Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
11 декабря родились[en]: Николай Лобачевский, Гектор Берлиоз, Роберт Кох, Георгий Плеханов, Макс Борн, Александр Солженицын, Николай Озеров, Вейланд Родд, Борис Щербаков, Андрей Макаревич
Скончались[en]:
Валентина Николаевна Серова, Галина Павловна Вишневская

Арам Хачатурян Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Арам Ильич Хачатурян - биография

Арам Хачатурян

Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) — российский[en] и армянский композитор, дирижёр, педагог, профессор. Народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения. Знак зодиака — Близнецы.

В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Арама Хачатуряна тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), 3 симфонии (1934-47), концерты для фортепьяно (1936), скрипки (1940) и виолончели (1946) с оркестром, музыка к драме «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова (1941).

Профессор Московской консерватории, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1951). Выступал как дирижер. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).

Арам Хачатурян родился 6 июня (24 мая по старому стилю) 1903 года в Тифлисе, ныне Тбилиси. Сын переплетчика, рос в космополитической музыкальной атмосфере Тифлиса — культурной столицы всего дореволюционного Закавказья. С детства импровизировал на фортепиано в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву (1922), где поступил одновременно на биологический факультет университета и в музыкальное училище Гнесиных (занимался по композиции у Михаила Фабиановича Гнесина). В 1929-1934 годах учился в Московской консерватории у Николая Яковлевича Мясковского.

Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и начале 1930-х годов, — пьесы и соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), трио для кларнета, скрипки и фортепиано — обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом.

Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. Крупные оркестровые произведения этого времени — Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940) — заставили говорить о нем как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм.

Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине» (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939). На фоне множества тусклых опусов, рожденных советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению музыковеда и композитора Бориса Владимировича Асафьева) яркостью и сочностью красок.

Среди крупных партитур Арама Ильича Хачатуряна, созданных после 1940 года, выделяются частично основанный на материале «Счастья» балет «Гаянэ» (1942), навеянная событиями войны Вторая симфония (1943) и балет «Спартак» (первая постановка 1956). С 1939 года Арам входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в период «ждановщины» (1948) он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа».

В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно абсурдно, так как его колоритная, темпераментная музыка проста для восприятия и в своих лучших образцах — таких, как медленная часть Фортепианного концерта (на тему тифлисской уличной песни), искрометный финал Скрипичного концерта, полный драматизма «Вальс» из музыки к «Маскараду», темпераментный «Танец с саблями» из «Гаянэ», танцы на балу у Красса и пленительное любовное адажио из «Спартака» — неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории.

С 1950 года А.И. Хачатурян преподавал композицию в Институте имени Гнесиных, с 1951 — также в Московской консерватории. Выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. В 1959 году удостоился Ленинской премии. Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром (1961, 1963, 1967), ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло (1974, 1975, 1976) ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям.

Творчество Ильича Арама Хачатуряна

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром (1936);
  • Концерт для скрипки с оркестром (1940);
  • Концерт для виолончели с оркестром (1946);
  • Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961);
  • Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963);
  • Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968).

Балеты

  • Маскарад (1939);
  • «Гаянэ» (1942, вторая редакция 1957);
  • «Спартак» (1956, вторая редакция — 1958, третья — 1968).

Оркестровые сочинения

  • Танцевальная сюита (1933);
  • Симфония № 1 (1934);
  • Сюита из музыки к пьесе «Валенсианская вдова» (1940);
  • Сюита № 1 из музыки к балету «Гаянэ» (1943);
  • Сюита № 2 из музыки к балету «Гаянэ» (1943);
  • Сюита № 3 из музыки к балету «Гаянэ» (1943);
  • Симфония № 2 «Симфония с колоколом» (1943, вторая редакция - 1944);
  • Сюита из музыки к пьесе «Маскарад» (1944);
  • «Русская фантазия» (1944);
  • Симфония № 3 «Симфония-поэма» (1947);
  • «Ода памяти Ленина» (1948);
  • Сюита из музыки к фильму «Сталинградская битва» (1950);
  • «Торжественная поэма» (1950);
  • Сюита № 1 из балета «Спартак» (1955);
  • Сюита № 2 из балета «Спартак» (1955);
  • Сюита № 3 из балета «Спартак» (1955);
  • Симфонические картины из балета «Спартак» (1955);
  • «Приветственная увертюра» (1958);
  • Сюита из музыки к пьесе «Лермонтов» (1959).

Вокальная и хоровая музыка

  • «Поэма о Сталине (Песня ашуга)» для смешанного хора и оркестра (1938);
  • Государственный гимн Армянской ССР для смешанного хора и оркестра (1944);
  • Три концертные арии для сопрано и оркестра (1946);
  • «Ода радости» для меццо-сопрано, смешанного хора, ансамбля скрипачей, десяти арф и оркестра (1956);
  • «Баллада о Родине» для баса и оркестра (1961).

Камерные ансамбли и сольная инструментальная музыка

  • «Элегия» для виолончели и фортепиано (1925);
  • «Песня странствующего ашуга» для виолончели и фортепиано (1925);
  • Танец для скрипки и фортепиано (1926);
  • Пьеса для виолончели и фортепиано (1926);
  • «Пантомима» для гобоя и фортепиано (1927);
  • Аллегретто для скрипки и фортепиано (1929);
  • «Песня-поэма (в честь ашугов)» для скрипки и фортепиано (1929);
  • Двойная фуга для струнного квартета (1931);
  • Соната для скрипки и фортепиано (1932);
  • Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932);
  • Ноктюрн для скрипки и фортепиано (1941, из музыки к пьесе «Маскарад»);
  • Соната-фантазия для виолончели соло (1974);
  • Соната-монолог для скрипки соло (1975);
  • Соната-песня для альта соло (1976);

Сочинения для фортепиано

  • Поэма (1925);
  • Андантино (1926);
  • Вальс-каприс и танец (1926);
  • Вальс-этюд (1926);
  • Детский альбом, часть первая (1926-1947);
  • Поэма (1927);
  • Семь речитативов и фуг (1928-1966);
  • Сюита (1932);
  • Токката (1932);
  • Хореографический вальс (1944);
  • Сюита, для двух фортепиано (1945);
  • Вальс (1952, из музыки к пьесе «Маскарад»);
  • Сонатина (1959);
  • Соната (1961);
  • Детский альбом, часть вторая (1965).

Музыка к театральным постановкам

  • «Разоренный очаг» и «Хатабала» Сундукяна, «Восточный дантист» Пароняна, «Багдасар ахпар» («Дядюшка Багдасар») (все — в 1927—1935, Драматическая студия при Доме культуры Армянской ССР, Москва);
  • «Долг чести» Микитенко (совместно с H. H. Рахмановым, 1931, МХАТ 2-й);
  • «Макбет» Уильяма Шекспира (1933, Театр им. Сундукяна, Ереван);
  • «Большой день» Киршона (1937, Центральный театр Красной Армии, Москва);
  • «Баку» Никитина (совм. с Абрамом Яковлевичем Пейсиным, 1937, Ленинградская театр-студия под рук. С. Э. Радлова);
  • «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (1940, Московский театр им. Ленинского комсомола);
  • «Маскарад» Лермонтова (1941, Театр им. Вахтангова, Москва);
  • «Кремлёвские куранты» Погодина (1942, МХАТ);
  • «Глубокая разведка» Крона (1943, МХАТ);
  • «Последний день» Шкваркина (1945, Театр им. Вахтангова);
  • «Южный узел» Первенцева (1947, Центральный театр Советской Армии, Москва);
  • «Сказка о правде» Алигер (1947, там же);
  • «Илья Головин» Михалкова (1949, МХАТ);
  • «Весенний поток» Чепурина (совм. с Н. В. Макаровой, 1953, Центральный театр Советской Армии, Москва);
  • «Ангел-хранитель из Небраски» Якобсона (1953, МХАТ);
  • «Лермонтов» Лавренёва (1954, там же);
  • «Макбет» Шекспира (1955, Малый театр, Москва);
  • «Король Лир» Шекспира (1958, Театр им. Моссовета).

Арам Ильич Хачатурян умер 1 мая 1978 года в Москве. (Л. О. Акопян)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)