Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Главная / Знаменитые тезки / Биографии / Донатас Банионис Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Донатас Банионис - биография

Донатас Банионис

Донатас Банионис (лит. Donatas Banionis — Донатас Банёнис) — литовский актер театра и кино, режиссер. Народный артист СССР (1974), Государственная[en] премия СССР (1967, 1977). Знак зодиака — Телец.

Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. Мальчик с детства увлекся театром и, будучи учеником-керамистом в ремесленной школе, посещал драматический кружок. В 1941 году он поступил в труппу только что созданного Юозасом Мильтинисом Паневежского театра. С тех пор вся жизнь Баниониса была связана с Паневежисом. В 1944 он, закончив студию при Паневежском театре, стал профессиональным актером.

Начиная с 1950-х годов, Донатас Банионис становится ведущим актером театра. Играл в спектаклях: «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), «Лжец» Карло Гольдони (Октавий, 1952), «Как закалялась сталь» Николая Алексеевича Островского (Павел Корчагин, 1952), «Гедда Габлер» Генриха Ибсена (Тесман, 1957), «Там, за дверью» В. Борхерта (Бекман, 1966), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Городничий, 1977), «Кафедра» В. Врублевской (Брызгалов, 1980) — в целом около 100 ролей. Выдающимися актерскими работами признаны остродраматические роли Вилли Ломена в «Смерти[en] коммивояжера» А. Миллера (1958) и Бекмана в «Там, за дверью» В. Борхерта (1967).

Много лет спустя, в 1980 году, когда его учитель Ю. Мильтинис ушел на покой, Банионис возглавил труппу Паневежского театра. В 1984 окончил Литовскую консерваторию. Театром Донатас Банионис руководил вплоть до 1988 г., а затем вернулся в актерскую труппу. За это время были поставлены спектакли: «Амадей», «Три мешка сорной пшеницы», «Вечер».

Среди театральных ролей Донатаса Баниониса 1990-х годов: Швитер («Метеор» Ф. Дюрренматта, режиссер Петер Стойчев), Варавин («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, режиссер С. Варнас), Лебедев («Иванов» Антона Павловича Чехова, режиссер Э. Марцевич), Старик («Миндаугас» Ю. Марцинкевичюса, режиссер И. Бучене, 1994), Норман («На Золотом озере» Е. Томпсона, режиссер Р. Банионис, 1996), Ч. Чейни («Круг» Сомерсета Моэма, режиссер Р. Банионис, 1996), Эндрю («Любовные[en] письма» А. Гарни, режиссер Р. Банионис, 1997), Гранд-Скубик («Самоубийца» Н. Эрдмана, режиссер А. Поцюнас, 1998), «Дальше тишина» (2000).

В кино Донатас Банионис дебютировал у режиссера Витаутаса Жалакявичюса в фильме «Адам хочет быть человеком» (1959), затем снялся у него же в «Хронике одного дня» (1964). Появление актеров Паневежского театра на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 1960-х годов. Роль председателя Вайтуса в фильме «Никто не хотел умирать» (1965, Государственная премия СССР, 1967) стала подлинным открытием. В этой роли актеру удалось передать трагедию литовского крестьянства, оказавшегося с приходом советской власти «между молотом и наковальней».

Банионис блестяще владел техникой внутреннего перевоплощения. Созданные им образы отличает психологическая и бытовая достоверность, выразительность и пластическая заостренность внешнего рисунка роли. Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме «Мертвый сезон» (1968, режиссера С. Я. Кулиша). Актер сумел передать будничность работы разведчика, в которой больше ожидания и размышления, чем собственно действия. Эта роль потребовала филигранной актерской техники, как и образ молчаливого, интеллигентного Олбэни в «Короле Лире» (1970, режиссера Григория Михайловича Козинцева). Совсем иначе — ярко, темпераментно, пластически остро — сыгран Банионисом Франсиско Гойя в фильме «Гойя» (1971, режиссера К. Вольфа, СССР-ГДР).

Сложным было отношение актера к «Солярису» (1972, режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского), где он сыграл главную роль — Криса Кельвина в рамках, жестко очерченных деспотической и гениальной режиссурой. Зато скромного, робеющего перед жизнью клерка Мак-Кинли из «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975, режиссера Михаила Абрамовича Швейцера, Государственная премия СССР, 1977) Донатас Банионис сыграл в широком диапазоне, охватившем и фарс, и драму, и нежнейшую лирику.

Донатас Банионис исполнил роль великого Бетховена («Бетховен. Дни жизни» 1976, режиссера Х. Земана, ГДР), Президента в «Кентаврах» (1979, режиссера В. Жалакявичуса), чьим прообразом был Сальватор Альенде. За этими масштабными работами последовала череда относительных удач, после которых Банионис резко сменил амплуа, что потребовало привлечения иной актерской техники.

В фанатичном садисте Тителе («Факт» 1980, режиссера В. Жалакявичюса), сановном «госте из Вильнюса» («Извините, пожалуйста», 1982, того же режиссера), воротиле подпольного бизнеса Митриче («Змеелов», 1986, В. К. Дербенева) Донатас Банионис шел более от внешнего, гротескно-сатирического, а порою — зловещего рисунка роли.

Всего Донатас Банионис сыграл более чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей — и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах.

Помимо упомянутых выше, актер снялся в фильмах:

  • «Марш! Марш! Тра-та-та» (Майор Варналеши, 1965);
  • «Берегись автомобиля[en]» (пастор, 1966);
  • «Маленький принц» (1966);
  • «Операция «Трест» (Стауниц, 1967);
  • «Командир счастливой «Щуки» (1972);
  • «Открытие» (1973);
  • «Жизнь и смерть[en] Фердинанда Люса» (Фердинанд Люс, 1976);
  • «Вооружен и очень опасен» (1977);
  • «Сумка инкассатора» (1977);
  • «Цветение несеяной ржи» (Петрушонис, 1978);
  • «Особых примет нет» (1978);
  • «Территория» (Илья Чинков, 1979);
  • «Приключения принца Флоризеля» (Председатель, 1979);
  • «Андрюс» (Раупленас, 1980);
  • «Детский мир» (Распоркин, 1982);
  • «Никколо Паганини» (Джерми, 1982);
  • «Грядущему веку» (1985);
  • «Крик дельфина» (Бар-Матай, 1986);
  • «Загон» (1987);
  • «На исходе ночи» (1987);
  • «Тринадцатый апостол» (1988);
  • «Депрессия» (1991);
  • «Пьющие кровь» (1991);
  • «Семь дней после убийства» (1991);
  • «Ятринская ведьма» (1991);
  • «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1994). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Донатас Банионис скончался 4 сентября 2014 года в Вильнюсе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)