Ищу мелких и крупных совладельцев крупного ОФФЛАЙН бизнеса

Подписаться
2 декабря скончались[en]: Эрнан Кортес, Эдмон Ростан, Пьер Огюст Ренуар

Борис Гребенщиков Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Борис Борисович Гребенщиков — биография

Борис Гребенщиков

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать

Борис Борисович Гребенщиков (псевдоним "БГ") — российский[en] поэт, певец, музыкант, лидер рок-группы "Аквариум", один из пионеров русской рок-музыки. Знак зодиака — Стрелец.

Инструменты: гитара, губная гармоника, клавишные, металлофон, тампура. Жанры: рок, регги, фолк-рок.

Перевёл с английского языка на русский несколько буддийских и индуистских текстов — например, «Путеводитель по жизни и смерти» Чокьи Нима Ринпоче.

«Аквариум» стал одной из первых советских групп, которая использовала в альбомах полноценное оформление — нередко картинки на конверты для пластинок клеили сами участники группы.

Борис Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. В 1971 году Боря окончил физико-математическую школу № 239 города Ленинграда. По его словам, начал слушать рок, когда ему было 8 или 9 лет.

"Аквариум", "...созданный в июле 1972 студентом Ленинградского университета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким, на первых порах отражал смешанные интересы его участников к рок-н-роллу, восточной философии и театру абсурда. Поначалу "Аквариум" - в большей степени компания единомышленников, чем обычная группа, и потому долго не может обрести устойчивую форму, разрываясь между роком и самодеятельным театром ЛГУ (впоследствии — студия Э. Горошевского), репертуар которого опирался на пьесы Гуницкого.

Осенью 1974 года "Аквариум" дебютировал — в составе: Гребенщиков (гитара, вокал), Гуницкий (ударные), Андрей "Дюша" Романов (флейта, гитара, фортепиано, вокал) и Михаил "Фан" Васильев (бас, вокал) — разогревающий перед выступлением "Большого Железного Колокола", поразив аудиторию скорее эзотерическими темами и колоритным имиджем, нежели умением играть. В течение последующих месяцев "Аквариум" утвердился как наиболее активный участник самодеятельной рок-сцены".

"Аквариум" и Борис Борисович много выступали, экспериментировал со звукозаписью, а в 1976 вместе с известным исследователем творчества "Битлз" Н. Васиным предложил идею музыкальных праздников, приуроченных к дням рождений[en] членов "Битлз"..."

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. Составитель А.К.Троицкий. - М.: Книга, 1990, с. 23

После того как Гребенщиков выступил на рок-фестивале в Тбилиси и эпатировал публику своим поведением (например, мог лечь на сцену, играя на гитаре), его исключили из комсомола, уволили с работы и официально запретили группу «Аквариум». Также после тбилисского скандала от него ушла любимая женщина.

В 1977 году музыкант основал вместе с друзьями первый самиздатовский рок-журнал в СССР — «Рокси». Журнал просуществовал 13 лет.

Осенью 1981 Борис Гребенщиков выступил в качестве саунд-продюсера в записи первого альбома группы Кино (солист Виктор Цой).

«Муравейник» - В. Цой

О группе "Аквариум":

АКВАРИУМ - российская рок-группа, которая во главе со своим харизматическим лидером — автором песен, поэтом и певцом Борисом Гребенщиковым занимает в истории отечественного рока особое место.

«Никита Рязанский», Аквариум (исп. Б. Гребенщиков)

Ее творчество в начале 1980-х годов послужило катализатором грядущих перемен, оказав громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный феномен.

«Аквариум» создали в июле 1972 Борис Гребенщиков, в ту пору студент математического факультета Ленинградского университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий.

Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две песни Кэта Стивенса. Сам же «Аквариум» (после длительных репетиций и редких появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей «Дюша» Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил «Фан» Васильев и Гуницкий (барабаны), дебютировал в ноябре 1974, обратив внимание публики на свой весьма экстравагантный внешний вид и странное содержание песен. Вскоре место Гуницкого занял Михаил «Майкл» Кордюков, в группу пришел также виолончелист Всеволод Гаккель. В середине 1970-х годов группа регулярно выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и несовершенных по качеству альбомов, а в 1976 заложила основу одной из важнейших традиций питерского рока — праздников и концертов, приуроченных к дням рождения участников Beatles.

Во второй половине 1970-х годов состав группы постоянно менялся. Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически присоединялись Кордюков и Михаил «Майк» Науменко (гитара, вокал), «Аквариум» выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом «БГ» и «Майка»), а в марте 1979 стал гостем Тартуского рок-фестиваля.

В этот период творчество «Аквариума» испытало мощное воздействие новой волны — прежде всего реггей и панк-рока. Свой новый стиль группа продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт «Аквариума» был отснят финским телевидением, их на «ура» приняли радикально настроенные музыканты и журналисты, хотя большая часть публики и жюри остались, скорее, в недоумении — время подобной музыки еще не пришло.

В конце 1980 года началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей дальнейшей судьбы группы сотрудничество «Аквариума» с музыкантом и звукорежиссером Андреем Тропилло, который в ту пору пытался привить самодеятельному року вкус к альбомному мышлению.

Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта 1981), членом которого «Аквариум» стал с первых дней, почти совпало с выходом их первой студийной работы с Тропилло — «Синего Альбома». В 1981 к работе над студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика был привлечен Сергей Курехин, он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви, певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии группы альбома «Треугольник» (1981). С приходом Курехина появились новые идеи, требовавшие нового воплощения.

Каждый новый альбом группы («Табу», 1982; «Радио Африка», 1983) раздвигал ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в рок-музыкальных кругах.

На разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечение психоделией, фолк- барокко, хард-, арт- и джаз-роком, панком, реггей, «новой волной» и др.; формируя поэтику группы, Гребенщиков заимствовал многое у знаменитого американского рок- и фолк-исполнителя Боба Дилана). На сцене «Аквариум» мог выглядеть и как струнный квартет, и как джазовое комбо, и как традиционная рок-группа. Под влиянием идей Курехина в середине 1980-х годов «Аквариум» некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным и В. Пономаревой. Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях Курехина.

В 1983-1984 годах группа «Аквариум» стал лауреатом первого и второго фестивалей рок-клуба. Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело кончилось тем, что осенью 1984 «Аквариум» фактически распался. Курехин стал выступать со своим экспериментальным оркестром «Популярная механика».

В сентябре 1985 «Аквариум» был реформирован в своем классическом составе, который с триумфом выступил на четвертом фестивале рок-клуба и был — в знак заслуг перед питерским рок-н-роллом — отмечен его «Гран-при».

Летом 1986 в США вышел подготовленный американской певицей Джоанной Стингрей двойной альбом Red Wave, одна из сторон которого была предоставлена «Аквариуму». Западная пресса, в отличие от отечественной, отнеслась к альбому весьма благожелательно, однако времена менялись — началась эпоха гласности и перестройки. И осенью того же года группа начала выступать с сольными концертами в Ленинграде и Москве.

По инициативе Тропилло фирма «Мелодия» выпустила два альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине Сергея Соловьева «АССА»; началась «аквариумания». Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы восторженных поклонников.

В апреле 1988 года Борис Борисович, заключив контракт с американской компанией CBS/Columbia, в 1988-1989 занимался записью своего сольного альбома Radio Silence (при участии нескольких музыкантов из «Аквариума») и реализацией других музыкальных проектов в США[en].

Предоставленные самим себе, участники его группы занялись реализацией личных планов.

Песни «Аквариума» звучали в фильмах «Иванов» (1982), «Милый, дорогой, любимый[en], единственный» (1984), «АССА» (1987), «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1992). Члены группы были одними из героев документального фильма «Рок» (1987) и главными — в ленте Long Way Home (1989, США). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Помимо песен, БГ пишет стихи и прозу. Последнюю книгу он издал в 2013 году — в сборник «Трамонтана» вошли произведения, написанные в XXI веке.

Русская версия журнала GQ 8 сентября 2015 года провела церемонию вручения наград «Человек года». Музыкантом года по версии издания стал лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков.

2 ноября 2015 года Борис Борисович сообщил на своей странице в Facebook, что 1 ноября скончался Борис Рубекин — клавишник группы "Аквариум". В сообществе любителей группы "Аквариум" был известен под псевдонимами "Рубик" и "Ангел". Часто выступал в роли бэк-вокалиста.

Борис Гребенщиков считает, что гаджеты сильно портят нашу жизнь. «Когда пялишься в iPhone, тебя не покидает чувство катастрофы, создается впечатление, что мир рушится», — поделился Гребенщиков своими мыслями. – «Мне быстро надоедает это неприятное чувство. Тогда я убирают телефон и просто иду в парк. И спустя 15-20 минут я успокаиваюсь, вижу, что происходит вокруг, и понимаю, что с миром все нормально. Он такой же, каким я помню его с детства, когда мне было 5-6 лет».

Семья

  • Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926—1975) — инженер, директор опытного завода Балтийского пароходства;
  • Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929—2009) — юрисконсульт Ленинградского дома моделей;
  • Бабушка Екатерина Васильевна, как и её дочь Людмила Харитоновна, пережила блокаду Ленинграда в Великой Отечественной войне[en], потеряв мужа и отца;

Первая жена музыканта — Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. Развелись в 1980 году.

  • Дочь — Алиса Гребенщикова (род. 12 июня 1978) — актриса театра и кино. Участвовала в проекте Форт Боярд с Леонидом Ярмольником и Оксаной Федоровой. Капитан Команды Юрий Гальцев, Елена Воробей, Илья Носков, Михаил Трухин и Александр Половцев;
  • Зять — Сергей Дондурян;
  • Внук — Алексей (род. 2008).

Вторая жена — Людмила Шурыгина (1980) (до этого — гражданская жена Всеволода Яковлевича Гаккеля). Художник, работала уборщицей в 222-й школе.

  • Сын — Глеб Гребенщиков (род. 14 декабря 1984) — известен как диджей gebe;
  • Внучка — Алиса Гребенщикова.

Третья жена — Ирина, бывшая жена Александра Валентиновича Титова, басиста «Аквариума». Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову — сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти[en] прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)