Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Алексей Баталов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Алексей Владимирович Баталов — биография

Алексей Владимирович Баталов

Алексей Владимирович Баталов — советский и российский[en] деятель театра и кино; актер, режиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной[en] премии СССР[en] (1981), один из самых популярных актеров советского кино 1950-х годов. Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Скорпион.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в актерской семье. Его отец - Владимир Петрович Баталов, и мама - Нина Антоновна Ольшевская - были актерами МХАТа. Там же работали дядя и тетя нашего героя: Николай Баталов (это он сыграл роль начальника трудовой колонии Серегеева в фильме «Путевка в жизнь») и Ольга Андровская. Как вспоминает Алексей: «У мамы и папы была комнатка во дворе МХАТа, где складывали декорации - на них, в буквальном смысле я и вырос… С пятилетнего возраста мальчик рос в семье писателя Виктора Ефимовича Ардова.

В начале 30-х брак В. Баталова и Н. Ольшевской распался, и последняя вышла замуж за известного писателя Виктора Ефимовича Ардова. Вместе с Алешей они переехали к Ардову - в дом в Садовниках (теперь это улица Татьяны Макаровой). Однако жить там молодым было крайне тесно, так как другую комнату занимала новая семья бывшей супруги В. Ардова. Их совместное проживание продолжалось несколько лет, пока семья нашего героя не купила кооперативную квартиру в Нащокинском переулке. Любопытно, что половину стоимости этой квартиры Нина Ольшевская… выиграла в карты. Случилось это при следующих обстоятельствах.

Однажды Ардов и Ольшевская отправились в гости к поэту Асееву, у которого в гостях оказался богатый иностранец. С ним они и сели играть в карты. Игра продолжалась всю ночь, и к утру иностранец был разделан «под орех». Так в руках у Н. Ольшевской и В. Ардова оказалась сумма, на которую затем и была куплена квартира в кооперативном доме литераторов.

Стоит отметить, что соседями наших героев этажом выше была семья Мандельштамов. Именно благодаря им к ним в дом впервые пришла Анна Ахматова, когда приехала из Ленинграда в Москву и остановилась у Мандельштамов. Однако ночью выяснилось, что все спальные места заняты другими гостями, и Ахматову отвели на этаж ниже - к Ардову. Алексей Баталов вспоминает: «У нас в доме побывали многие известные люди. Когда мне было семь лет, к нам впервые пришла Анна Андреевна Ахматова. Когда она приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. В ней было шесть метров, когда я ложился, то доставал ногами до противоположной стены, - а она выглядела в этом закутке, как королева…

Мне всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом. Как правило, все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Иосиф Бродский - я знал этих людей, видел их жизнь…

Меня никто ничему специально не учил, не науськивал, правда, это и не требовалось. Я и без объяснений знал, что моя бабушка, главврач Владимирской больницы, никогда не была врагом народа. И один дедушка не был, и второй, и оба дяди не были. Все они сидели по 58-й статье, считались врагами народа, но, что бы мне не пытались вдолбить в школе пионерские или комсомольские начальники, я никого из родни не предал. Один родственник похоронен в братской могиле во Владимире, второй остался на лесоповале под Кандалакшей… бабушка умерла[en], отсидев Бог знает сколько лет за то, что была дворянкой и еще кем-то, кем возбранялось…

В июле 1941 года Алексей Баталов вместе с матерью был эвакуирован в Татарию - в город Бугульму. Буквально через несколько месяцев после прибытия туда мама нашего героя организовывает там собственный театр. 14-летний сын Алексей занят в театре сначала как рабочий сцены, а затем мама доверяет ему и маленькие роли. Как вспоминает Владимирович Баталов: «Я впервые вышел на сцену с подносиком… Я не обольщался ни судьбой актерской, ни аплодисментами. Что я буду в театре - не сомневался никогда. И что во МХАТе - тоже. Но я понимал: или ты актер, или… Театр тоже не может жить без этих людей, не второсортных, а необходимых…».

«В 1954 году Алексей Баталов внезапно влюбился[en]. Произошло это в Ленинграде, когда наш герой снимался в очередном фильме Иосифа Ефимовича Хейфица - «Дело Румянцева» (ему досталась главная роль - шофера[en] Саши Румянцева). В те дни в городе на Неве гастролировал цирк, в котором работала молодая цыганская танцовщица Гитана Леонтенко. Эта девушка так понравилась Баталову, что он решил во что бы то ни стало с нею познакомиться. Он стал выяснять, где расположились на время гастролей в Ленинграде циркачи, и вдруг узнал, что живут они в той же гостинице, что и он - в «Европейской». В ресторане этой гостиницы Баталов и познакомился с Гитаной. Однако поначалу их союзу активно мешали родственники девушки - они считали, что Гитана должна встречаться только с цыганом, причем желательно - с циркачом. Молодые не вняли советам родственников девушки, и Баталову открыто пригрозили физической расправой, если он не отстанет от Гитаны. Но он не испугался. Они продолжали встречаться, но о свадьбе пока не помышляли. Их совместной жизни мешали внешние обстоятельства: из-за постоянных гастролей Гитана в основном жила в гостинице, а Баталов - у родителей на Ордынке».

