Приобретение акций компании Rail SkyWay на выгодных условиях

Подписаться
25 июля родились[en]: Василий Макарович Шукшин, Сергей Васильевич Лебедев, Ульяна Лаптева
Скончались[en]: С. Колридж, И. Дунаевский, Л. Енгибаров, Б. Новиков, Л. Смирнова, М. Пуговкин

Главная / Оглавление / Знаменитые тезки / Антон Чехов Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Антон Павлович Чехов - биография

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов русский[en] писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-1902). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним — Антоша Чехонте). Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).

Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по старому стилю) 1860 года, в городе ТаганрогеТаганрог — город в Российской Федерации, Ростовская области, расположен на северо-восточном берегу Таганрогского залива Азовского моря, в 67 км к западу от Ростова-на-Дону. Морской порт. Железнодорожная станция. Население 282,1 тысяч человек (2001). Основан в 1698 году. Город с 1775 года.. Знак зодиака — Водолей.

...Начальной грамоте он учился в школе вместе с детьми ремесленников, матросов, портовых грузчиков..

В 1868 году Антоша поступил в приготовительный класс Таганрогской гимназии. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу, «приучаться к торговле».

«Чехов рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски.

В 1876 году Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге заканчивать гимназию. Отец не мог помогать юному Антоше, так как служил конторщиком, и Чехову пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками. Так прошли три года. После окончания гимназии Антон Павлович приехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.

С первых дней переезда в Москву Антону Павловичу и двум его братьям Николаю и Михаилу пришлось зарабатывать, чтобы содержать семью. Молодой Антон Чехов начал писать маленькие рассказы в юмористические журналы». Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с.337

Антон Чехов — почетный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетоновФельетон — (французское feuilleton, от feuille – лист, листок) - жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Общие приметы – актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая «бесплановость», лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей.

Своеобразие фельетона связано преимущественно с тем, что он относится к «смешанному» художественно-публицистическому жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.

Рождение фельетона относят к 28 января 1800 года, когда в парижскую газету «Журналь де деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, сообщения о модах, шарады, словом, не политические, не официальные материалы.
и коротких юмористических рассказов (псевдоним — Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Антона Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

Семья. Учеба Антоши Чехова

Антон Чехов родился в многодетной семье купца третьей гильдииГильдии (от немецкого Glide — корпорация, объединение; слово древнегерманского происхождения) — в широком смысле различные ассоциации (религиозного, политического, взаимопомощи и др.) в Западной Европе, особенно в период раннего средневековья; в более узком смысле — объединения купцов (в Англии гильдии назывались также и объединения ремесленников — Цехи)., владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевилиВодевиль (французское vaudeville) — лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина водевиля — Франция. Название происходит от долины реки Вир (Vau de Vire), где жил в 15 веке народный песенник О. Баслен. Вначале водевилями называли песенки в ярмарочных комедиях 1-й половины 18 века.

Как самостоятельны театральный жанр водевиль сложился в годы Великой французской революции и вскоре получил общеевропейское распространение. Классики французского водевиля — Эжен Скриб и Эжен Марен Лабиш
, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылал в редакции столичных юмористических журналов.

После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).

Вхождение Антона Чехова в «большую» литературу

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжал «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода являлся традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).

Художественные открытия Чехова

Новый этап в творческой биографии Чехова — «вхождение в литературу» — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 году пьесой «Иванов» (поставлена на сцене театра Корша) Антон Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.

Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 году в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

Поездка на Сахалин

В 1890 Антон Чехов прервал успешно начатую литературную работу и отправился в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

Литературная репутация Антона Чехова

В первой половине 1890-х годов Чехов стал одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появлялись в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; вышли отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздавались, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывалась по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняли писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривала позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Антоном Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

Проблематика рассказов

В многочисленных рассказах этого времени Антон Павлович Чехов обращается к исследовании души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Новаторство драматургии Чехова

Одновременно Антон Чехов продолжал работу в драматическом жанре, писал небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х годов Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст.

Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (в 1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской), и только постановка Московского Художественного театра (в 1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Последний период творчества Антона Чехова

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Антон Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Антон Павлович создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви[en]» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Антон Чехов умер 15 июля (2 июля по ст.ст.) 1904 года в Баденвейлере, в Южной Германии. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Значение творчества

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара...

Творчество Антона Чехова:

Беззащитное существо
Вишневый сад
Налим
Дом с мезонином
Пересолил
Смерть чиновника
Счастливчик
Хамелеон
Шуточка
Не в духе
Дама с собачкой

(А. А. Носов)

Гениальные цитаты Чехова

  • Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.
  • Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
  • Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
  • Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
  • Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
  • Университет развивает все способности, в том числе — глупость.
  • Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда.
  • Здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди.
  • Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.
  • Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз
  • У очень хорошего человека такая физиономия, что его принимают за сыщика; думают, что он украл запонки.
  • Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.
  • Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.
  • Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником.
  • Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
  • Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него.
  • Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет.
  • Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.
  • Нужно по капле выдавливать из себя раба.
  • Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
  • Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.
  • Не стоит мешать людям сходить с ума.
  • «Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.
  • Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.
  • Если бы все люди сговорились и стали вдруг искренни, то всё бы у них пошло к чёрту прахом.
  • Талантливый человек в России не может быть чистеньким.
  • Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.
  • Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
  • Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.
  • «Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.
  • Уходить от людей — это самоубийство.
  • На земле нет ничего хорошего, что в своём первоисточнике не имело бы гадости.
  • ...за почтовым отделением давно уже установилась репутация учреждения, в котором страшно бывать.
  • На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.
  • Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Смотрите ещё с этого сайта:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)