Разместите статью, биографию и пр.[en]

Борис Щукин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Борис Васильевич Щукин — биография

Борис Щукин

Борис Васильевич Щукин — советский российский[en] актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР[en] (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941 — посмертно). Знак зодиака — Овен.

Щукин был гениальным актером. Знаменитая вахтанговская школа названа в честь ученика Вахтангова, лучшего исполнителя роли Ленина — Бориса Щукина.

Все решила любовь к театру

Борис Васильевич Щукин родился 17 апреля (5 апреля по старому стилю) 1894 года в Москве.

Детство[en] и юность Бориса Щукина связаны с Каширой, куда переехала семья Щукиных. Здесь Боря учился в начальной школе, а затем, учась в Москве в реальном училище, постоянно приезжал на каникулы к родителям в Каширу. Московский период отмечен в его биографии пристрастием к театрам, особенно к спектаклям Художественного театра. В 1910 году впервые увидел там спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры», который оказал решительное воздействие на всю его последующую жизнь. Театр неотвратимо завладел всеми его помыслами, хотя до профессиональной актерской деятельности было еще очень далеко.

В 1913 году по окончании реального училища Щукин поступил на механический факультет МВТУ. В июне 1916 по мобилизации стал слушателем московского Александровского военного училища, в августе 1917 попал на австро-германский фронт. Вскоре демобилизовался и вернулся в Каширу, где работал слесарем в депо, помощником машиниста на паровозе. Но мысль о театре не давала покоя. При депо действовал любительский драматический кружок, в спектаклях которого Щукин стал принимать самое активное участие. Здесь он сыграл свыше 100 ролей.

Первые успехи в Вахтанговском театре

В 1919 году Борис Васильевич Щукин был принят в Мансуровскую студию, которой руководил режиссер и актер Художественного театра Евгений Багратионович Вахтангов. Отныне весь короткий двадцатилетний промежуток времени вплоть до смерти[en] в 1939 был отдан служению искусству Вахтанговского театра, который стал домом, делом, судьбой великого артиста.

Первой большой ролью Бориса Щукина стала роль канцлера китайского императора, доброго и простодушного Тартальи в сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот» — последнем гениальном сценическом творении Вахтангова (1922). В этой роли четко проявилось, может быть, самое существенное свойство таланта Щукина — необыкновенное сочетание детской наивности и глубокой мудрости. Творческая свобода, импровизационная исполнительская манера, обретенные артистом при создании этого образа помогли ему в работе над ролью Льва Гурыча Синичкина в одноименном водевиле Александра Павловича Ленского (постановка Рубена Николаевича Симонова). Синичкин Щукина — подвижник и рыцарь русского театра, отдающий ему всю свою жизнь, истинный аристократ духа, прекрасный как в своей отваге борца со злом, так и в своей незащищенности благородного человека. Исполнение Щукиным этих двух ролей проникнуто удивительной гармонией старинного и современного, смешного и трогательного, лирического и драматического.

Зрелый мастер

Борис Щукин вырастал в блистательного комедийного актера, но феномен его дарования формировался на социальном репертуаре, определившем его дальнейший творческий путь. 1925 год стал переломным как для театра, так и для Щукина. Театр был уже несвободен в выборе репертуара. В том году на сцене Вахтанговского театра была поставлена она из первых советских пьес, пьеса Лидии Николаевны Сейфуллиной и В. Правдухина «Виринея» (постановка Алексея Дмитриевича Попова), в которой Б. Щукин сыграл революционного солдата Павла. Вслед за «Виринеей» последовали «Барсуки» Леонида Максимовича Леонова (постановка Бориса Евгениевича Захавы, 1927), где Щукин создает образ рабочего Павла Затем была роль капитана Берсенева в пьесе Бориса Андреевича Лавренева «Разлом» (постановка Попова). Щукин попал в фарватер советского драматического искусства и был замечен официальными идеологами (о нем тепло отзывался Анатолий Васильевич Луначарский). Казалось, Щукину уготована судьба актера, исполняющего роли социальных положительных героев, но ему было тесно в этом амплуа.

В 1932 Борис Щукин сыграл одну из лучших своих ролей — роль Егора Булычева в одноименной пьесе Максима Горького (постановка Захавы). Глубочайшую трагедию человека, «жившего не на той улице», с огромным темпераментом, совершенным мастерством, мудрой человечностью, сумел раскрыть актер в этом образе — шедевре отечественной сцены.

Его лениниана

В конце 1930-х гг. отечественному театру и кино сверху был «спущен» политический заказ создать к 20-летию революции образ ее вождя Владимира Ильича Ленина. Пробовались многие актеры, но выбор пал на Щукина. Его кандидатуру предложил Горький. Вхожий во власть, тонко ощущающий политическую конъюнктуру, пролетарский писатель прекрасно понимал суть этого социального заказа. Горький высоко ценил работу Щукина в своем «Егоре Булычеве», он любил приходить в Вахтанговский театр на «Принцессу Турандот», где блистал Щукин-Тарталья.

Рекомендация Горького оказалась решающей, и Борис Васильевич был утвержден на роль Ленина в спектакле Вахтанговского театра «Человек с ружьем» (постановка Р. Н. Симонова, 1937) и кинофильмах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939, оба — в постановке Михаила Ильича Ромма). Создать жизненный образ Ленина в той обстановке, которая царила в стране в 1937, было чрезвычайно трудно. Можно лишь догадываться, какую душевную ношу взвалил на свои плечи этот человек, какого напряжения нравственных, да и физических сил стоило это актеру. Величие и человечность — именно так решал Щукин образ Ленина, он хотел сделать его близким и дорогим каждому человеку. Сын своего времени, которое неотвратимо влияло на формирование жизненных устоев и на творческие судьбы художников 1920-1930-х гг., Щукин не лукавил. Ему хотелось передать не столько внешность, сколько сущность образа Ленина, каким он представлялся современникам. Щукин был предельно органичен, оттого его образ вождя создавал иллюзию, что Ленин был именно таким. Это в полной мере удалось актеру.

Невосполнимая утрата

В 1936 вместе со старейшими актерами МХАТа Борис Щукин был удостоен звания «Народный артист СССР». Он работал много и безотказно, особенно над ролью Ленина. После репетиций в театре над спектаклем «Человек с ружьем» бежал на съемочную площадку. Но по-иному и не могло быть: и спектакль и фильм должны были быть готовы к юбилею революции, к 7 ноября 1937.

Жизнь Бориса Щукина оборвалась очень рано. Видимо, сказалась нечеловеческая нагрузка «ленинского периода». Многие планы актера остались нереализованными. Уже готов был образ Городничего («Ревизор», постановка Захавы), оставалось несколько дней до премьеры. Не суждено было сбыться мечтам о ролях Кутузова в пьесе Владимира Александровича Соловьева «Фельдмаршал Кутузов», Фамусова, Бориса Годунова, Короля Лира, мольеровских героев.

В личности Щукина, в его искусстве не было ни малейших признаков самолюбования, премьерства, театрального снобизма. Во всем — правдивость, искренность, органика. Выдающийся артист, Борис Васильевич обозначил своим творчеством целую эпоху театра. (Ю. А. Газиев)

Признание и награды Б.В. Щукина

Творчество Бориса Васильевича Щукина

Роли в театре

1921 — «Чудо святого Антония» Мориса Метерлинка. Режиссёр: Е. Б. Вахтангов — Кюре;

1921 — «Свадьба» А. П. Чехова. Режиссёр: Е. Вахтангов — Жигалов;

1922 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Режиссёр: Е. Б. Вахтангов — Тартальи;

1924 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Лев Гурыч;

1925 — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной. Режиссёр: А. Д. Попов — Павел Суслов;

1927 — «Разлом» Б. А. Лавренева — капитан Берсенев;

1929 — «Заговор чувств» Юрия Карловича Олеши — Шапиро;

1930 — «Темп» Н. A. Погодина — Лаптев;

1930 — «Далекое» Александра Николаевича Афиногенова — Малько;

1932 — «Егор Булычов и другие» М. Горького. Режиссёр: Б. Е. Захава — Егор Булычёв;

1932 — «Гамлет» Уильяма Шекспира. Режиссёр и художник Николай Павлович Акимов — Полоний;

1937 — «Человек с ружьём» Н. A. Погодина. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Ленин;

1937 — «Большой день» Владимира Михайловича Киршона — Кожин;

«Воры» — Мерик;

«Правда хорошо, а счастье лучше» Александра Николаевича Островского — Барабошев;

«Женитьба» Николая Васильевича Гоголя — Степан;

«Барсуки» Л. М. Леонова — Антон.

Фильмография

1935 — Лётчики — командир школы Николай Рогачёв;

1936 — Поколение победителей — Александр Михайлов;

1937 — Ленин в Октябре — Ленин;

1939 — Ленин в 1918 году — Ленин.

Борис Васильевич Щукин скончался 7 октября 1939 года в Москве.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная