Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Аристотель Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Приметы / Оглавление / Домой

Аристотель — биография

Аристотель

Аристотель (Aristotélçs) (384 — 322 до н. э.) — древнегреческийДревняя греция — общее название древнегреческих государств на юге Балканского п-ова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе Малой Азии. Этнический состав Греции в 3-м тыс. до н. э. пестр: пеласги, лелеги, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена — ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200) повлекло распад государств и оживление родовых отношений. ученый, философ, основатель ЛикеяЛикей (греч. Lykeion) — древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем и существовавшая около 8 столетий (см. Перипатетическая школа). Своё название школа получила от храма Аполлона Ликейского, вблизи которого находилась гимназия, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни (335 — 323 до н. э.)., учитель Александра Македонского. Был сторонником умеренной демократииДемократия (от греческого demos — народ) — форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Различают непосредственную демократию, когда основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов, и представительную демократию, когда решения принимаются выборными органами, в том числе парламентами. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов, например, партийная демократия, производственная демократия.
.

Аристотель родился в 384 до н. э., в Стагире, на полуострове Халкидика, Северной Греции. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до его смерти (347), был участником Академии платоновскойПлатоновская академия — древнегреческая философская школа, основана Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. 1 — 2 вв.) и неоплатонизма (4 — сер. 6 вв.). В эпоху Возрождения Платоновская академия была учреждена во Флоренции (1459 — 1521) во главе с Марсилио Фичино.. В 343 был приглашен Филиппом II (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу).

Местом школы стал гимнасийГимнасий (греч. Gymnasion) — государственное учебно-воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в 5-4 вв. до н. э. В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных рабовладельческих семей и до 18 лет занимались в нем гимнастикой, получали литературное, философское и политическое образование. неподалеку от храмаХрам — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы).

Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школаПерипатетическая школа (от греч. peripateo — прохаживаюсь) — философская школа, основанная Аристотелем, который имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в Ликее со своими слушателями (отсюда название).

В первый период развития Перипатетическая школы (4 — 1 вв. до н. э.) её главой был сначала Теофраст, затем Стратон из Лампсака; в школу входили Евдем Родосский, Аристоксен Тарентский, Дикеарх Мессинский и др. У перипатетиков этого периода преобладал интерес к отдельным наукам: Теофраст, например, занимался логикой и ботаникой, Аристоксен — теорией музыки и т.п. Некоторые ученики Аристотеля в эту эпоху становились естествоиспытателями, историками, географами, теоретиками и историками литературы.

Для второго (1 в. до н. э.; Андроник Родосский и др.) и третьего (1 — 3 вв. н. э.) периодов Перипатетической школы характерно издание, редактирование и комментирование сочинений Аристотеля.

П. ш. оказала влияние на платоников, пифагорейцев, стоиков и неоплатоников.
(от перипато — прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными наукамиНаука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
(историейИстория (от греческого historia — рассказ о прошедшем, об узнанном):

1) Процесс развития природы и общества.

2) Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др.
, физикойФизика (греческое ta physika, от physis — природа) — наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. По изучаемым объектам физика подразделяется на физику элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, твердого тела, плазмы и т. д. К основным разделам теоретической физики относятся: механика, электродинамика, оптика, термодинамика, статистическая физика, теория относительности, квантовая механика, квантовая теория поля., астрономиейАстрономия (от греческого astron — звезда и nomos — закон) — наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия включает сферическую астрономию, практическую астрономию, астрофизику, небесную механику, звездную астрономию, внегалактическую астрономию, космогонию, космологию и ряд других разделов.

Астрономия — древнейшая наука, возникшая из практических потребностей человечества (предсказание сезонных явлений, счет времени, определение местоположения на поверхности Земли и др.).
, географией).

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархиюМонарх (греческое monarchos) — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Во всех монархических странах особа монарха является неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. Монархами являются короли Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан Малайзии, Брунея, Омана; эмир Кувейта; великий герцог Люксембурга, князь Лихтенштейна.
, аристократиюАристократия — (от греческого aristos — лучший):

1) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

2) В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.
и политию (умеренную демократию), к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве он утверждал, что суть искусства — подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсисаКатарсис — (греч. katharsis — очищение):

1) Термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования.

2) В психоанализе Зигмунда Фрейда — один из методов психотерапии.
(очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное — то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее — то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умомУм — характеристика способности мышления и понимания. В истории философии – то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия Нус (латинское – интеллект)..

Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытияБытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология»., в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) — то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя философФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. и ученый признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия — форме — приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало — бога.

Бог по его мнениюМнение — суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к кому или чему-либо, взгляд на что-либо — «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализмаИдеал (французское ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.. Однако идеализм этот, как заметил Владимир Ильич Ленин, во многих отношениях «... объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософииНатурфилософия (нем. Naturphilosophie) — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацельс, Ф. Патрици). В немецкой классической философии получила особенное развитие у Ф. В. Шеллинга и его последователей (Л. Окен, Х. Стеффенс, Г. Карус, Г. Шуберт, Д. М. Велланский и др.).

Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных.
чаще = материализму» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 255). Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность.

Ученый и философ различал 4 рода движения:

  • качественное, или изменение;
  • количественное — увеличение и уменьшение;
  • перемещение — пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по его мнению является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким образом, последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукцииДедукция (от лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия.

Дедукция — основное средство доказательства.
и индукции:

ИсследованиеИсследование научное — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма философ понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды — категорииКатегории (от греч. kategoria — высказывание, обвинение; признак) — в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики., к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теориюТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до польского астронома Николая Коперника. Великий ученый руководствовался планетной теорией Евдокса КнидскогоЕвдокс Книдский (Eudoxos Knidios) (около 408 — около 355 до н. э.) — древнегреческий математик и астроном. Ученик Архит а Тарентского. Путешествовал по Греции и Египту, затем поселился на родине в г. Книд; основал школу математиков и астрономов.

Евдокс Книдский первый дал общую теорию пропорций (изложена в 5-й книге «Начал» Евклида); по свидетельству Архимеда, Книдский принадлежит приём доказательства методом исчерпывания. В астрономии сделал одну из первых попыток построения теории движения планет. Сочинения Евдокса Книдского до нас не дошли.
, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: ВселеннаяВселенная — весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой). состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой ЛуныЛуна (латинское название Moon) — естественный спутник Земли, находится от нее на среднем расстоянии 384 400 км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 5,145°, масса 7,35.1022 кг (1/81,3 массы Земли), средний радиус Луны 1738 км, ускорение силы тяжести на поверхности 1,62 м/с2. Средняя плотность 3343 кг/м3, сидерический период обращения 27,3 сут, синодический период обращения 29,5 сут. Светит отраженным солнечным светом, визуальное сферическое альбедо 0,75.

Поверхность Луны в основном гориста, покрыта многочисленными кратерами ударного (метеоритного) происхождения. Лунный грунт — реголит. Температура на поверхности Луны 100-400 К. Первый человек ступил на поверхность Луны 21 июля 1969 (Нил Армстронг, США).
и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого — совершеннейшего элемента — эфира.

В области биологииБиология (от греческого bios — жизнь и logos — слово, учение) — совокупность наук о живой природе — об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.). одна из заслуг Аристотеля — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе он видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинктаИнстинкт (от латинского instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Инстинкты человека контролируются его сознанием. животных, взаимная приспособленность их органов и т.д.

В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизниЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза. является тело, формой — душа, которую он назвал «энтелехиейЭнтелехия (греч. entelecheia — завершение, осуществленность) — понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция), а также движущий фактор этого осуществления (напр., душа как энтелехия тела), и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели.

В новое время понятие энтелехия характерно для систем, основанных на телеологии (Г. В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога Х. Дриша (Н. Driesch) и др.).
». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) ученый различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумнуюРассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания..

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждениеНаслаждение — высшая степень удовольствия., усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных.

Моральным идеалом для Аристотеля являлся бог — совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышлениеМышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.». Этическая добродетель, под которой он понимал разумное регулирование своей деятельности, ученый определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость — середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качествеКачество — философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество — характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил ему — в «Поэтике» и «Риторике» — развить глубокую, сближающуюся с реализмомРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный):

1) В философии — идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая Схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский рекализм 20 в.).

2) В литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпосаЭпос:

1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Эпосу, как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий (см. Сюжет) в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса — в организующей роли повествования. Носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям.

2) В более узком и специфическом смысле слова — героический эпос как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический эпос бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников эпоса имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический эпос часто называют народным эпосом. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы эпоса имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному эпосу баллады, исторические предания и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим эпосом лишь с существенными оговорками.
и драмыДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государствомГосударство — в теории права способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, опирающаяся на средства и меры принуждения.. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования властиВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов., а сама власть служит всему обществуОбщество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля).; это — монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологииИдеология (от идея и logos — слово, учение) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания., он был противником больших государственных образований.

Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля, которого Карл Маркс назвал вершиной древнегреческой философии (Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 27), оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.

На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания «свободнорождённых граждан». Трём видам души, по учению философа, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и животной (волевой). Природные задатки, навыки и разум — таковы, по Аристотелю, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Великий ученый сделал первую в истории педагогикиПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). попытку дать возрастную периодизацию. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, он считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Своё экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабствоРабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина — рабовладельца. Легло в основу рабовладельческого строя. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в 17 — начале 19 веков в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении 19 веке. — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Он установил 2 вида богатства: как совокупность потребителей стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей.

Источником первого вида богатства Аристотель считал производство — земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.

Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой ученый понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике относился отрицательно.

Противопоставление экономии и хрематистики привело Аристотеля к анализуАнализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). внутренней природы товара и обмена. Ученый первым наметил разграничение между потребительской стоимостью и стоимостью товара. Он пытался анализировать меновую стоимость, но, не понимая роли труда в создании стоимости товара, утверждал, что только деньгиДеньги — средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара.

Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений.

Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения.
делают сравнимыми различные товары. Карл Маркс писал: «Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 70).

Маркс отмечал также, что Аристотель прекрасно объяснил, как из меновой торговли между различными общинамиОбщина — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением.

В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 — собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским.

Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.
возникает необходимость придать характер денег специфическому товару, имеющему стоимость (см. там же, т. 13, с. 100, прим. 3). Но исторической необходимости денег Аристотель не понимал и считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. Он рассматривал деньги в функции средства обращения, мерила стоимости, функции сокровища.

Сочинения: Aristotelis opera. Ed. Academia regia borussica, v. 1 — 5, В., 1831. — 70.

ЛитератураЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

  • Казанский А. П., Учение Аристотеля о значении опыта при познании, Одесса, 1891;
  • Бузескул В. П., «Афинская полития» Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца 5 в. до н. э., Хар., 1895);
  • Карпов В., Натурфилософия Аристотеля и ее значение в настоящее время, М., 1911;
  • Зелинский Ф. Ф., Педагогические воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916;
  • Лосев А. Ф., Критика платонизма у Аристотеля, М., 1929;
  • Александров Г. Ф., Аристотель, М., 1940;
  • Кечекьян С. Ф., Учение Аристотеля о государстве и праве, М. — Л., 1947;
  • Реуэль А. Л., Экономическое учение рабовладельческого общества, М., 1959;
  • Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистикаСиллогистика (от греч. syllogistikos — выводящий умозаключение) — исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов. с точки зрения современной формальной логики, пер. с англ., М., 1959;
  • Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, [М., I960];
  • Асмус В. Ф., Искусство и действительность в эстетике Аристотеля, в сборнике: Из истории эстетической мысли древности и средневековья, М., 1961;
  • Зубов В. П., Аристотель, М., 1963;
  • Доватур А., Политика Политии Аристотеля, М. — Л., 1965;
  • Bonitz Н., Aristotelische Studien, [Тl] 1 — 5, W., 1862 — 67;
  • Maier Н., Die Syllogistik des Aristoteles, Tl 1 — 2, Тübingen, 1896 — 1900;
  • Brentano F., Aristoteles und seine Weltanschauung, Lpz., 1911;
  • Ross W. D., Aristotle, L., 1923, 5 ed., 1956;
  • Robin L., Aristote. P., 1944;
  • Allan D. D., The philosophy of Aristotle, Oxf., 1952;
  • Bonitz H., Index Aristotelicus, B., 1955;
  • Theiler W.. Die Entstehung der Metaphysik des Aristoteles, «Museum helveticum», 1958, Jg 15, fasc. 2.

Библ.: Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophic, Bd 1, Fr./M., 1964.

Аристотель скончался 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религииРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).. (В. Ф. Асмус.)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)