«Между тем в начале 60-х окончательно устроилась и личная жизнь нашего героя: в 1963 году Алексей Баталов и Гитана Леонтенко поженились. На свадьбе, которая состоялась в комнатке, снимаемой молодоженами на улице Горького, пришло много гостей: актеры, художники… Не проигнорировали это событие и родители молодых.

В этом браке у них родилась[en] дочка, которой дали красивое имя Мария. В роддоме все любовались новорожденной, такой она была хорошенькой. Однако врачи[en] почему-то отводили глаза[en]. Оказалось, что у девочки неизлечимая болезнь[en]…» Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 427 - 428.

Ещё

Алексей Баталов родился в театральной семье, был сыном актеров Нины Ольшевской и Владимира Баталова. Известными актерами были не только его родители, но и брат отца Николай Петрович Баталов и его жена Ольга Николаевна Андровская (настоящая фамилия Шульц). В 1940-1960-е годах в московской квартире на Большой Ордынке, где он жил с матерью и отчимом писателем Виктором Ардовым, подолгу гостила русская поэтесса Анна Ахматова, часто бывали деятели русской культуры, которые оказали влияние на формирование личности Баталова.

В 1950 году Алексей окончил Школу-студию МХАТ (курс Виктора Яковлевича Станицына) и до 1953 был актером Центрального театра Советской Амии. В 1953-1957 годах работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало. В кино впервые снялся еще школьником, в фильме Лео Оскаровича Арнштама «Зоя» (1944). Десять лет спустя российский сценарист и кинорежиссер Иосиф Ефимович Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме «Большая семья» (1954). С Алексеем Ильичем Журбиным на советский экран пришел новый герой — рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, режиссер Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии.

У Хейфица Алексей Владимирович Баталов снялся еще в четырех картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова — чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.

В «Деле Румянцева» актер сыграл шофера, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства, как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей «оттепели». Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 году режиссер и драматург кино Марк Семенович Донской пригласил молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести Максима Горького «Мать». Эта роль была интересна и тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах Всеволод Илларионович Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея — талантливый и обаятельный Николай Баталов.

Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине «Летят журавли» (1957, режиссер Михаил Константинович Калатозов, Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения — солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной[en]. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность — таков Борис в исполнении Баталова.

Роль Гурова в экранизации повести Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» (1960, режиссер Иосиф Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актера. Баталов сыграл человека, пробужденного от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актера как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный Алексеем Владимировичем, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.

В расцвете славы Баталов получил предложение от Михаила Ильича Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева — физика-атомщика. Сам режиссер определил «Девять дней» как фильм-размышление. Подобный «жанр» требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии — герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречен — был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. Образ Дмитрия Гусева — представителя научной элиты 20 века — закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966).

С начала 1960-х годов режиссеры стали снимать Баталова в кино все реже. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом «Шинель» по повести Николая Васильевича Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Федору Михайловичу Достоевскому. Настоящей удачей Алексея стал фильм «Три толстяка» (1966, по Юрию Карловичу Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. То же можно сказать об интереснейших баталовских радиопостановках 1970-1980-х годов — «Казаках» по Льву Николаевичу Толстому, «Поединке» по Александру Ивановичу Куприну, «Белых ночах» по Ф. М. Достоевскому.

Режиссеры 1970-х годов 20 века использовали интеллигентский имидж Алексея Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, режиссеры Александр Александрович Алов и Владимир Наумович Наумов), декабрист князь Сергей Петрович Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, режиссер Владимир Яковлевич Мотыль), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, режиссер Самсон Иосифович Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно сработали на образ.

Роль слесаря Гоши в фильме «Москва слезам не верит» (1980, режиссер Владимир Валентинович Меньшов, Государственная премия, 1981) принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. В 1998 актер снялся в сериале «Чехов и К». С 1975 года он преподавал во ВГИКе актерское мастерство; с 1980 — профессор и заведующий кафедрой. Является так же автором мемуаров. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Ещё:

Великий актёр, всегда узнаваем, но всегда разный. Интеллигентный, порядочный человек. Артист с большой буквы. Сколько уже лет его герои волнуют зрителей, заставляют о них говорить. Действительно, ни одной неудачной роли. «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Дорогой мой человек» - его герои восхищают, вызывают уважение. На протяжении стольких лет фильмы смотрятся с интересом, не устаревают.

«Он всегда был легендой и тайной, – говорит народная артистка РСФСР Алла Сергеевна Демидова. – То когда ни у кого не было машины[en], у него появилась машина, ему Ахматова, оказывается, подарила, то он вдруг женился на цыганке, как в свое время женились все аристократы, то он с таким интеллигентным лицом играл простых рабочих парней, да так прекрасно и так убедительно».

«Все-таки я старался оставаться живым человеком, – говорит Алексей Баталов. – Понимаешь, эта ли роль, та ли роль, так ли, сяк ли, но, конечно, самое, по-моему, важное и дорогое – чтобы не было игры. Чтобы ты оставался внутри своей роли внутри фильма живым человеком».

Роль, сначала, кажется – небольшая, но его жизнь перевернувшая уже навсегда – Алексея Баталова тогда впервые увидел весь мир. До сих пор фильм «Летят журавли» – единственный отечественный, получивший Золотую пальму Каннского кинофестиваля. Про эти проводы говорили – прощание с поколением, сцена, в которой герой умирает – одна из самых знаменитых в мировом кино. Через 20 лет – снова международный триумф.

В того, кто не любит грязную обувь, и у кого почти нет недостатков, кто ведет себя не как настоящий – а просто нормальный мужчина – с первого взгляда влюбились миллионы. Встретить такого Гогу или Гошу или Жору надеялись многие – специально ездили в электричках. Снова рабочего – мастера-слесаря – в нем увидел уже Владимир Меньшов.

«Когда я утверждал его на роль в фильме «Москва слезам не верит», на меня также смотрели удивленно, – вспоминает режиссер, народный артист России Владимир Меньшов. – Баталов – играть рабочего, что за странность, вы помните, с чего он начинал – «Дело Румянцева» – ну да, он совсем перешел в другое качество. У него вот это вот наполнение, когда он играет интеллигента – там есть какие-то корни земные, чувствуется, когда он играет работягу простого, там чувствуется культура».

«Предлагал перейти на "ты", я категорически отказывался, потому что надо мной довлел вот этот самый авторитет имени Баталова, – рассказывает режиссёр анимационного кино, народный артист России Юрий Борисович Норштейн. – Потом, когда мы перешли с ним на "ты", я ему говорю: "знаешь, Леша, ты вообще испортил мне мою молодость". Потому что все девочки были твои, у всех под подушкой лежала фотография Баталова».

Сам Алексей Баталов с первых же секунд со всеми сразу на "ты". Обращается ли к одному человеку или к огромному залу. Удивляется: вроде, столько лет уже не снимался – но на творческих встречах все так же аншлаги. Ему верят – кого бы он не играл: шофера, канатоходца или ученого-физика – в знаменитых «Девяти днях одного года». Про его голос говорят – лечебный, без которого был бы совсем другой «Ежик в тумане», он сам для миллионов сам уже давно не просто народный – дорогой человек – Алексей Баталов.

Алексей Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым и к режиссерам, и к материалу, с которым он работал. Один перечень этих картин доказывает его профессионализм и неординарность: «Живой труп», «Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и др.

Одним из способов творческого самовыражения Баталова стала режиссерская работа. В 1958 году он дебютировал с фильмом «Шинель», затем снял еще 2 картины: «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (1973). Все работы – пример своеобразного, интересного и, в то же время, бережного перенесения литературного смысла в экранный.

С 1975 года Алексей Владимирович — преподаватель ВГИКа, профессор. Помимо России его ученики работают во многих странах[en] мира. Он сам часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актёрской школы. Также Баталов писал книги, стихи, сценарии, детские[en] сказки, увлекался живописью. Им был создан телевизионный цикл о знаменитых людях «Прогулки по Москве». Известен он и как активный общественный деятель.

Многие годы Баталов являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина»; принимал активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства». С 2007 года — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Огромный вклад Народного артиста СССР Алексея Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными, кинематографическими и общественными наградами.

Творчество Алексея Баталова

Алексей Владимирович имеет богатое творческое наследие. Он был актером режиссером, автором сценариев, озвучивал мультфильмы, художественные и документальные фильмы и передачи.

Актерские работы

Режиссёрские работы

Озвучивание мультфильмов

Награды и премии Баталова

Алексей Владимирович Баталов скончался 15 июня 2017 года в Москве.

Из к/ф «Москва слезам не верит» — «Александра», в гл. ролях: Баталов, Вера Алентова, Ирина Муравьева
Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности