Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Анатолий Папанов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Анатолий Дмитриевич Папанов — биография

Анатолий Папанов

Анатолий Дмитриевич Папанов — советский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно). Знак зодиака — Скорпион.

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма, в рабочей семье. Его родители: Дмитрий Филиппович и Елена Болеславовна Папановы. Кроме сына Анатолия, в семье Папановых был еще один ребенок[en] — младшая дочь Нина.

Прожив несколько лет в Вязьме, семья Папановых перебралась в Москву, в дом, который стоял рядом с хлебозаводом. Местность эта называлась Малые Кочки.

В классе 8-м Толик увлекся театром и поступил в школьный драмкружок. В 1939 году, окончив школу, наш герой пошел работать литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода. ...Папанов вскоре записался в театральную студию на заводе «Каучук».

В 1941 году, за три месяца до начала войны (Great Patriotic War), кто-то из рабочих бригады Анатолия Папанова «...совершил кражу: вынес с территории завода несколько строительных деталей. По нынешним меркам это не самое тяжкое преступление, но в те времена подобное каралось жестоко. Поэтому, как только обнаружилась кража, на завод приехала милиция и арестовала всю бригаду, в том числе и Папанова. Всех их посадили в Бутырку. Допрос вел умудренный опытом следователем, который не отличался чрезмерной кровожадностью. Вызвав на допрос нашего героя, он, видимо, сразу понял, что этот наивный юноша вряд ли причастен к краже. Поэтому на девятые сутки он распорядился отпустить Папанова из-под ареста.

Между тем, вернувшись домой, Анатолий Дмитриевич тут же попал под горячую руку своего отца. Тот не стал ни в чем разбираться, подошел к сыну и ударом кулака свалил его с ног. В своем рвении наказать сына отец явно переусердствовал: он не рассчитал силу удара, и Папанову пришлось в течение нескольких недель проваляться дома.

В начале 1942 года едва не погиб и сам Папанов. Во время одного из боев на Юго-Западном фронте рядом с ним разорвался снаряд. К счастью, несколько осколков просвистели у него над головой и только один из них угодил ему в ногу. Однако ранение было тяжелым. После него Анатолий около полугода провалялся в госпитале под Махачкалой и в конце концов с 3-й группой инвалидности был комиссован из армии.

Вернувшись в Москву в октябре 1942 года, Папанов подал документы в Государственный институт театрального искусства имени Анатолия Васильевича  Луначарского.

«...Он хромал после ранения в стопу. У него не было двух пальцев на ноге...»

11 ноября 1945 года в Анатолия Папанова состоялся выпускной экзамен в ГИТИСе.

«Осенью 1945 года Папанов и Каратаева (его жена) закончили ГИТИС. Выпускной экзамен у нашего героя состоялся 11 ноября. В спектакле «Дети Ванюшина» он играл Константина, который по возрасту был моложе артиста, а в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль - Зеленые Штаны» - глубокого старика. Экзамен будущий актер сдал на «отлично». После этого его пригласили сразу в три прославленных столичных театра: в Малый (туда он даже целый месяц ходил на репетиции), в Театр имени Вахтангова и МХАТ. Однако он от этих предложений вынужден был отказаться. Дело в том, что его жену распределили в Клайпеду и он предпочел поехать с ней».

Настоящий успех пришел к Анатолию Папанову в 1964 году. Произошло это при следующих обстоятельствах. В начале 60-х годов на спектакле Театра сатиры «Дамоклов меч» побывал писатель Константин Симонов. Игра Анатолия Папанова в нем настолько поразила его, что он предложил кинорежиссеру Александру Борисовичу Столперу, который в 1963 году решил экранизировать его роман «Живые и мертвые», взять этого актера на роль генерала Федора Серпилина. Поначалу Столпер сомневался, так как знал Папанова как исполнителя в основном отрицательных, комедийных ролей (тот же Боксер был ролью резко отрицательной). Здесь же предстояло сыграть роль положительную, даже героическую. Однако К. Симонов настаивал на своем выборе, и режиссер в конце концов согласился.

В прокате 1964 года «Живые и мертвые» заняли 1-е место, собрав на своих просмотрах 41,5 млн зрителей. В том же году картина получила призы на фестивалях в Москве, Карловых Варах и Акапулько. В 1966 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР.

Исполнитель главной роли в фильме Кирилл Юрьевич Лавров вспоминал:

«...в Звездном городке, куда мы привезли только что смонтированный фильм «Живые и мертвые» в сопровождении Столпера, Папанова и моем, Юрий Алексеевич Гагарин улучил минуту, чтобы остаться наедине с Толей и со мной, увел нас в какую-то из дальних комнат клуба космонавтов, и мы незабываемо пообщались за бутылкой кубинского рома».

В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом мультфильме Вячеслава Михайловича Котеночкина «Ну, погоди!» и с тех пор стал кумиром миллионов советских детишек. Эта его слава была настолько огромной, что вскоре люди иначе как Волком актера уже не называли. Как вспоминает Н. Каратаева: «Вообще-то он немножко обижался, когда его узнавали только как исполнителя роли Волка. Он говорил: «Да ну вас, как будто, кроме как «Ну, погоди!», я больше ничего не сделал. Часто, в особенности где-нибудь на гастролях, в каком-нибудь городе, идет он по улице, а дети: «О! Волк! Ну, погоди!» Или однажды был такой случай: он шел по улице, а женщина увидела его и говорит своему ребенку: «Ой, смотри, Волк идет, Волк идет!» Ему это не очень нравилось, конечно».

Об этом же рассказ партнера Анатолия Папанова по театру А. Гузенко: «Мы приехали в Болгарию. Первым гастрольным городом был Враца. Когда мы подъехали к центральной площади, увидели толпу встречающих. Хлеб-соль, оркестр. Митинг. Болгаро-советская дружба - ура! Очень много детей. Но актеров нашего театра здесь, естественно, не знают. Зато мультфильм «Ну, погоди!» все дети смотрели и очень любят. И вот директор театра выступает с речью: «Мы очень рады приехать, а вот знаете, у нас есть замечательный актер, исполнитель роли Волка в фильме «Ну, погоди!». У него там знаменитый монолог, и мы сейчас попросим Анатолия Дмитриевича Папанова произнести этот монолог!»

Папанов покраснел весь. Сейчас, говорит, я вам скажу монолог. Напрягся и заорал: «НУ, ЗА-Е-Ц! ПОГОДОДИ-И!»

Народное ликование! Шапки в воздух! Пионеры в восторге! Народный артист Союза так разозлился на эту ситуацию. И везде орал это «Ну, погоди!» Повезли нас смотреть пещеры - он там: «Ну, погоди-и!» В пять утра гостиница просыпалась от того же крика. Он так часто это орал, что Александр Анатольевич Ширвиндт пошутил: «Надеюсь, на куранты они это успели записать».

Последний день во Враце. Опять пионеры, оркестр, митинг. И директор снова: «Ну вот, на прощание Анатолий Дмитриевич вам прочитает монолог Волка». Он - да, конечно, сейчас. И вновь всеобщий восторг, нескончаемая овация. Садимся в автобусы, а Пионеры Папанова обступили со всех сторон. И Анатолий Дмитриевич их начал «причащать». Перекрестит, в лоб чмокнет и скороговоркой: «Ну, заяц, погоди... ну, заяц, погоди... ну, погоди... заяц... погоди... ну...» Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 673 - 674.

Анатолий Папанов начал сниматься в кино еще подростком. В 1946 окончил ГИТИС. Играл в Клайпедском русском драматическом театре, с 1948 в Московском театре Сатиры. Вкус актера к широкому спектру комедийных ролей (от эксцентрики до трагикомедии) позволил Папанову стать одним из ведущих мастеров этого театра, в котором он проработал почти 50 лет. Известностью пользовались спектакли «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор», «Гнездо глухаря».

Кинематограф долго не замечал этого актера — вплоть до начала 1960-х годов. А. Папанов первоначально выступал в привычном комическом амплуа («Человек ниоткуда», «Порожний рейс», «Приходите завтра», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля[en]», «Золотой теленок», «Бриллиантовая рука»), создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы. Но резкий и для многих неожиданный прорыв актера к истинной драме внешне невозмутимого и невероятно стойкого человека, генерала Серпилина, перенесшего немало испытаний до и во время войны, произошел благодаря военной дилогии «Живые и мертвые» по К. М. Симонову (1964, Государственная премия РСФСР, 1966) и «Возмездие» (1969). Этот опыт непростого постижения многопланового характера помог Папанову в дальнейшем исполнить еще несколько драматических ролей современников в фильмах «Наш дом» (1965), «Иду на грозу» (1966), «Белорусский вокзал» (1971), «Разрешите взлет» (1972), «День приема по личным вопросам» (1974).

Новым достижением Анатолия Папанова в кино оказалась работа, опять связанная с прошлым — «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987, Государственная премия СССР, 1989, посмертно), в которой он убедительно сыграл бывшего фронтовика, прошедшего через Гулаг и не утратившего веру в понятия чести и справедливости.

Папанов также интересно выступал в трагикомическом («Виринея», «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства») и лирико-драматическом амплуа («Дети Дон-Кихота», «Отцы и деды», «Время желаний»), в экранизациях произведений Антона Павловича Чехова («В городе С.», «Семейное счастье», «Плохой хороший человек»).

Особую популярность до сих пор имеют многие озвученные Папановым роли в анимационных лентах, прежде всего эксцентричный образ Волка-хулигана в серии «Ну, погоди!». (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

До шестидесятых годов на него не обращали внимания, после фильма «Живые и мертвые[en]» все изменилось. После этой картины многие режиссеры хотели снимать у себя Папанова. Они быстро поняли, что актеру под силу играть самые разнообразные роли.

Он мог сниматься абсолютно во всех жанрах, оставаясь всегда органичным и естественным. Ни один из его персонажей нельзя назвать наигранным или же надуманным. Где бы Папанов не появлялся, его героям всегда и все верили. Его можно увидеть и в психологических фильмах, и в лирических комедиях и в сатирах. Актеру удавалось совмещать сатиру и трагедию, при этом наделяя своих персонажей таким спектром чувств и эмоций, что каждый его герой обязательно западал в душу зрителям.

А после фильма «Берегись автомобиля[en]» в Папанове рассмотрели прекрасного комика. После этого фильма он сыграл во множестве различных комедий, которые все мы знаем и любим[en]. Вот только Папанов был не очень рад своей популярности именно в этом образе. Он прекрасно знал, что может играть и драмы, поэтому всегда старался доказать это и режиссерам, и зрителем. Конечно же, у Папанова это получилось. Прекрасным подтверждением является фильм «Белорусский вокзал».

Но все же актер всегда считался с тем, что зрители любят его юмор, поэтому возвращался к комедийным ролям. Он никогда не гордился своей популярностью и всегда старался выглядеть незаметнее, чтобы иметь возможность отдохнуть на даче и покататься на велосипеде.

Анатолия Папанова мы знаем не только по фильмам. Его голосом говорит любимый всеми Волк из «Ну, Погоди!». Этот голос никогда не спутает ни один ребенок[en] и ни один взрослый, который вырос на этом мультфильме. А на нем выросли мы все.
«Ну Дед Мороз, погоди»

Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 года в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)