Регистрация и покупка Долей компании SkyWay

Эдгар Аллан По Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Эдгар Аллан По — биография

Эдгар Аллан По

Эдгар Аллан По (англ. Edgar Allan Poe) (1809-1849) — американский писатель-романтик, эссеист, прозаик, редактор и литературный критик. Знак зодиака — Козерог.

Классик новеллыНовелла (итальянское novella) — малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина, «Легкое дыхание» Ивана Алексеевича Бунина). (преимущественно трагической, «страшной», «двойнической», фантастической или юмористической; сборник «Гротески и арабески», 1840). Родоначальник детективной литературы («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843).

Для зрелой лирикиЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
(«Ворон и другие стихотворения», 1845) характерна тема трагических поисков красоты и ее смысла. Предтеча символизма.

Жанры: детектив, фантастика, сатира, мистификация, литература ужасов. Направления: романтизм, символизм, готическая литература.

Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, Саффолк, Массачусетс, США.

Легенда Эдгара Аллана По

БиографияБиография (от греческого bios — жизнь и «графия») — описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные связи c социокультурным миром. По овеяна легендами, нередко созданными им самим: как истинный романтик он стремился разрушить грань между реальностью и воображением, представляя собственную жизнь законченной художественной новеллой, в которой воссоздана судьба гения, не признающего над собой власти обыденных понятий и норм. В соответствии с сюжетом этой новеллы По оказывался потомком аристократов, уехавшим, по примеру Байрона, в Грецию, чтобы посвятить себя борьбе за ее освобождение, и пережившим множество испытаний, включая пребывание в Санкт-Петербурге, куда его забросила прихоть судьбыСудьба — в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум).

Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 века понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.
.

Реальность

На самом деле По был сыном странствующих актеровАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении., рано осиротел, воспитывался в семье богатого негоциантаНегоциант (от латинского negotians, род. п. negotiantis — торговец) (устаревшее) — оптовый купец, коммерсант, ведущий крупные торговые дела, главным образом с другими странами., с которым у него были очень напряженные отношения, и не получил образования, вынужденный уйти из университета в результате скандальных историй и карточных долгов. С юности узнав нищету и необходимость зарабатывать на жизнь пером журналиста, равного которому, кстати сказать, не было в тогдашней Америке[en], Эдгар Аллан По вел существование литературного поденщика, а созданный им на страницах автобиографических произведений образ одинокого гения, надмирного художника и денди в своем повседневном поведении принадлежит искусствуИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п., но не характеризует реальную личность. Но сказав о себе: «Моя жизнь — каприз — импульс — страсть — жажда одиночества — презрение к настоящему, разжигаемое страстностью ожидания будущего», По выразил коренные черты своей личности, которые сделали неотвратимым его резкий конфликт с обществом здравого смысла, чьи меркантильныеМеркантильность (от французского и итальянского mercantile — торгашеский, корыстный) — излишняя расчетливость, торгашество; своекорыстие. интересы и утилитарные нравственные понятия постоянно подвергались насмешкам с его стороны.

Осенью 1835 года По женился на своей несовершеннолетней кузине Вирджинии, ставшей адресатом его самых проникновенных лирических стихотворений. Смерть жены двенадцать лет спустя явилась последней и непоправимой катастрофой жизни Эдгара, заполненной выматывающей журнальной работой, которая не помогала выбраться из ожесточенно преследовавших его бедствий, приведших к душевному срыву и ранней гибели. Смерть[en] По вызвала почти нескрываемое ликование врагов писателя, которым сорок лет спустя дал отповедь его французский почитатель, лидер символизмаСимволизм — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.
Стефан Малларме, с презрением писавший о ничтожествах, смеющих корить По за то, что «яд философа развел он в алкоголе».

Озарения и срывы

Французские поэты-символисты, начиная с Шарля Бодлера, а затем их русские литературные единомышленники, прежде всего Валерий Яковлевич Брюсов и Константин Дмитриевич Бальмонт, более всего способствовали признанию По как великого лирика, прямого предтечи поэзии 20 века. В США репутация Эдгара По не отвечала его реальному значению: за ним даже после смерти сохранялась слава аморалиста, поддерживаемая завистливым, недобросовестным душеприказчиком Р. Грисуолдом. Три небольшие поэтические книгиКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
По, из которых самая известная «Ворон» (1845), со знаменитым заглавным стихотворением, где смерть любимой[en] женщины осознана как «высшая поэтическая тема», только со временем были прочитаны как хроника озарений и срывов романтической души, уникальная по своей эмоциональной насыщенности и метафорической яркости. Главная тема поэзии По — воображение как единственный способ преодолеть конечность времени, неотвратимость смерти, ужас бесследного исчезновения с лица земли. Образы По навеяны всегда обостренным у него чувством присутствия мистического в гуще обыденности, поэтический язык отмечен многозначностью ключевых слов-понятий, допускающих самые различные толкования в зависимости от характера восприятия воссоздаваемого им лирического сюжета. Предельно интенсивная эмоциональность стиховСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. По соединяется с математически точно рассчитанной композицией, которую он сам описал в своих теоретических работах о поэзии, имеющих важное значение.

