Приобретение акций струнного транспорта SkyWay на выгодных условиях

Подписаться
24 августа скончались[en]: Иван Федорович Крузенштерн, Виктор Павлович Павлов

Бертольд Брехт Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Бертольд Брехт — биография

Несчастна та страна[en], которая нуждается в героях

Бертольд Брехт (Brecht) (1898-1956) — немецкий писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой, драматург и теоретик театра. Знак Зодиака — Водолей.

В 1933-1947 годах в эмиграции. В 1949 году основал театр «Берлинер ансамбльБерлинер ансамбль (Berliner Ensemble) — немецкий драматический театр. Основан в 1949 в Берлине Б. Брехтом и Е. Вейгель как театр антифашистской и антимилитаристской направленности. Включает в репертуар произведения немецкой и зарубежной (в т. ч. русской) драматургии.». В философско-сатирических пьесахПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
на современные, исторические и мифологические сюжетыСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.: «Трехгрошовая опера» (поставлена в 1928 году, музыка Курта Вейля, издана в 1931), «Мамаша Кураж и ее дети» (создана в 1939 году, издана в 1941); «Жизнь Галилея» (создана в 1938-1939 годах, издана в 1955), «Добрый человек из Сезуана» (создана в 1938-1940, издана в 1943); «Кавказский меловой круг» (поставлена в 1954, музыка Пауля Дессау, издана в 1949), с гуманистических, антифашистских позиций ставил остроактуальные проблемы.

Брехт ориентировался, как и в собственной режиссуре, на разработанные им принципы «эпического театра», предполагающего обращение не к традиционному «сопереживанию», а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввел так называемый эффект отчуждения — новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора — песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т. п. Оказал влияние на театр 20 века. Международная Ленинская премия (1954).

«От Гибралтара» (из пьесы  "Трёхгрошовая опера"), исп. Андрей Александрович Миронов, Михаил Михайлович Державин

Семья, годы учения. Первая мировая война

Бертольд Брехт родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге, в семье управляющего фабрики, домовладельца. В 1917 году, закончив аугсбургскую гимназию, поступил на медицинский факультет Мюнхенского университетаУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.

Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.
. В 1918 был призван в армию, служил санитаром в военном госпитале. В 1918-1919 написаны первые произведения, среди них — знаменитая «Легенда о мертвом[en] солдате», стихотворение, пронизанное гневным антимилитаристским пафосом; пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи». Увлеченный идеями немецкой революции 1918 года, стал членом аугсбургского солдатского совета. Поражение революции не помешало Брехту навсегда сохранить интерес к вопросам социального переустройства мира.

В 1920-х годах он жил в Мюнхене и БерлинеБерлин (Berlin) — столица Федеративной Республики Германии на правах земли. Город расположен в восточной части Германии в окружении рек и озер при впадении реки Шпре в реку Хафель. Площадь 882,4 кв. км (территория Большого Берлина), население 3,4 млн человек (2004) (4,3 млн человек в 1939, около 2,8 млн человек в 1945, 3,3 млн человек в 1949)., писал прозуПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
, лирические стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих., статьи по теории искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п., выступал, исполняя под гитаруГитара (испанское guitarra, от греческого кифара) — струнный щипковый инструмент лютневого типа.

В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках гитара распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмет. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.
собственные песни, в мюнхенском небольшом театре-варьете. На сценах Германии появились его первые пьесы.

В 1926 Бертольд Брехт написал комедию «Что тот солдат, что этот», в которой определяется эстетическая позиция по отношению к экспрессионизму — направлению в искусстве 1910-20-х годов, родившемуся в ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
накануне Первой мировой войны (First World War). Не принимая идеалистичность бунтарских устремлений экспрессионизма, утопичность его призыва к всемирному человеческому братству, Брехт противопоставлял им свое представление о человеке, нравственность которого не абстрактна, а обусловлена социальными обстоятельствами.

Бертольд Брехт - создатель теории «эпического театра»

В 1928 году в Берлине (где Брехт обосновался в середине 1920-х годов) он сотрудничал с такими известными театральными режиссерами, как Макс Рейнхардт и Эрвин Пискатор, но чаще со своей собственной труппойТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров.. В театре «У Шиффбауэрдамм» состоялась премьера «Трехгрошовой оперы» — вольной переработки балладной оперы английского драматурга 18 века Дж. Гея. Погрузившись в стихию жизни деклассированных городских низов (воры, проститутки, бандиты), писатель — незадолго до прихода к власти фашизма — дал глубокий социальный анализ коррумпированного общества, раскрыл великую опасность обаяния бандитизма. Зонги-пьесы, положенные на специально написанную для спектакляСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. музыку Курта Вейля, сразу сделались признанными шлягерамиШлягер (немецкое Schlager — ходкий товар, гвоздь сезона) — модная, популярная песня с запоминающейся мелодией, а также вообще любое музыкальное произведение или произведение других жанров, пользующиеся особой популярностью.. Пьеса прошла по сценам многих стран, принеся автору европейскую известность.

К концу 1920-х годов сформировались основные положения теории «эпического театра», одной из основополагающих театральных систем целого столетия. Традиционный театрТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
(«драматический» или «аристотелевский», так как его законы были сформулированы еще Аристотелем) порабощает зрителя, по Брехту, иллюзией правдоподобия, целиком погружает его в сопереживание, не давая возможности увидеть происходящее со стороны. Брехт же, обладающий обостренным чувством социальности, считал главной задачей театра воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Такую задачу, по его мнению, мог выполнить «эпический театр», обращающийся — в противоположность театру традиционному — не к чувствам зрителя, а к его разуму. Представляя собой не воплощение на сцене событий, а рассказ об уже совершившемся, он сохраняет эмоциональную дистанцию между сценой и залом, заставляя не столько сопереживать происходящему, сколько анализировать его.

Основной принцип эпического театра — «эффект отчуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычное и знакомое явление «отчуждается», «отстраняется», то есть неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», побуждая к социальному действию. «Эффект отчуждения» в пьесах (и позднее в спектаклях Брехта) достигался комплексом выразительных средств. Одно из них — обращение к уже известным сюжетам («Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Кавказский меловой круг» и др.), сосредоточивающее внимание зрителя не на том, что произойдет, а на том, как это будет происходить. Другое — зонги, песни, введенные в ткань пьесы, но не являющиеся продолжением действия, а останавливающие его. Зонг создает дистанцию между актеромАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. и персонажем, поскольку в нем выражается отношение к происходящему не персонажа, а автора и исполнителя ролиРоль (французское role):

1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).

2) Совокупность текста, произносимого актером
. Отсюда особый, «по Брехту», способ существования актера в роли, всегда напоминающий зрителю, что перед ним — театр, а не «кусок жизни».

Бертольд подчеркивал, что «эффект отчуждения» не есть особенность только его эстетики, а изначально свойствен искусству, которое всегда не тождественно жизни. В разработке теории эпического театра он опирался на многие положения эстетики Просвещения и опыт восточного театра, в частности китайского. Основные тезисы этой теории окончательно были сформулированы Брехтом в работах 1940-х годов: «Покупка меди», «Уличная сцена» (1940), «Малый органон» для театра» (1948).

Эмиграция Бертольда Брехта. Зрелые годы

В начале 1930-х годов в творчествеТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. драматурга активно начала звучать антифашистская тема. В «страшной сказке» «Круглоголовые и остроголовые» (1932-34) через иносказание (использован сюжет шекспировской «Меры за меру») отчетливо читается разоблачение расовой теории фашизма. Пьеса, начатая в Германии, завершалась уже в изгнании. В начале 1933 года, с установлением фашистской диктатуры, Брехт вместе с женой, актрисой Еленой Вейгель (с которой он соединился в 1920-х годах, после расторжения первого брака) и маленьким сыном покинул родину. Попытка шантажа — похищения нацистами двухлетней дочери — с целью вернуть Брехта в Германию не удалась. Брехты сначала оказались в Скандинавии, позднее семья воссоединилась в Швейцарии. Через несколько месяцев книги писателя стали сжигать на его Родине, Брехт был лишен гражданства.

ДанияДания (Danmark), Королевство Дания (Kongeriget Danmark) — государство в Северной Европе, на Ютландском полуострове и островах Датского архипелага (Зеландия, Лолланд, Фальстер и др., а также остров Борнхольм). Острова соединены между собой многочисленными мостами и паромными переправами.

К территории Дании относятся также Фарерские острова, расположенные в Атлантическом океане, и Гренландия, пользующиеся внутренним самоуправлением. Площадь 43 тыс км2 (без Фарерских островов и Гренландии). Население 5,47 млн человек (2007). Столица — Копенгаген. Другие крупные города: Орхус, Оденсе, Роскилле.
, Швеция, Финляндия, проездом СССР и, наконец, в 1941 году Калифорния — менялись страны[en], длилась эмиграция. Годы эмиграции в 1933-1948 годах — период зрелого творчества, время появления лучших пьес драматурга.

В 1938 году Брехтом была закончена пьеса «Страх и отчаяние в Третьей империи» (начало работы — 1935): 24 сцены, явившие читателю представителей всех слоев общества, а в целом — беспощадный социально-психологический портрет гитлеровской Германии. В 1939 написаны «Жизнь Галилея» и «Мамаша Кураж и ее дети[en]». Обе драмы — исторические, действие происходит в 17 веке, но история для драматурга лишь способ познать современность. Работая над пьесой о великом итальянском физике на пороге Второй мировой войны (World War II), в преддверии рождения атомной бомбы, Бертольд Брехт размышлял о возможных пагубных последствиях развития науки для человечества, ставил вопрос о соотношении в ней интеллектуального и морального начал, о нравственной ответственности ученого за совершаемые открытия. В «Мамаше Кураж» в образе главной героини — маркитантки, наживающейся на войне, он показал опасную пассивность обыкновенного обывателя, «маленького человека», не желающего вмешиваться в политику. Такого «маленького человека» Брехт рассматривал как серьезную общественную угрозу, обнаруживая в нем (а не только в сильных мира сего) виновника былых и будущих катастроф.

В 1941 году был создан «Добрый человек из Сезуана» — пьеса о доброй проститутке Шен Те, которой для того, чтобы выжить, приходится время от времени превращаться (переодеваясь в мужской костюм) в злого «двоюродного братца» Шой Та, потому что доброту все хотят эгоистически использовать. То, что местом действия был выбран Китай, не означает этнографического интереса автора. Это своеобразный «эффект отчуждения», подчеркивающий несущественность обстоятельств места и времени. Мораль притчи: чтобы отстоять себя в злом, враждебном естественному человеку мире, приходится пользоваться его же средствами — такова диалектика добра и зла в обществе социальной несправедливости.

В том же 1941 году, Бертольд еще раз обратился к теме прихода к власти фашизма. «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» — антигитлеровский памфлетПамфлет (английское pamphlet) — злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).. Пародийная история восхождения к власти шайки гангстеров, возглавляемых ничтожеством Артуро Уи, — анализ карьеры фашистского фюрера и социальных условий, сделавших ее возможной. Пьесы такого рода, как «Добрый человек...», «Артуро Уи» (и другие), драматург называл пьесами-параболами. Парабола — усложненная притча, суть которой в осмыслении социально-нравственных проблем современной действительности посредством иносказания. Параболой является и «Кавказский меловой круг» (1944), в котором история крестьянки Груше, усыновившей чужого ребенка и ставшей ему истинной матерью, читается через известную восточную легенду о споре двух матерей — кровной и той, что воспитала ее сына (еще один сюжетный источник пьесы — притча о библейском царе Соломоне, который мудроМудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. решил, как и судья в восточной легенде, что настоящая мать думает о ребенке, а не о себе). Пьеса, построенная как рассказ, содержащая зонги, представляющие собой своеобразные внутренние монологи героев, — яркий образец эпического театра.

Возвращение на родину. «Берлинер ансамбль»

Вернуться на родину сразу по окончании войны не удалось. В 1947 году, во времена маккартизма в США[en], Бертольд Брехт, последние шесть лет эмиграции живший в Калифорнии, должен был — в числе многих крупных деятелей искусства — предстать перед Комиссией конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Только в 1948 году он оказался в Германии, избрав местом жительства Восточный Берлин.

В последние годы жизни были завершены авторские обработки «Антигоны» Софокла, шекспировского «Кориолана», «Гувернера» немецкого драматурга Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца, написана пьеса-парабола «Турандот, или конгресс обелителей» (публикация в 1967). Тогда же Брехт был избран вице-президентом Академии искусств ГДР (1954), председателем пен-клубаПен-клуб (P. E. N., сокращенно от англ. poets — поэты, essayists — очеркисты, novelists — романисты) — международное объединение писателей; основали в 1921 английские писатели Дж. Голсуорси и К. Э. Даусон-Скотт (Dawson-Scott).

Руководство пен-клуба: президент (избирается каждые 2 года) и бессменный (выборный) генеральный секретарь исполкома (в Лондоне). Объединяет (на 1993) 117 национальных пен-клубов; в 1989 в пен-клуб был принят российский пен-центр.
ГДР и ФРГ (1953); награжден Национальной премией ГДР (1951), Ленинской премией «За укрепление мира между народами» (1954).

В 1949 году спектакль «Мамаша Кураж» в режиссуре автора и с Вейгель в главной роли возвестил о рождении нового театра — «Берлинер ансамбля». В 1949-1956 годах одна за другой появлялись на его сцене брехтовские постановки собственных пьес. Гастролируя во многих странах, «Берлинер ансамбль» продемонстрировал всему миру новаторство драматурга и режиссера, многообразные возможности его эпического театра.

Драматург, теоретик театра, театральный деятель, Брехт известен еще и как поэтПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. и прозаик. В 1934 году вышел в свет «Трехгрошовый роман» (по мотивам собственной пьесы), на протяжении жизни публиковались стихотворные сборники, раскрывавшие читателю не только Брехта-антифашиста и певца классовой борьбы, но и философа-лирика, умеющего остро чувствовать радости и горести бытия.

Творчество Брехта оказало огромное влияние на развитие театра 20 века. Пьесы его шли во всем мире уже при жизни. Но с советским театром отношения складывались сложно. После постановки в 1930 году Александром Яковлевичем Таировым «Трехгрошовой оперы» писатель и драматург четверть века не появлялся на советской сцене.

Принимая гражданскую, политическую позицию писателя (хотя Брехт далеко не всегда однозначно приветствовал все то, что происходило в Советском Союзе, особенно в конце 1930-х годов, он не поверил в виновность Сергея Михайловича Третьякова, с которым был знаком), отечественные идеологи видели опасность в его театральной теории, утверждая, что эпический театр несовместим с узаконенной системой Константина Сергеевича Станиславского. Только после 1956 года, в период «оттепели», пьесы Брехта заняли свое место в репертуареРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». театров страны. Некоторые из брехтовских спектаклей стали значительными вехами в истории советской сцены — прежде всего «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Петровича Любимова в Театре на Таганке (1963), окончательно развеявший миф об эстетической несовместимости Брехта и русского театра.

Бертольд Брехт скончался 14 августа 1956 года в Берлине. (И. В. Холмогорова).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)