отразила общественное умонастроение 50-х годов. Стремясь рельефно показать современный облик народа, Александр Трифонович искусно чередует «общие» и «крупные» планы; так, рядом с главами о больших событиях и переменах в жизни страны («На Ангаре», «Так это было») стоят главы «Друг детства» и «Москва в пути» — рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых — частичка народа, великого потока истории. Но основную «партию» в книге ведёт сам автор, который поверяет читателю волнующие его мысли и чувства.

В сатирической поэме «Тёркин на том свете» (1963), встреченной разноречивыми, в том числе отрицательными, откликами печати, по словам самого автора представлены «... в сатирических красках те черты нашей действительности — косность, бюрократизм, формализм, — которые мешают нашему продвижению вперед...». Приёмами лирической летописи, с большой глубиной и драматической силой запечатлевшей перемены в жизни народа, вечный и всегда по-новому осмысливаемый круговорот природы и многообразные состояния человеческой души, характеризуются сборники «Стихи из записной книжки» (1961) и «Из лирики этих лет. 1959 — 1967» (1967; Государственная премия СССР, 1971), цикл «Из новых стихотворений» («Новый мир», 1969, № 1).

Напряжённые раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Т. (книга «Родина и чужбина», 1947; рассказ «Печники», 1958, и др.); в ней особенно отчётливо выступает свойственная Т. обострённость восприятия действительности в мозаичности и нередко противоречивости её проявлений. Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя А. Твардовский в книге «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), в статьях о творчестве Самуила Яковлевича Маршака, И. А. Бунина, в речи об Александре Сергеевиче Пушкине, в выступлениях на 21-м и 22-м съездах партии, на 3-м съезде советских писателей.

Народность и доступность поэзии Александра Трифоновича Твардовского, правдиво и страстно запечатлевшей многие ключевые события народной истории, достигаются богатыми и разнообразными художественными средствами. Простой народный слог органически сплавлен в его поэзии с высокой языковой культурой, идущей от традиций А. С. Пушкина и Николая Алексеевича Некрасова, лучших достижений русской прозы 19 — 20 веков. Реалистическая чёткость образа, интонационная гибкость, богатство и смелое варьирование строфического построения стихов, умело и с тонким чувством меры применяемая звукопись — всё это сочетается в стихах поэта экономно и гармонично, делая его поэзию одним из самых выдающихся явлений советской литературы.

Произведения Твардовского были переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Глубокий след оставила его интенсивная общественно-литературная деятельность, являвшаяся прямым продолжением его художественного творчества. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950 — 1954 и 1958 — 1970), секретарь правления СП СССР (1950 — 1954 и 1959 — 1971), вице-президент Европейского сообщества писателей (1963 — 1968). Депутат Верховного Совета РСФСР 2, 3, 5, 6-го созывов.

На 19-м съезде КПСС (1952) поэт был избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС, на 22-м съезде (1961) — кандидат в члены ЦК КПСС. (А. М. Турков)

Семья А.Т. Твардоского

Братья:

Cёстры:

Жена — Мария Илларионовна Горелова (1908—1991).

В этом браке у супругов родились[en] две дочери:

Награды и премии

Сочинения Александра Твардовского

Стихи А. Твардовского

Моим критикам

Всё учить вы меня норовите,Александр Трифонович Твардовский в молодости, в военной форме
Преподать немудреный совет,
Чтобы пел я, не слыша, не видя,
Только зная: что можно, что нет.

Но нельзя не иметь мне в расчете,
Что потом, по прошествии лет,
Вы же лекцию мне и прочтете:
Где ж ты был, что ж ты видел, поэт?...
(1956)

* * *

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они — кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
(1966)

* * *

Я сам дознаюсь, доищусь
До всех моих просчетов.
Я их припомню наизусть, —
Не по готовым нотам.
Мне проку нет — я сам большой —
В смешной самозащите.
Не стойте только над душой,
Над ухом не дышите.
(1967)

Список произведений А.Т. Твардовского

Поэмы

Стихи

Александр Твардовский скончался 18 декабря 1971 года в дачном посёлке близ Красной Пахры, Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 7.

22 июня 2013 года в Москве, на Страстном бульваре, рядом с редакцией журнала «Новый мир» был открыт памятник Твардовскому. Авторы — народный художник России Владимир Александрович Суровцев и заслуженный архитектор России Виктор Васильевич Пасенко.

Подробнее про Александра Твардовского читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности