Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Анатолий Лядов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Домашняя

Анатолий Константинович Лядов — биография

Анатолий Константинович Лядов

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) — русский[en] композитор и дирижер. Знак зодиака — Телец.

Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки русских народных песен. Профессор Санкт-Петербургской консерватории (с 1886).

Анатолий Константинович Лядов родился 11 мая (29 апреля по старому стилю) 1855 года в Петербурге, в семье музыкантов. В 1861 году Анатолий похоронил маму.

В 1867-1870 годах учился музыке в домен Антиповых. Летом жил у своей тёти В.А. Табулевич в усадьбе "Благодатное", расположенной вблизи города Боровичи, Новгородской губернии. В сентябре 1870 поступил в консерваторию по классам скрипки и фортепиано.

В 1871 году Анатолий Константинович похоронил отца. В этом же году он написал музыку к сказке "Алладин и волшебная лампа" (не сохранилась).

В 1872 году перешел в класс специальной музыки к профессору Иогансену и Римскому-Корсакову. В 1873-1874 написал Четыре романса ор. 1.

15 января 1876 года Анатолия исключили из консерватории за непосещение занятий. В этом же году он написал "Бирюльки" ор. 2.   

В 1877 написал "Шесть пьес для фортепиано" ор. 3.

В 1877-1878 гг. в доме Римского-Корсакова Лядов познакомился с членами "Могучей кучки" — с Милием Алексеевичем Балакиревым, Александром Порфирьевичем Бородиным, Модестом Петровичем Мусоргским, Цезарем Антоновичем Кюи, Владимиром Васильевичем Стасовым. В этот период работал на сочинением квартета, записи которой не сохранилось.

Весной 1878 года его зачислили обратно в Петербургскую консерваторию по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова. В том же году успешно окончил её. 23 мая ему присудили диплом свободного художника и малую серебряную медаль. С того же года он преподавал в консерватории (с 1886 профессор) и одновременно (с 1884) в Придворной певческой капелле.

В 1878 написал "Арабески — Четыре пьесы для фортепиано ор. 4. В мае этого года исполнил в качестве экзаменационной работы заключительную сцену из "Мессинской невесты". Закончил её 17 апреля (издана в 1891 г. под опусом 28).

Зимой 1879 года Лядова пригласили в качестве режиссера в "Санкт-Петербургский музыкальный кружок любителей". В этом же году он познакомился с Беляевым.

В 1880 году он принял участие в коллективном сочинении Бородина, Кюи, Владимира Владимировича Щербачева и Римского-Корсакова "Парафразы".

Осенью 1881 года Анатолий Лядов организовал концерт памяти Мусоргского, который скончался 28 марта (16 марта по ст.ст.).

Летом 1882 Анатолий Константинович Лядов познакомился с Надеждой Ивановной Толкачевой. В январе 1884 они поженились. В этом году композитор начал преподавать контрапункт и фуги в регентских классах Певческой капеллы и начал совместную работу с Римским-Корсаковым над учебником гармонии.

Зимой 1884 года супруги переехали в квартиру по улице Николаевской, в дом. № 52. где прожили до 1885.

В марте 1887 года состоялось знакомство композитора с Петром Ильичем Чайковским и с Антоном Григорьевичем Рубинштейном.

10 июля 1887 у супругов родился сын Михаил, в 1889 родился второй сын — Владимир.

28 января и 15 апреля 1889 года Анатолий Константинович дирижировал в "Общедоступных концертах", устроенных Антоном Рубинштейном.

С 1892 по 1910 Лядов дирижировал в Русских симфонических концертах. В 1893—1894 — в концертах Русского музыкального общества.

В 1894 году состоялось знакомство А.К. Лядова с Александром Николаевичем Скрябиным. 11 ноября 1900 состоялось исполнение первой симфонии Скрябина под управлением Лядова.

В 1901 Анатолий Константинович начал вести "специальный" курс контрапункта и фуги в Петербургской консерватории. В этом же году он написал Фортепианные пьесы ор. 51, 52.

12 января 1903 состоялось исполнение второй симфонии Скрябина под управлением Лядова. В этом году Анатолий начал работы в "Попечительском совете".

24 марта 1905 Лядова отчислили из состава профессоров консерватории. В мае этого года он принял участие в разработке проекта по созданию "высших музыкальных курсов".

6 сентября 1905 года Лядов в "Руси" написал открытое письмо композитору, пианисту и музыкально-общественному деятелю Сергею Ивановичу Танееву, с сожалением об оставлении того Московской консерватории — "<...> Вы — золотая страница Московской консерватории, и ничья рука не в состоянии ее вырвать".

7 октября 1913 у Анатолия скончалась сестра Валентина Константиновна Помазанская, у него же самого ухудшилось здоровье.

29 ноября 1913 Петербургская консерватория устроила юбилейный концерт из произведений Лядова.

Среди учеников Анатолия Лядова — Николай Яковлевич Мясковский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Михаил Фабианович Гнесин, Борис Владимирович Асафьев, Виктор Михайлович Беляев, Иван Иванович Чекрыгин, Александр Вячеславович Оссовский, Александр Алексеевич Оленин, Самуил Моисеевич Майкапар. Преподавал теорию, гармонию, контрапункт и форму в Придворной певческой капелле. Среди учеников в Капелле: Василий Андреевич Золотарёв.

В середине 70-х годов Анатолий Константинович сблизился с членами «Могучей кучки», в 80-х годах стал участником Беляевского кружка. В 80 — 90-х годах выступал как дирижёр.

Творчество А.К. Лядова, одного из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальной школы», органически связано с русской народной песней и русской классической музыкой. Его произведения отличают мелодическая напевность, изящество и стройность формы. Композитор нередко обращался к народным сказочным и бытовым образам.

Лядов — мастер музыкальной миниатюры, его сочинения характеризуются лаконизмом изложения. В творческом наследии композитора большое место заняла фортепьянная музыка: прелюдии, этюды, арабески, цикл «Бирюльки», «Музыкальная табакерка» и др. Миниатюра является основой и симфонического творчества, отмеченного острой характерностью образов, живописностью оркестрового колорита: «Баба-Яга» (1905), симфонический цикл «Восемь русских народных песен» (1906), «Волшебное озеро» (1909), «Кикимора» (1910).

Александру Лядову принадлежат детские песни на народные слова (3 сборника, 1887 — 1890), многочисленные обработки русских народных песен (в том числе 4 сборника для голоса с фортепьяно, издания 1898 — 1903; 3 сборника для хора без сопровождения, 1899 — 1907).

В январе 1914 года сына Михаила призвали на военную службу. 20 июля этого года Михаила Анатольевича мобилизовали в армию. Проводив сына, Анатолий Константинович с женой 6 августа уехали в Полыновку. Погода стояла холодная, и Лядов по дороге сильно простудился. После нескольких бессонных ночей, проведенных в кресле, днем 15 августа (по старому стилю) Лядов слег в постель. В 7 часов того же дня его не стало.

Сочинения Анатолия Лядова

  • 10 детских песен, Ор. posth.
  • 2 мазурки для фортепиано op. 15
  • 2 пьесы op. 9
  • 2 пьесы для фортепиано op. 24
  • 2 фуги op. 41
  • 24 Variations and Finale on a Simple Theme for piano 4 hands (in collaboration with Cui and Rimsky-Korsakov), 1878
  • 3 Багатели op. 53
  • 3 Балетных номера (1901) op. 52
  • 3 Канона (1894) op. 34
  • 3 мазурки (1877) op. 3b
  • 3 Прелюдии (1891) op. 27
  • 3 прелюдии для фортепиано op. 36
  • 3 пьесы op. 33
  • 3 пьесы (1876) op. 3a
  • 3 пьесы для фортепиано op. 57
  • 3 пьесы для фортепиано op. 11
  • 3 пьесы для фортепиано op. 10
  • 4 прелюдии для фортепиано op. 39
  • 4 прелюдии для фортепиано op. 46
  • 4 прелюдии для фортепиано op. 13
  • 4 пьесы для фортепиано op. 64
  • 6 детских песен op. 22
  • 8 русских народных песен для оркестра op. 58
  • Impromptu in D op. 6
  • Intermezzi (1881) op. 7
  • Intermezzi (1883) op. 8
  • Paraphrases on a Simple Theme for piano 4 hands (1878 - 1879)
  • Багатели op. 17
  • Багатель (1889) op. 30
  • Баркаролла Фа-диез мажор для фортепиано op. 44
  • Вариации на польскую народную тему op. 51
  • Вариации на польскую народную тему для фортепиано op. 51
  • Вариации на русскую народную тему (1899)
  • Вариации на тему М.Глинки op. 35
  • Две прелюдии (си-бемоль мажор и си мажор) и мазурка (ля мажор) на польские темы op. 42
  • Идиллия (1891) op. 25
  • Мазурка op. 19
  • Мазурка op. 38
  • Мазурка №4 op. 3
  • Маленький вальс Соль мажор для фортепиано op. 26
  • На лужайке(1890) op. 27
  • Новелетта op. 20
  • Полонез До мажор op. 49
  • Полонез Ре мажор op. 55
  • Прелюдии op. 53
  • Прелюдия op. 31 №2
  • Прелюдия
  • Прелюдия Фа мажор, Ор. posth. (1897)
  • Прелюдия-пастораль
  • Романсы и песни
  • Сарабанда соль минор (1895)
  • Скерцо op. 16
  • Скерцо для квартета
  • Скерцо си минор, Ор. posth.
  • Скорбная песнь (1914) ор. 67
  • Слава для двух фортепиано 8 рук (1899) op. 47
  • Славления для фортепиано в 4 руки (1893)
  • Таnец комара
  • Фуга на тему ЛЯ-ДО-ФА, Ор. Posth. (1913)
  • Шествие (1889)
  • Шутка-кадриль для фортепиано в 4 руки (1890)
  • Этюд для фортепиано ля-бемоль мажор op. 5
  • Этюд для фортепиано ми мажор op. 12
  • Этюд для фортепиано фа мажор op. 37
  • Этюд и канцонетта op. 48
  • Этюд и три прелюдии op. 40
  • "Арабески", 4 пьесы для фортепиано op. 4
  • "Баба-Яга", картинка к русской народной сказке (1904) op. 56
  • "Бирюльки", 14 пьес для фортепиано op. 2
  • "Величание" для фортепиано в 4 руки
  • "Волшебное озеро" для оркестра op. 62
  • "Из Апокалипсиса", симфоническая картина op. 66
  • "Кикимора" для оркестра op. 63
  • "Марионетки" для фортепиано op. 29
  • "Музыкальная табакерка" op. 32
  • "Про старину" для оркестра op. 21b
  • "Сельская мазурка" op. 31 №1
  • "Танец амазонки" для оркестра
  • "Чашу спасения прииму"

Аудиозаписи, музыкальные произведения Анатолия Лядова

«Полонез памяти Пушкина C - Dur Op. 49»
«Ballade, Op. 21B»
«Музыкальная табакерка»
«Polonaise, Op. 55»
«Kikimora, Op. 63»
«Baba Yaga, Op. 56»
«Танец Амазонки»
«Прелюдия. Вальс. Мазурка (Соч. 57)»
«Коляда - Маледа»
«Куколки»
«Biryulka, Op. 2, No. 12»

Анатолий Константинович Лядов скончался 28 августа (15 августа по ст.ст.) 1914 года в усадьбе Полыновка, близ города Боровичи, ныне Новгородской области. Гроб с телом из имения Полыновка перевезли по железной дороге в Петербург и похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря.

На могилу замечательного композитора было возложено множество венков. На одной из лент Петербургской консерватории была надпись: "Пророку вечной красоты, поборнику музыкального просвещения на Руси Анатолию Константиновичу Лядову".

Литература об Анатолии Лядове

  • Лядов, Анатолий Константинович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах; (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Анатолий Константинович Лядов, [сборник статей и письма], П.,1916;
  • Вл. Каренин. — А.К. Лядов и его "Зорюшка". Журнал "Музыкальный Современник", 1916., № 7 (март);
  • Переписка Н.А. Римского-Корсакова с Ан. К. Лядовым. "Музык. Совр.", 1916, № 7 (март);
  • А. Римский-Корсаков — Личность Лядова. "Музык. Совр.", 1916 г., № 1 (сентябрь);
  • В. Каратыгин. — О музыкальном наследии А.К. Лядова (библиогр. заметка). "Музык. Совр.", 1916, № 2 (октябрь);
  • Н.А. Римский-Корсаков. — Летопись моей музыкальной жизни. Музгиз. М., 1935;
  • С. Прокофьев. — "Юные годы". Журнал "Советская музыка", 1941, № 4.
  • С. Майкапар — Годы учения. Москва, 1938;
  • LazareSaminsky. — Music of Our Day. New York 1939;
  • В. Васина-Гроссман, А. К. Лядов. - М. ; Л., 1945
  • Борис Владимирович Асафьев, Избранные труды, т. 2, М., 1954;
  • Н. Запорожец, А. К. Лядов. Жизнь и творчество, М., 1954;
  • М. Михайлов, Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества, Л., 1961.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)