Разместите статью, биографию и пр.[en]

Шопенгауэр Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы / Главная

Артур Шопенгауэр — биография

Артур Шопенгауэр

Чем более человек имеет в себе, тем менее для него могут значить другие

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer) — немецкий философ-иррационалист. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп.  Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма». Знак зодиака Рыбы.

В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира («вещь в себе«Вещь в себе» (нем. Ding an sich, Ding an sich selbst) — философское понятие, важнейшее в кантовской философии.

Этот термин имел достаточно широкое хождение и до Канта, в частности, в вольфовской школе. В строгом смысле, означает вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий (при том, что они вполне могут зависеть от условий божественного созерцания).
» Иммануила Канта) и человека предстает как бессознательная «воля к жизни[en]». «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизмАскетизм (от греческого asketes — упражняющийся в чем-либо) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.).

Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма — отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).
— достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в ЕвропеЕвропа — часть света площадью около 10 млн. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км2.

Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины.
со второй половине 19 века.

Детство и юность Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (ныне Гданьск), в Пруссии. Он происходил из состоятельной купеческой семьи. Его отец Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих сужденияхСуждение — умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. человека и честного коммерсанта. Его любимым писателем был Вольтер. Мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствамИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-1831). В детстве[en] будущий философФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. не получил систематического образованияОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование..

Его, будущего великого философа, желая видеть в сыне продолжателя своего дела, отец отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика взяли в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения «одних только слов», но и в благотворности знакомства «с самими вещами». В 1805 году Артура отдали в крупную гамбургскую фирму для обученияОбучение — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти[en] отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувствоЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
любви[en] и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволила сыну получить университетское образование.

В 1809 году Артур Шопенгауэр стал студентом-медиком[en] Геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, перевелся на философский факультет, где с особым усердием штудировал Платона и Канта.

С 1811 года Артур в Берлинском университете слушал лекции немецкого филолога и педагога Фридриха Августа Вольфа по истории греческой и латинской литературы, немецкого протестантского теолога и философа Фридриха Шлейермахера — по истории философии, Иоганна Готлиба Фихте — по философии; докторскую диссертациюДиссертация (от латинского dissertatio — исследование) — научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты на соискание ученой степени. «О четверояком корне закона достаточного основания» защитил в Йенском университете в 1813 году.

Зрелость. Главный труд  А. Шопенгауэра

В 1814 году, после разрыва с матерью, которой Артур так и не простил холодности к больному[en] отцу, Шопенгауэр поселился в Дрездене. Здесь он написал трактатТрактат (от латинского tractatus — рассмотрение) — научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему. «О зрении и цвете» (1816) (по следам бесед с писателем, основоположником немецкой литературы Нового времени, мыслителем и естествоиспытателем Иоганном Вольфгангом Гете, с которым он встречался в 1813-1814 годах в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершил работу над первым томом своего основного произведения «Мир как воля и представление». Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр в 1820 году потерпел фиаскоФиаско — неуспех, полная неудача. в преподавательской деятельности в БерлинеБерлин (Berlin) — столица Федеративной Республики Германии на правах земли. Город расположен в восточной части Германии в окружении рек и озер при впадении реки Шпре в реку Хафель. Площадь 882,4 кв. км (территория Большого Берлина), население 3,4 млн человек (2004) (4,3 млн человек в 1939, около 2,8 млн человек в 1945, 3,3 млн человек в 1949)., его пробная лекция вызвала отрицательное отношение немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

С 1831 года философ обосновывался во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы («Парерга и паралипомена», 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидало чувство духовного одиночества. Тем не менее, он был очень уверен в выдающемся значении и новизне своего труда.

«Мир как воля и представление»

Считая себя учеником Канта, А. Шопенгауэр исходил из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорныеАприори (от лат. apriori — из предшествующего) — понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) — условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер. формы — пространство, время, причинность. Субъект и объект — это соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстала у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаружилась и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разумРассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания. — лишь инструмент этой «воли». Как «вещь в себе» воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как «представлении» она проявляется в бесконечном множестве «объективаций». Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смыслеСмысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение.) — «адекватных объективаций воли». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству.

В живой природе и обществеОбщество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля). воля проявляется в качестве «воли к жизни» — источника животных инстинктовИнстинкт (от латинского instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Инстинкты человека контролируются его сознанием. и бесконечного эгоизмаЭгоизм (французское egoisme, от латинского ego — я) — себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п. Противоположность эгоизму — альтруизм. человека; всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех»; государствоГосударство — в теории права способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, опирающаяся на средства и меры принуждения. не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.

В противовес философу, математику, физику и языковеду Готфриду Вильгельму Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмомПессимизм (от латинского pessimus — наихудший) — представление о том, что в мире преобладает негативное начало (хаос, зло и т. п.); настроения безысходности, неверия в будущее и т. п. Впервые назвал пессимизмом свое учение А. Шопенгауэр. Противоположность пессимизму — оптимизм.». Мировая история не имеет смысла. Страдание — «наказание» за «первородный грехГрех — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.», вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и моралиМораль (от латинского moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
. В основе искусства — «незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств — музыкаМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения., имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умерщвления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизмуБуддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте сострадания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытииБытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология»..

Критикуя язык современной ему школьной философии, ученый стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное немецкий писатель Жан Поль, австрийский писатель Франц Кафка, немецкий писатель Томас Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизниФилософия жизни — философское течение конце 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы («жизненный порыв» А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др. второй половины 19 — начала 20 веков.

Его влияние испытали в ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
композитор, дирижер и музыкальный писатель Рихард Вагнер; философ, сторонник панпсихизма Эдуард Гартман; философ, представитель философии жизни Ницше Фридрих; Томас Манн и др. В России[en] — писатель Лев Николаевич Толстой, поэт Афанасий Афанасьевич Фет и другие. (А. А. Чанышев)

Шопенгауэр был вегетарианцем. Он не употреблял в пищу мясо.

Произведения

34 знаменитые цитаты Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer)

Артур Шопенгауэр скончался 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне, в Германском союзе, от пневмонии. Похоронен там же. На могильном камне философа всего два слова: «Артур Шопенгауэр».

Подробней о Шопенгауэре читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная