Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Борис Новиков Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Приметы / Оглавление / Главная

Борис Кузьмич Новиков — биография

Борис Кузьмич Новиков

Борис Кузьмич Новиков — советский и российский[en] актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1994). Знак зодиака — Рак.

Наделен ярким комедийным дарованием. Мастер эпизода («Адьютант его превосходительства», «Нейлон 100%», «Уроки французского», «Следствие ведут знатоки», «Тихий Дон» и др.). С блеском сыграл одну из главных ролей в сериале «Тени исчезают в полдень» и миллионам зрителей он запомнился по своему прозвищу «Купи-продай». Этот персонаж актер выдумал сам: от мимики и жестов до фраз, ставшими крылатыми. На съемочную площадку актер приходил с новыми, только что сочиненными репликами, а порой и целыми режиссерскими решениями.

Помните: «Погоди, я донос в комсомол напишу!», «Сучат тут ногами всякие, словно их за голые коленки щупают!», «Пойдут теперь девки, мальчики. Мальчики пойдут... девки... вот», «У них своя свадьба, у нас своя!». И, наконец, самая знаменитая: «Загремим под фанфары!» (вместо «фанфары» Новиков выговаривал забавно: «панфары»). Эта фраза пережила артиста, став по-настоящему народной…

Борис Новиков родился 13 июля 1925 года в Ряжске, Рязанской области. Окончил Школу-студию Юрия Александровича Завадского  в 1948 году. С 1948 — актер Театра имени Моссовета, в 1963—1972 — Театра Сатиры. В кино — с 1954, один из самых снимающихся актеров советского кино (более 150 ролей).

Из статьи А. Амелькиной («Комсомольская правда», 8 августа): «Как актер «старой гвардии» Борис Новиков не умел подрабатывать на «левых» концертах. Тяжело переживал распад советского кинематографа и смешно сердился на телевизор, когда тот рассказывал про «культурные» неудачи. Борис Кузьмич все ждал, когда позвонят с «Мосфильма» и предложат роль. (Последний фильм Бориса Новикова — «Твоя воля, Господи», снятый в 1993 году) Но звонка все не было, как не было, собственно, и самого кино. Актер устал ждать ... и заболел[en].

Тяжелый недуг сразу приковал к постели. В доме Новиковых начали считать деньги. Да и считать было нечего. По триста тысяч «пенсионных» у стариков да столько же «инвалидных» сына (тот болен с детства[en] и сейчас — на полном содержании у матери). Как во всякой нуждающейся семье, здесь быстро вычислили ежедневный минимум — 25 тысяч рублей. На всех. За эту сумму выходить боялись, так как Борису Кузьмичу нужны были дорогие лекарства.

Но мир не без добрых людей. Где-то услышал о беде Новиковых актер Леонид Ярмольник. Сам он в квартире знаменитой сталинской высотки на Котельнической набережной, 1 так ни разу и не появился. Зато каждый месяц, исправно, как зарплату, девочки из «L-клуба» приносили актеру деньги. Ровно двести долларов. Борис Кузьмич до этого ни разу «зеленых» в руках не держал и, получив их в первый раз, долго рассматривал незнакомые бумажки. А потом... заплакал: «Спасибо Ленечке, хоть он не забыл... Передай ему, — сказал жене, — как только встану, обязательно все отработаю. Долг верну...». Ф. И.Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с.739-740.

Творчество Бориса Новикова

Фильмография

  • 1954 — Родимые пятна. Ревизоры поневоле — Единица;
  • 1955 — За витриной универмага — хулиган (в титрах не указан);
  • 1956 — Первые радости — Виктор Шубников;
  • 1956 — Песня табунщика — милиционер Сидоров;
  • 1957 — Необыкновенное лето — Виктор Шубников;
  • 1957 — К Чёрному морю — Митя, милиционер;
  • 1958 — Тихий Дон — Митька Коршунов;
  • 1957 — На графских развалинах — Хрящ, бандит;
  • 1958 — Девушка с гитарой — Цыплаков;
  • 1958 — Голубая стрела — Дудник, лейтенант;
  • 1958 — У тихой пристани — Арнольд Базюков, хулиган и дебошир;
  • 1958 — Капитанская дочка — Максимыч;
  • 1959 — Заре навстречу — маляр;
  • 1960 — Испытательный срок — Воробейчик, дежурный;
  • 1960 — Первое свидание — артист цирка, собутыльник Смурова;
  • 1960 — Повесть пламенных лет — Мандрыка;
  • 1961 — Казаки — Назарка;
  • 1961 — Совершенно серьёзно (новелла «История с пирожками») — заведующий отделом;
  • 1961 — Алые паруса — художник (в титрах не указан);
  • 1961 — Друг мой, Колька! — Кузьма Михалыч (Кузя), секретарь комсомольской организации;
  • 1961 — Битва в пути — прогульщик;
  • 1962 — Бей, барабан! — милиционер;
  • 1962 — Павлуха — Фертов;
  • 1963 — Необыкновенный город — Облапошкин;
  • 1963 — Полустанок — Грубоухов, бригадир колхоза;
  • 1963 — Встреча на переправе — Уваров, балагур с гитарой;
  • 1964 — Фитиль (киножурнал) (Выпуск 26 «Любовь с первого взгляда»);
  • 1964 — Донская повесть — Иван Чубуков;
  • 1964 — Приключения Толи Клюквина — милиционер;
  • 1964 — Возвращение Вероники — Медовой;
  • 1965 — Над нами Южный Крест — билетёр цирка (озвучен другим артистом);
  • 1965 — Дорога к морю — московский таксист;
  • 1965 — Пакет — Гибель, подпоручик;
  • 1966 — Выстрел — Кузька;
  • 1967 — Дом и хозяин — Лёшка;
  • 1967 — Житие и вознесение Юрася Братчика — приспешник кардинала;
  • 1968 — Семь стариков и одна девушка — Степан Петрович Бубнов, старик—сантехник;
  • 1968 — Там, за окошком, лето — садовник (озвучен другим артистом);
  • 1969 — Адъютант его превосходительства — Исаак Либерзон, киевский ювелир;
  • 1969 — Кабачок «13 стульев» — пан Специалист;
  • 1969 — Суровые километры — Чуркин, шофёр[en];
  • 1970 — Любовь Яровая — Константин Грозной;
  • 1971 — Тени исчезают в полдень — Тарас «Купи-продай» (Илья Юргин);
  • 1972 — После ярмарки — Степан Крыницкий;
  • 1973 — Нейлон 100 % — Шилобреев;
  • 1974 — Фитиль (киножурнал) (Выпуск 148 «Наглядный урок»);
  • 1975 — Алмазы для Марии — Марьин гость;
  • 1976 — День семейного торжества — Фёдор Матвеев, друг Петра с войны[en];
  • 1976 — Преступление — Кузьма Афанасьевич;
  • 1976 — Кадкина всякий знает — кум;
  • 1976 — Капитанская дочка (телеспектакль);
  • 1977 — Есть идея! — Ваше сиятельство Нарышкин;
  • 1977 — Смешные люди! — чиновник;
  • 1977 — Странная женщина — скандалист в вокзальном буфете;
  • 1978 — Живите в радости — дед Афоня, по прозвищу Самосвал;
  • 1978 — Уроки французского — дед Илья;
  • 1978 — Расписание на послезавтра — Степан Фёдорович, завхоз;
  • 1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы — Венделер, генерал;
  • 1980 — Жду и надеюсь — однорукий дед-инвалид;
  • 1980 — Цветы луговые — Тарас Кузьмич;
  • 1980 — Гражданин Лёшка — официант вагона-ресторана (в титрах — Е. Новиков);
  • 1980 — Мелодия на два голоса — Аскольдыч, слесарь;
  • 1981 — Белый танец — Фома;
  • 1981 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов[en] — Николай Старухин;
  • 1982 — Красиво жить не запретишь — дядя Бодрова;
  • 1982 — Печники — Фёдор, школьный завхоз;
  • 1982 — Трест, который лопнул — бомбардир;
  • 1983 — Дамское танго — дядя Яша;
  • 1983 — Подросток — Пётр Ипполитович;
  • 1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — мистер Кремп;
  • 1983 — Пароль — «Отель Регина» — Семён Соловейчик, портной;
  • 1983 — Белые Росы — Тимофей;
  • 1983 — Обещаю быть!… — Кузьмич, сторож;
  • 1983 — Безумный день инженера Баркасова — истопник;
  • 1984 — Зачем человеку крылья — Павел Ефимович Чудин (Павлюня);
  • 1985 — Ещё люблю, ещё надеюсь… — Павел Петрович;
  • 1985 — Тайная прогулка — дед Игнат;
  • 1985 — С юбилеем подождём;
  • 1987 — Наездники — Прокудов, ветеран войны[en];
  • 1987 — Осенние сны — Микита;
  • 1988 — Пусть я умру, Господи — мужик с собакой;
  • 1988 — Происшествие в Утиноозёрске — Трофим Семёнович, старожил-долгожитель;
  • 1989 — Князь Удача Андреевич — старожил Китаевки;
  • 1989 — Кому на Руси жить… — Никодим Петрович;
  • 1990 — Ералаш (Выпуск 79 «Реклама „Ералаша“») — клоун Бим (в титрах не указан);
  • 1990 — Охота на сутенёра — Хоттабыч;
  • 1990 — Далеко-далече — Степан Васильевич, лесник;
  • 1991 — Говорящая обезьяна — Васильич, сторож зоопарка;
  • 1991 — Кровь за кровь — Сафин, маклер;
  • 1991 — Фитиль (киножурнал) («Техника безопасности») — обходчик;
  • 1991 — Семьянин — начальник автобазы Василия Колыванова;
  • 1992 — Убийство на «Ждановской» — сосед;
  • 1993 — Твоя воля, Господи! — Егор Кузьмич;
  • 1993 — Желание любви — ростовщик;
  • 1993 — На Муромской дорожке — Ахмет, дворник;
  • 1995 — Воровка — Мотофонин;
  • 1997 — Возвращение «Броненосца» — пикейный жилет;
  • 1999 — Транзит для дьявола — Борис Кузьмич (озвучил Юрий Саранцев).

Мультипликационные фильмы

  • 1970 — Дядя Миша — Кот;
  • 1973 — Мы с Джеком — милиционер;
  • 1978 — Трое из Простоквашино — Почтальон Печкин (Игорь Иванович Печкин);
  • 1979 — Волшебное кольцо — мужик на базаре;
  • 1980 — Каникулы в Простоквашино — Почтальон Печкин (Игорь Иванович Печкин);
  • 1980 — Ну, погоди! (выпуск 13) — Собака-рефери;
  • 1981 — Приключения Васи Куролесова — Курочкин;
  • 1981 — Отражение — посетитель музея;
  • 1981 — Бездомные домовые;
  • 1981 — До свидания, овраг — пёс стоящий на остановке;
  • 1982 — Каша из топора — Старик;
  • 1983 — Горе — не беда — Придворный (в титрах не указан);
  • 1984 — Зима в Простоквашино — Почтальон Печкин (Игорь Иванович Печкин);
  • 1984 — Сказка о царе Салтане — рыжий корабельщик;
  • 1985 — Терёхина таратайка — Терёха, кузнец;
  • 1985 — На заре во дворе — гусь, который сгонял жир;
  • 1985 — Чертёнок с пушистым хвостом — пес-главарь;
  • 1986 — Банкет — Мужчина во главе стола с салфеткой на груди;
  • 1986 — Как дед за дождём ходил — Заяц;
  • 1986 — Мышонок и красное солнышко;
  • 1986 — Дверь;
  • 1987 — Смех и горе у Бела моря — Мужик;
  • 1987 — Щенок и старая тапочка;
  • 1988 — Карпуша — Дед;
  • 1988 — Доверчивый дракон — Пёс;
  • 1989 — Пришелец в капусте — Дед;
  • 1990 — Пришелец Ванюша — Дед;
  • 1991 — Ванюша и космический пират — Дед;
  • 1991 — Маленькая колдунья — Главная Ведьма;
  • 1993 — Ванюша и великан — Дед;
  • 1993 — Коммунальная история.

Роли в театре имени Моссовета (1948—1963)

  • «Обида» А. А. Сурова (29 мая 1948 — премьера), 1-й прогульщик, Режиссер Василий Ванин;
  • «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского и М. А. Каца (1948 — ввод в спектакль), старый цыган, Реж. Юрий Александрович Завадский;
  • «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (2 марта 1949 — премьера), слуга, Реж. Василий Ванин;
  • «Чаша радости» Н. Винникова (6 марта 1950 г. — премьера), Миша Каргин, Реж. В. А. Колесаев;
  • «Особое мнение» С. Клебанова, А. Марьямова (21 мая 1950 г. — премьера), Юра, шофёр Дробота, Реж.: Ю. Завадский, А. А. Шапс;
  • «Студент третьего курса» А. В. Борозиной и А. Г. Давидсон (21 июля 1950 г. — премьера), Виктор Соболев, Реж.: И. С. Анисимова-Вульф, К. К. Михайлов;
  • «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова (18 ноября 1950 — премьера), Оператор, Реж.: Юрий Завадский, А. А. Шапс;
  • «Модная лавка» И. А. Крылова (1951 — ввод в спектакль), Андрей, слуга Лестова, Реж. Ю. А. Шмыткин;
  • «Рассказ о Турции» Назыма Хикмета (21 марта 1953 — премьера), конвойный, 2-й полицейский, Реж.: Ю. А. Завадский, Е. И. Страдомская;
  • «Беспокойная должность» А. Я. Кожемякина (27 июня 1953 — премьера), работник редакции, шофёр Цветков, Реж. Ю. А. Завадский, Ю. А. Шмыткин;
  • «Первая весна» Г. Е. Николаевой и С. А. Радзинского (21 июня 1955 — премьера), Стеня Бобриков, Реж.: Ю. А. Завадский, Е. И. Страдомская;
  • «В тихом переулке» А. И. Мовзона (9 декабря 1955 — премьера), Реж. А. Л. Шапс;
  • «Трое» Максима Горького (30 ноября 1956 — премьера), Реж. Михаил Сидоркин;
  • «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты (4 ноября 1957 — премьера), Реж. Ю. А. Завадский;
  • «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, Э. Радзинского (3 февраля 1959 — премьера), Реж.: Ю. А. Завадский, А. Л. Шапс;
  • «Первое свидание» Т. Г. Сытиной (18 февраля 1960 — премьера), Реж. О. Я. Ремез;
  • «Василий Теркин» А. Т. Твардовского (23 февраля 1961 — премьера), Василий Тёркин, Реж. А. Л. Шапс.

Роли в Московском театре Сатиры (1963—1972)

  • «Гурий Львович Синичкин» (27 февраля 1963 — премьера) В. Дыховичного и М. Слободского (ввод), Реж. Д. Тункель;
  • «Тёркин на том свете» Александра Трифоновича Твардовского (6 февраля 1966 — премьера), друг, Реж. Валентин Николаевич Плучек;
  • «Старая дева» И. Штока (1966), Чурин, Реж. А. Б. Шатрин;
  • «Интервенция» Льва Исаевича Славина (13 мая 1967 — премьера), аптекарь, Режиссер Валентин Плучек;
  • «Последний парад» Александра Петровича Штейна (28 августа 1968 — премьера), Реж. Валентин Плучек;
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше" (4 апреля 1969 — премьера), слуга, Реж. Валентин Плучек;
  • «Ревизор» Н. Гоголя (26 марта 1972 — премьера), Реж. Валентин Плучек. (Википедия)

Борис Новиков скончался 25 июля 1997 года в Москве.

Хоронила мужа Надежда Антоновна одна. Нет, не совсем, было еще трое стареньких родственников — девяностолетний дядя актера и два его пожилых сына. Когда гроб выносили из машины[en], не хватило одного человека, чтобы поддержать, и вдова сама было хотела помочь, подставив в последний раз плечо мужу... Хорошо, что шофер сердобольный помог.

...А в Союзе кинематографистов ничего, кажется, о смерти[en] народного артиста Владимира Новикова не знали. «Нет, помнится, какой-то листок-объявление висел, — вспомнил, поднатужившись, один из коллег Бориса Кузьмича, — но, честно говоря, все мы были такие замотанные, ведь шел кинофестиваль!»Памятник, могила актера Бориса Новикова

«Портить себе праздник никто не захотел...»

Бориса Новикова похоронили на Николо-Архангельском кладбище.

Между тем после выхода в свет статьи в газету стали приходить деньги от читателей, решивших таким образом помочь семье любимого[en] актера. Так было собрано 6 миллионов рублей. Все деньги были переданы вдове покойного — Надежде Антоновне». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с.739-740.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)