Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя и отчество — Натан Исаевич Эфрос) (1925-1987) — российский
режиссёр театра и кино, педагог, заслуженный деятель искусств
России[en]
(1976). Знак зодиака —
Рак.
Толик с детства[en] был увлечен театром, и в 1943 году поступил в актёрскую студию Юрия Александровича Завадского при Театре имени Моссовета, находившемся в то время в эвакуации; в 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году (мастерская Николая Васильевича Петрова и Марии Осиповны Кнебель).
Первой самостоятельной постановкой режиссера стал спектакль «Прага остаётся моей» в 1951 году, в Центральном доме культуры железнодорожников. На профессиональной сцене дебютировал в том же году спектаклем «Приезжайте в Звонковое» по пьесе Александра Евдокимовича Корнейчука в Московском областном драматическом театре имени Островского.
С 1954 года Анатолий Васильевич работал режиссером Центрального детского театра, с 1963 главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола, с 1967 режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1984 главный режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке.
А. Эфрос снял фильмы: «Шумный день» (1960, совместно с Г. Натансоном), «Високосный год» (1961), «Двое в степи» (1962), «В четверг и больше никогда» (1977), телефильм «Фантазия» (1976) и др. Автор книг о театре.
Анатолий Васильевич работал в кино, на радио и телевидении.
Семья
Жена — Наталья Анатольевна Крымова (12 января 1930, Москва — 1 января 2003, там же) — российский театральный критик, театровед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997), кандидат искусствоведения (1971);
Сын — Дмитрий Анатольевич Крымов (род. 10 октября 1954 в Москве) — российский художник, сценограф, театральный режиссёр и педагог. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Награды и премии
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976);
Орден Трудового Красного Знамени;
Орден Дружбы народов.
Сочинения
Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.] 2-е издание дополнительное. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 1. Репетиция — любовь моя. 318 с.;
Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.] 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 2. Профессия: режиссер. 367 с.;
Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.] 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 3. Продолжение театрального романа. 431 с.;
Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.] 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 4. Книга четвертая. 431 с.
Творчество Анатолия Васильевича Эфроса
Театральные постановки
Ранние постановки:
1951 — «Прага остается моей» Ю. А. Буряковского. Художник А. Шатрин — Театр Центрального дома культуры железнодорожников (Москва);
1951 — «Приезжайте в Звонковое» А. Е. Корнейчука — МОДТ имени Островского.
Рязанский областной театр драмы:
1952 — «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренёва. Художник С. Исаев;
1952 — «Любовь на рассвете» Ярослава Александровича Галана. Художник С. Исаев;
1952 — «Собака на сене» Лопе де Вега. Художник С. Исаев;
1952 — «Горячее сердце[en]» А. Н. Островского. Художник С. Исаев;
1953 — «Девицы-красавицы» А. Д. Симукова. Художник В. Кузьмин;
1953 — «Камни в печени» Андрея Егоровича Макаёнка. Художник Б. Г. Кноблок;
1982 — «Наташа» («Месяц в деревне») И. С. Тургенева — Театр Тоэн (Токио);
1983 — «Буря» У. Шекспира — Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Декабрьские вечера; восстановлена в 1988 году для телезаписи аспиранткой А. В. Эфроса, театральным режиссёром и педагогом Л. И. Бабкиной).