Разместите статью, биографию и пр.[en]

Дмитрий Лихачёв Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Дмитрий Сергеевич Лихачёв — биография

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии.
Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв — выдающийся русский филолог, культуролог, искусствовед, ученый-литературовед, историк культуры и общественный деятель, академикАкадемик — звание члена академии. В академиях с двухступенчатой структурой членства звание академик — высшее (в отличие, например, от члена-корреспондента). В академиях ряда стран существует звание почетный академик. РАНРАН — Российская академия наук, учреждена по решению Общего собрания АН СССР от 10 октября 1991 и Указу Президента РФ от 21 ноября 1991 о возвращении названия и статуса Российской Академии наук. В число РАН вошли все прежние члены Академии наук СССР, в том числе и избранные по идеологизированным и политизированным отделениям, до последнего времени формировавшимся под контролем структур КПСС. Самоуправляемая научная организация. В структуру РАН входят: президиум, отделения, региональные отдления. региональные центры. (1991; академик АН СССР с 1970), доктор филологических наук (1947), профессор, Герой Социалистического Труда (1986). Знак зодиака — Стрелец.

В 1928-1932 годах был репрессированРепрессия (от позднелатинского repressio — подавление) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами., узник Соловецких лагерей. Фундаментальные исследования «Слова о полку Игореве», литературыЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
и культуры Древней Руси, проблем текстологии. Книги «Поэтика древнерусской литературы» (3 издание, 1979). ЭссеЭссе (французское essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Федора Михайловича Достоевского, Василия Васильевича Розанова, Вячеслава И. Иванова). «Заметки о русском» (1981). Работы о русской культуре и наследовании ее традиций (сборник «Прошлое — будущему», 1985). Председатель правления Российского международного фонда культуры (1991-93; председатель правления Советского фонда культуры в 1986-91). Государственная премия СССР[en] (1952, 1969), Государственная премия Российской Федерации (1993).

Дмитрий Лихачёв родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге. В 1928 году он окончил Ленинградский университет. С 1938 вел научную[en] работу в институте русской литературы (Пушкинский дом), где руководил сектором древнерусской литературы с 1954. Профессор ЛГУ (1946 — 1953).

Работы Лихачева отличаются пристальным вниманием к эстетическому своеобразию культуры Древней Руси[en] и в связи с этим к проблемам общей теории искусства, для них характерно комплексное изучение общественной идеологииИдеология (от идея и logos — слово, учение) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания., литературы, народной поэзииПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
и изобразительного искусства (книги «Национальное самосознание Древней Руси», 1945; «Возникновение русской литературы», 1952; «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк», 2 издание 1955; «Человек в литературе Древней Руси», 1958, 2 издание 1970; «Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого», 1962; «Поэтика древнерусской литературы», 1967, 2 издание 1971). В книгах «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1947), «Повесть временных лет» (ч. 1 — 2, 1950) Дмитрий Сергеевич впервые показал непреходящую художественную ценность русских летописей; подвергнув научному пересмотру историю киевского и новгородского летописания 11 — 12 веков, он вслед за языковедом Алексеем Александровичем Шахматовым отстаивал мысль о примате сознательных изменений текста летописцами над механическими. Обоснованию самостоятельного значения текстологии как науки посвящена его книга «Текстология» (1962). Выступает также как популяризатор науки и публицист, борясь за охрану и изучение памятниковПамятник:

1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).

2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения.
старины. Иностранный член Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973) АН; почётный доктор Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970) университетов. Государственная[en] премия СССР (1952, 1969). Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Сочинения Дмитрия Лихачёва:

25 августа 1997 года, после Указа № 919 об образовании телеканала «Культура», который подписал Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин, был учрежден Общероссийский государственный телеканал «Культура». Инициаторами его создания стали яркие представители российской интеллигенции Дмитрий Лихачев, Мстислав Леопольдович Ростропович и другие видные деятели культуры и искусства.

Статья Д.С. Лихачева "Любите читать!"

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществомОбщество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля)., в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение[en]» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни[en]?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизниЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза.. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувствоЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрымиМудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт..

Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению модыМода — (французское значение mode, от латинского modus - мера, способ, правило):

1) Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле - смена форм и образцов одежды.

2) Непрочная, быстропроходящая популярность.
и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроениеНастроение — целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененно переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» настроение) до таких отчетливо выраженных форм, как, напр., скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность., то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели[en]. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателяПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. и радоваться предстоящему.

Так мы прослушали многие места из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого, «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина, несколько рассказов французского писателя Анри Рене Альбера Ги де Мопассана, былинуБылины (старины) — русские народные эпические песни-сказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9-13 веках, в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях — защитниках родины; отразили нравственные и социальные идеалы народа.

Северные былины исполняются одноголосно, обычно на короткие напевы декламационно-повествовательного склада, южные былины хоровые, по музыке родственны широкораспевным донским песням.
о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басниБасня — короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова. Ивана Андреевича Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Николая Семеновича Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романыРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбирать книгуКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты.

Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Д.С. Лихачев, «Письма о добром и прекрасном»

— Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен 4 октября на кладбище в Комарово. Памятник на могиле учёного выполнил известный скульптор Владимир Сергеевич Васильковский.

1 июля 1998 года был восстановлен орден Святого апостола Андрея Первозванного. Бывшая первая награда Российской империи вновь стала высшей наградой страны. Новым первым кавалером ордена стал академик Дмитрий Лихачев.

Песня про Диму:

«Влюблённый самолёт» — Лариса Черникова
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная