Регистрация и покупка Долей компании SkyWay

Андре Базен Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Андре Базен — биография

Андре Базен (Andre Bazin)

Фото не создает вечности, как это делает искусство, оно лишь останавливает время, спасая от безудержного течения

Андре Базен (французское André Bazin) (1918-1958) — французский киновед и кинокритик. Знак зодиака — Овен.

Один из зачинателей т. н. «новой волны» — движения молодых кинематографистов, сгруппировавшихся вокруг журнала «Кайе дю синема». В 1967 теоретико-критическое наследие Базена было посмертно опубликовано в книге «Что такое кино?».

Андре Базен родился 18 апреля 1918 года в Анже, во Франции. Учился в Эколь нормаль в Сен-Клу, в 1941 прервал учебу, в период оккупации основал в Париже киноклуб, в 1943 начал писать о кино. После войны[en] активно участвовал в развитии народного образования, создав сеть киноклубов на заводах Германии, Алжира, Марокко. Постоянно писал о кино в газетах и журналах, основал журнал «Радио-кино-телевидение» (ныне «Телерама»), привлек к участию в нем молодого Франсуа Трюффо.

Тенденцию к запечатлению нетронутой реальности с сохранением ее пространственно-временного единства он рассматривал как выражение «онтологической сущности» кино и сквозную закономерность, связывающую между собой немой и звуковой периоды. Он особенно подчеркивал значение глубинной мизансцены и эпизодов, снимаемых единым планом (план-эпизод). Режиссерскую технику, основанную на использовании этих приемов, противопоставлял «ухищрениям техники и монтажа».

В 1951 вместе с кругом соратников Базен основал журнал «Les Cahiers du cinéma», давший теоретическую базу движению «Новая волна» и ставший своеобразной кузницей кадров нового французского кино. Пропагандировал итальянский неореализм, фильмы Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Штрогейма, Фрица Ланга, Дрейера, Луиса Бунюэля, Альфреда Хичкока, Марселя Карне, Жака Беккера, Жана Ренуара, Акиры Куросавы, во многом заложив базу будущей киноэстетики Трюффо; Эрика Ромера, Клода Шаброля, Жака Риветта и других. Его работы были собраны в книги лишь после смерти автора.

Труды А. Базена

Orson Welles (1950, в соавторстве с Жаном Кокто);Андре Базен (André Bazin)

Qu’est-ce que le cinéma ? (4 тома, 1958—1962);

Jean Renoir (1971);

Le Cinéma de la cruauté. Erich von Stroheim — Carl Theodor Dreyer — Preston Sturges -Luis Bunuel — Alfred Hitchcock — Akira Kurosawa (1975);

Le Cinéma de l’Occupation et de la Résistance (1975);

Le Cinéma français de la Libération à la Nouvelle Vague (1983);

La Politique des auteurs (1984).

Публикации на русском языке

А. Что такое кино? [: сборник статей ]. — М.: Искусство, 1972. — 382 с.

«Господин Рипуа» с Немезидой или без неё / А. Базен; перевод с французского И. Эпштейн // Киноведческие записки. — 1997. — No 35. — 202—211.

«Дневник сельского священника» и стилистика Робера Брессона / А. Базен; пер. с фр. И. Эпштейн // Киноведческие записки. — 1993. — No 17. — С.80-93.

Базен А. Жан Ренуар / Предисловие Жана Ренуара. Введение Франсуа Трюффо. — М.: Музей кино, 1995. — 191 с.: ил. — ISBN 5-88395-012-4 : 15.

Миф Сталина в советском кино / А. Базен; пер. с фр. Н. Нусинова // Киноведческие записки No1, 1988. — С.154-169.

«Тайна Пикассо»: Фильм в духе Бергсона / Пер. И. Г. Эпштейн // Сеанс. 2008. — № 33/34.

Базен А. О политике авторов / Пер. В. Лазарев. // Cineticle. Интернет-журнал об авторском кино.

Фото Андре Базена

Андре Базен за кинокамерой (Andre Bazin behind the movie camera)

Базен Андре у автомобиля (Bazin Andre at the car)

Андре Базен скончался 11 ноября 1958 года в Ножан-сюр-Марне, департамент Валь-де-Марн, во Франции, от лейкемии за год до выхода в свет первого фильма Трюффо и не увидел воочию торжества своих идей и учеников.

Подробнее об Андре Базене читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

Schmige H. Eisenstein, Bazin, Kracauer. Zur Theorie der Filmmontage. — Hamburg: Medienladen, 1977;

Dudley A. André Bazin. — N. Y.: Oxford UP, 1978;

Ungaro J. André Bazin: généalogies d’une théorie. — P.: Harmattan, 2000;

Аронсон Олег Владимирович. Кинематографическое событие. К теории глубинной мизансцены Андре Базена // Он же. Метакино. — М.: Ad Marginem, 2003. — С. 13—26;

Вдовина И. С. Философские основы кинокритики А. Базена / И. С. Вдовина // Вдовина И. С. Эстетика французского персонализма. — М.: Искусство, 1981. — С.147-171;

Метьюс П. Погружаясь в реальность: Андре Базен вчера и сегодня / П. Метьюс; перевод с английского С.Ишевская // Киноведческие записки. — 2001. — No55. — С.142-148;

Соколов В. С. Антимонтажен ли Базен? / В. С. Соколов // Киноведческие записки. — 1993/94. — No 20. — С.154-161;

Штейн С. Методологические замечания к исследованию аспектов онтологии кино в концепции Андре Базена / С. Штейн // Вестник ВГИКа. — 2010. — № 5. — С.64-71;

Штейн С. Методология исследования концепции Андре Базена в рамках дисциплинарной матрицы системного кинознания / С. Штейн // Менеджер. Кино. — 2010. — № 12. — С.42-51;

Штейн С. Ю. Онтология кино в концепции Андре Базена: диссертация канд. искусствоведения. — М., 2011.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности