Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Главная / Оглавление / Ваши знаменитые тезки / Борис Андреев Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Борис Федорович Андреев - биография

Борис Федорович Андреев

Борис Федорович Андреев (1915—1982) — российский[en] актер театра и кино, народный артист СССР (1962), лауреат Сталинских премий (1948, «Сказание о земле Сибирской»; 1950, «Падение Берлина»). Знак зодиака — Водолей.

Борис Федорович Андреев родился 9 февраля 1915 года в Саратове, в рабочей семье. В 1937 окончил Саратовский театральное училище. В 1936-1939 — актер Саратовского драматического театра имени К. Маркса, затем — театра-студии киноактера в Москве. В кино Андреев дебютировал в 1939 году ролью Назара Думы в фильме Ивана Пырьева «Трактористы», после которого за Андреевым закрепилось амплуа простого, внешне грубоватого парня-богатыря, не признающего компромиссов. Широкое признание принесла актеру роль шахтера Харитона Балуна в фильме «Большая жизнь» (1939, вторая серия 1946).

Герои молодого Бориса Андреева всегда были наделены душевной широтой, силой, добродушием («Два бойца», 1943; «Сказание о земле Сибирской», 1947; «Кубанские казаки», 1949). С 1950-х годов актер перешел к психологически более сложным образам. К числу несомненных удач Андреева относятся фильмы «Максимка» (1952), «Большая семья» (1954), «Жестокость» (1950), «Путь к причалу» (1952, режиссер Георгий Николаевич Данелия), «Оптимистическая трагедия» (1963), «Остров сокровищ» (1971), «Дети Ванюшина» (1973). Всего актер Борис Фёдорович Андреев снялся в более чем пятидесяти фильмах, читал закадровые тексты к документальным фильмам, озвучивал мультфильмы. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Подробнее:

Когда мальчику было 5 лет, семья переехала в небольшой приволжский городок Аткарск, где и прошли детские[en] и юношеские годы нашего героя. Здесь он закончил 7 классов средней школы и отправился в Саратов с твердым желанием поступить в сельскохозяйственный техникум.

Саратов поразил Бориса грандиозной стройкой волжского комбайнового завода и встречей с его молодыми строителями. Они-то и посоветовали пареньку поступать к ним на завод. Так он и сделал. Он окончил краткосрочные курсы и получил специальность слесаря-электромонтера. В свободное от работы время молодые рабочие с удовольствием играли в заводском драмкружке, которым руководил режиссер Саратовского драматического театра Иван Артемьевич Слонов. В один из дней 1931 года на репетицию заводского драмкружка пришел и Борис Андреев. Ему так понравилось репетиция, что он стал приходить туда снова и снова. После нескольких посещений юного Андреева заметил сам И. Слонов и предложил ему участвовать в репетициях. Отказа не последовало. Так будущий знаменитый актер стал участником заводского драмкружка.

Видимо, успехи нашего героя в драмкружке были настолько серьезны, что в 1933 году И. Слонов предложил Андрееву поступать в Саратовский театральный техникум. «А как же завод? - удивился на это предложение Андреев. - Мне не хочется его бросать». - «А ты попробуй учиться без отрыва от производства», - посоветовал ему тогда режиссер. И Борис Андреев последовал этому совету.

Однако работа на заводе и одновременно учеба в техникуме отнимали у Андреева массу времени и, главное, физических сил. Порой ему казалось, что он бросит учебу - так тяжело ему было. Видя это, руководство пошло ему на встречу: Андреева перестали использовать на ночных работах, несколько снизили объем дневных работ. А на четвертом году обучения Андреева и вовсе освободили от работы и стали выплачивать стипендию из фондов предприятия. Все это позволило ему с честью пройти весь курс обучения и в 1937 году закончить техникум. Как вспоминал впоследствии сам актер, «на всю жизнь останется в моей памяти день, когда я пришел после защиты диплома в родной цех завода.

Вместо обычной замасленной спецовки я явился в белой накрахмаленной рубашке, впервые надел галстук. Торчащие вихры были старательно приглажены… Кругом веселые, радостные лица, все поздравляли меня с окончанием. Общее настроение выразил старый слесарь Королев, который заявил, что завод наряду с 1738 комбайнами выпустил в этом году и одного актера. «Желаем тебе успеха в твоей новой работе, - обратился он ко мне. - Иди выступай, покажи, на что способен рабочий при советской власти».

В том же году Борис Андреев поступил в Саратовский драматический театр имени К. Маркса. Однако сыграть в нем что-нибудь значительное молодому актеру было не суждено - вскоре его увлекло кино.

В один из гастрольных дней Борис оказался на студии «Мосфильм». В то время там запускался с новым фильмом «Трактористы» режиссер Иван Пырьев, который активно искал исполнителей главных ролей. Именно на эти пробы и попал Андреев. Вот его собственный рассказ:

«Первая встреча с известным кинорежиссером разочаровала. Мои представления о внешнем облике людей этой профессии складывались по киножурналам 25-го года, которые я как-то купил на саратовском базаре. Вместо ожидаемой импозантной фигуры в гольфах, крагах, клетчатом пиджаке и неимоверных размеров кепи я увидел мужика выше среднего роста, подчеркнуто небрежного в одежде. Сейчас я понимаю, что тут была скорее своеобразная бравада, рассчитанная на определенный эффект, но в молодости все принималось за чистую монету.

…Итак, я в первый раз увидел Ивана Пырьева. Кепка с выпирающего затылка была сдвинута на серые глаза[en], которые беспокойно, внимательно и недоверчиво ощупывали меня из-под козырька…

- Ну-ка повернись, - сказал он голосом, не предвещавшим ничего хорошего.

Я повернулся.

- Пройдись!..

Я лениво зашагал по кругу.

- А ну бегом!.. - сказал он очень сурово, и в голосе зазвучала сталь закрученной пружины.

Я посмотрел на своего мучителя глазами затравленного волка.

- Подходяще, - сказал Пырьев. - Не протестую, будем пробовать на Назара Думу»».

Во время съемок «Трактористов» Борис Андреев встретился и на всю жизнь подружился со своим ровесником Петром Мартыновичем Алейниковым (тот был всего на полгода старше его). Б. Андреев скажет позднее: «С ним чувствовал себя вдвое сильнее, я у него силы черпал». Многие, знавшие их, так и говорили: «Это друзья - не разлей вода». Даже свою будущую жену - Галину Васильевну - Андреев нашел не без помощи П. Алейникова. Последний так описывает этот случай: «Ехали мы как-то, тогда молодые, в Киеве в троллейбусе. Заговорили о женитьбе. Я ему говорю, какая дура за тебя пойдет, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало! А он мне: «А вот женюсь назло тебе на первой же девушке, которая войдет в троллейбус». И вдруг на остановке вваливается молодежь, и среди этой толпы - симпатичная такая девушка. Андреев познакомился с ней, напросился провожать. И вот уже столько лет живут душа в душу».

Отмечу, что женитьба далась Борису Андрееву не так легко, как может показаться. Дело в том, что отцом девушки оказался комиссар милиции, который уже был наслышан о некоторых пьяных выходках молодого артиста. Поэтому, когда он узнал о том, кто ходит в женихах его дочери, ответ его был резким: «За этого пропойцу замуж не пойдешь!» И все же впоследствии Б. Андрееву удалось уломать родителей невесты, и свадьба состоялась».

«…на съемках фильма «Жестокость» в марте 1958 года его свалил тяжелейший инфаркт. Съемки тогда заканчивались (оставалось три съемочных дня), и Андреев, с трудом доиграв оставшиеся сцены, слег в больницу. К счастью, тогда все обошлось.

В 1975 году, во время съемок фильма «Мое дело», старые болячки вновь дали о себе знать - у Андреева часто шла носом кровь, съемку отменяли. Во время таких перерывов Андреев обычно отлеживался на специально принесенной для него раскладушке».

Рассказывает сын актера Борис Андреев:

«Итак, было 24 апреля 1982 года, чудесная погода, славное настроение. Дело, кажется, шло на поправку: накануне нам позвонили из больницы и сообщили, что состояние Бориса Федоровича улучшилось и его даже перевели из отделения интенсивной терапии в обычное.

Мы сидели в палате и болтали о всякой всячине, предвкушая скорую встречу по-домашнему. Когда собрались уже уходить, отец вдруг спросил:

- Как вы думаете, почему это я лежал на площади у врат храма, а вокруг было много-много народа?

-?..

- Ай, - он по-особенному, как только ему присуще было, досадливо отмахнулся рукой, - должно быть, приснилось. Ерунда какая-то.

Сколько ни упрашивали, он настойчиво вызвался нас проводить - хотя бы до коридора. Огромный и добрый, стоял, заслонив дверной проем, и глядел, как мы уходили. Нет, не мы. Тогда от нас уходил он.

Вечером, в половине одиннадцатого, позвонила лечащий врач[en]… В это не хотелось, нельзя было поверить.

Признание и награды

  • Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Якова Бурмака в фильме «Сказание о земле Сибирской»;
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли Алексея Иванова в фильме «Падение Берлина»;
  • МКФ в Канне (1955, Приз лучшему актёрскому составу, фильм «Большая семья»);
  • ВКФ (1959, Первая премия за исполнение мужской роли, фильм «Поэма о море»);
  • МКФ в Сан-Франциско (1963, Приз «Золотые ворота» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Оптимистическая трагедия»);
  • Народный артист РСФСР (1950);
  • Народный артист СССР (1962);
  • Орден Ленина (4 ноября 1967);
  • Орден Октябрьской Революции (12 апреля 1974);
  • Орден Красной Звезды (14 апреля 1944) — за фильм «Два бойца»;
  • Медали;
  • В Мурманске запланирована установка памятника морскому волку, внешне похожему на главного героя фильма Путь к причалу в исполнении Бориса Андреева.

Фильмография Бориса Андреева

Актёрские работы:

  • 1939 — Трактористы — Назар Дума;
  • 1939 — Большая жизнь. Часть 1 — Харитон Егорович Балун;
  • 1939 — Истребители — лейтенант Птенчик;
  • 1941 — Богдан Хмельницкий — казак Довбня / боярин Пушкин, московский посол;
  • 1941 — Валерий Чкалов — Механик;
  • 1942 — Сын Таджикистана;
  • 1942 — Александр Пархоменко — Анархист;
  • 1942 — Годы молодые — Захар;
  • 1942 — Музыкальный киносборник (1-я новелла «Чудесная скрипка»);
  • 1942 — Боевой киносборник № 8;
  • 1942 — Юные партизаны (2-я новелла «Учительница Карташова»);
  • 1943 — Два бойца — Саша Свинцов;
  • 1944 — Малахов курган (сцены обороны Севастополя 1941—1942 гг.) — командир полка, майор Жуковский;
  • 1944 — Я черноморец — краснофлотец Степан Полосухин, Григорий Полосухин;
  • 1944 — Однажды ночью — Христофоров;
  • 1945 — Золотая тропа — Епифанцев;
  • 1946 — Большая жизнь. Часть 2 — Харитон Егорович Балун;
  • 1947 — Сказание о земле Сибирской — Яков Захарович Бурмак;
  • 1948 — Белая тьма (Чехословакия) — советский партизан Дугин;
  • 1949 — Встреча на Эльбе — сержант Егоркин;
  • 1949 — Кубанские казаки — Федя Груша;
  • 1949 — Падение Берлина — Алексей Иванов;
  • 1951 — Незабываемый 1919-й — Шибаев;
  • 1952 — Максимка — матрос Лучкин;
  • 1953 — Судьба Марины — Матвей;
  • 1954 — Большая семья — Илья Матвеевич Журбин;
  • 1955 — Мексиканец — Паулино Вэра;
  • 1956 — Илья Муромец — Илья Муромец;
  • 1958 — Поэма о море — Савва Зарудный;
  • 1959 — Жестокость — Лазарь Евтифьевич Баукин;
  • 1959 — Хмурое утро — Чугай;
  • 1959 — В степной тиши;
  • 1960 — Повесть пламенных лет — генерал Глазунов;
  • 1961 — Казаки — Ерошка;
  • 1962 — Путь к причалу — боцман «Полоцка» Зосима Семёнович Росомаха;
  • 1963 — Оптимистическая трагедия — Вожак;
  • 1963 — Мелодии Дунаевского;
  • 1964 — Зачарованная Десна;
  • 1965 — Над нами южный крест — Федосеенко;
  • 1966 — На диком бреге — Литвинов;
  • 1968 — День ангела — купец Грызлов;
  • 1969 — Ночной звонок — Лаврентий Квашнин;
  • 1971 — Остров сокровищ — Джон Сильвер;
  • 1973 — Дети Ванюшина — Александр Егорович Ванюшин;
  • 1973 — Абитуриентка — Петро;
  • 1974 — Петр Мартынович и годы большой жизни;
  • 1975 — На край света… — дежурный по переезду;
  • 1975 — Назначаешься внучкой — дед Тимофей;
  • 1976 — Первый рейс — капитан Дмитрий Иванович Белоусов;
  • 1976 — Моё дело — Друянов;
  • 1978 — Сапоги всмятку — Василий Александрович Блистанов;
  • 1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию — Сергей Иванович;
  • 1982 — Предисловие к битве — Мохов;
  • 1982 — Слёзы капали — Николай Ваничкин.

Озвучивание мультфильмов:

  • 1952 — Валидуб — Янек;
  • 1953 — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;
  • 1955 — Необыкновенный матч — Чубик-зазнайка;
  • 1956 — Старые знакомые — Чубик-зазнайка;
  • 1974 — Мешок яблок — Медведь;
  • 1974 — Молодильные яблоки — Царь.

Программы и фильмы о Борисе Андрееве

  • 2001 — «Чтобы помнили. Борис Андреев» («Первый канал»);
  • 2005 — «Пёстрая лента. Борис Андреев. Большая жизнь Ильи Муромца» («Первый канал»);
  • 2005 — «Безумие Бориса Андреева» (телеканал «Россия»);
  • 2006 — «Борис Андреев. „У нас таланту много…“» (телеканал «Культура»);
  • 2006 — «Как уходили кумиры. Борис Андреев» (телеканал «ДТВ»);
  • 2008 — «Мой серебряный шар. Борис Андреев» (телеканал «Россия»);
  • 2009 — «Борис Андреев. Богатырь союзного значения» («ТВ Центр»);
  • 2015 — «Борис Андреев. Большая жизнь большого человека» («Первый канал»). (Википедия)

Борис Федорович Андреев умер 24 апреля 1982 года на 67-м году жизни, в Москве.

…На исходе пасхальной недели отца хоронили. Шли последние минуты прощания. Гроб с телом русского артиста установили перед входом в церковь Большого Вознесения, что на Ваганькове. Отчаянно светило солнце[гор]. Вокруг собрался народ. Многие плакали…»

Буквально через несколько месяцев после смерти[en] мужа из жизни ушла и Галина Васильевна. Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 186 - 187.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)