Фантастический реализм Эдгара Аллана По

Выверенность приемов, посредством которых достигался необходимый эффект, хотя при этом сохранено ощущение спонтанной импровизацииИмпровизация (от латинского improvisus — неожиданный, внезапный) — сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Сродне экспромту., — основной художественный закон и в новеллах По, составивших двухтомный сборник «Гротески и арабески» (1839). Русский писатель Федор Михайлович Достоевский назвал метод По «фантастическим реализмом», подразумевая способность за счет «силы подробностей» достичь полной убедительности, когда описываются невероятные события и явления, родственные мистике. Смешение фантазии и яви, достоверного и невозможного у По всегда органично, а оставляемое его рассказами чувство страха неотступно и реально.

Цикл «логических рассказов» Аллана По о гениальном сыщике Дюпене положил начало жанру детектива, сполна реализовав основную художественную установку По: «Достичь правдоподобия, пользуясь научными принципами в той мере, в какой это допускает фантастический характер самой темы». Оттенок причудливости («арабескАрабеск (французское arabesque, буквально — арабский) — одна из основных позиций классического танца (с поднятой и вытянутой назад ногой). Видоизменяется при различных положениях опорной ноги, рук, головы, корпуса.») обязателен в этих новеллах, эмоциональный спектр которых очень широк: от ужаса до бурлескного смеха.

Влияние По в 20 веке было очень значительным, затронуло в том числе и кинематографКинематограф (от греческого kinema, род. п. kinematos — движение и «граф») —

1) первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран.

2) Зрелище (а также система его организации), основанное на использовании кинотехнической аппаратуры.

3) Устаревшее название кинотеатра.

4) Часто термин «кинематограф» употребляют в значении «киноискусство».
(экранизация его новеллы «Не закладывая черту своей головы», сделанная Федерико Феллини для киноальманаха «Три шага в бреду», 1968). (А. М. Зверев)

Ещё:

Эдгар Аллан По — знаменитый американский поэт, родившийся[en] в Балтиморе, в старинной семье; отец его из легкомыслия обратился к театру, мать была актрисой. Оставшись круглой сиротой в детстве, Эдгар был принят был на воспитание состоятельным купцом Аллэном, учился сначала на родине, потом в Англии, в школе близ Лондона (его школьные воспоминания — в "William Wilson"), затем опять в Америке, в Шарлотсвильском университете. Еще студентом он начал вести разгульную жизнь, отличался мастерством в спорте, был превосходным пловцом и гимнастом.

Изгнанный из университета за бесчинства, По поссорился с Аллэном из-за неуплаты последним его долгов и отправился в Европу с целью сражаться в рядах греков против Турции. Блуждания по Европе, без денег и друзей, были полны приключений и кончились тем, что он очутился в Петербурге, слоняясь по кабакам и живя как бродяга и нищий. Его разыскал американский священник Миддльтон и помог вернуться в Америку, где Эдгар помирился с Аллэном и на его счет поступил в военную академию. В 1827 году Эдгар Аллан По издал первый сборник юношеских стихотворений ("AI Aaraaf", "Tamerlane" и другие), имевших некоторый успех; но прочным началом его литературной деятельности был написанный на премию и получивший ее рассказ "Рукопись в бутылке" (1833).

Писатель участвовал в разных американских периодических изданиях, временно издавал собственный журнал (Stylus), но все усиливавшийся алкоголизм делал для него невозможной правильную журнальную деятельность. В сохранившихся письмах много свидетельств о том, как все любили и жалели поэта, но не могли удержать его от пагубного порока. Женившись в 1837 году на своей кузине, Виктории Клемм, Аллан временно исправился, потом снова запил и много страдал из-за материальной нужды и болезни[en] и скорой смерти жены. Добрым гением поэта была мать его жены, охранявшая его до самой смерти.

Слухи о нищете писателя проникли в печать и послужили источником новых унижений для По, который вел себя очень непривлекательно, лгал и унижался. После смерти жены он увлекался другими женщинами, собирался жениться, но привычки пьянства брали верх, он устраивал бесчинства и рвал этим всякие отношения. Умер он в госпитале, куда был доставлен в пьяном виде из кабака какими-то случайными собутыльниками.

Годы разгула соответствовали, однако, самому блестящему периоду творчества писателя. В 1859 году вышел сборник его лучших рассказов: "Tales of the Grotesque and the Arabesque", затем "Ворон", статьи о криптологии, а в последний год до смерти — "Золотой Жук", "Эврика" и многие другие. Основной элемент творчества поэта — стихийность и своеобразность настроений; он создал в искусстве новую область ощущений. Герои его рассказов одержимы маниями, преследуемы галлюцинациями, действуют под влиянием невроза, ужаса, ненависти, скорби или сплина, увлечены погоней за неразрешимыми философскими загадками или же совершают жестокие мщения, изобретая пытки с холодной, сознательной злобой, или же действуют под влиянием истерии и опиума. Бедные жертвы выходят уничтоженными, с разбитыми или возбужденными до безумия нервами, из каких-то сверхчеловческих потрясений.

Герои его рассказов поднимаются на вершины экстаза или изнемогают от страданий и живут исключительно нервами. Вся эта толпа существ с тревожными взглядами, бледными судорожными лицами, эти метущиеся души, живущие на границе безумия, создают в произведениях Эдгара Аллана По фантастический мир, где возможное и несуществующее сливаются в новый род чудесного, основанного на гиперестезии нервов современного человечества. Такова духовная атмосфера его рассказов, имеющая субъективный характер.

Второй основной элемент писателя — виртуозность, уменье придавать реальность отдельным чертам фантастического целого. Все происшествия описываются с точностью и необычайным обилием подробностей; он переходит от наглядного к вероятному и постепенно увлекает читателя куда хочет. Небывалые моря и страны[en], невозможные сочетания, фантастические события описываются с обстоятельностью и спокойствием простого пересказа и кажутся несомненно истинными. По сознательно употребляет всякие искусственные меры, чтобы действовать на читателя: он играет на нервах как виртуоз, рассчитывая эффекты и не ошибаясь в них. Он сам раскрыл сущность своей манеры в очерке о своем "Вороне" ("Генезис одной поэмы" и "Этюд о Готорне"). Но, конечно, без стихийного содержания, только одним искусственным сочетанием эффектов, он не мог бы так возбуждать ужас и любопытство.

Врожденное чувство тайны, понимание смутного мира ужасов и непонятных ощущений в человеке и природе сочетается у Эдгара с холодным мастерством формы. Его лучшие рассказы относятся к области мрачной фантазии, порождающей ужас в душе читателя. В этом роде "Лигейя", где описывается оживание трупа, чередующееся с разложением прекрасного женского тела; "Падение дома Ашеров", где представлена роковая гибель вырождающегося потомка древнего рода, умирающего от собственного ужаса; "Вероника" — рассказ о безумном поступке влюбленного с трупом умершей жены; "Маска Красной Смерти" — образное представление приближающейся чумы; "Яма и Часы[en]" — страшный рассказ об ожидании пыток; целый ряд сказок об особой двойной жизни ("Предательское Сердце[en]", "Черная Кошка", "Человек толпы"); фантастические рассказы символического характера ("Заколдованный Дворец", "Червь Завоеватель", "Город в море" и др.), говорящие в мрачных образах о безумии, смерти, судьбе.

К этому же роду поэзии мрачных настроений, предчувствий, слияния с трагической судьбой мира, относятся поэмы Эдгара Аллана По "Ulalume", "Ленора" и знаменитый "Ворон" — самое яркое создание современного символизма, передающее настроения посредством описания внешних предметов и сочетания красок и звуков. Поэма основана на повторении зловещего припева, а сама тема — противопоставление красоты и смерти, т. е. разрушения — является лейтмотивом всего творчества писателя. Он любит также возбуждать любопытство посредством запутанной до крайности фабулы; к этому роду относятся его уголовные рассказы ("Преступление на улице Морг", "Тайна убийства Мари Рожерс", "Потерянное письмо" и др.), а также его рассказы о фантастических путешествиях и открытиях ("Золотой Жук", "Путешествие Артура Пима", "Плавание по Мальстрёму" и многие другие) и метафизические сказки, возводящие эмоции и настроения в отвлеченные мысли и теории. Из них самая замечательная — "Еврика", где По строит метафизически-астрономическую систему Mиpa, интересную не своими совершенно ложными выводами, а замыслом, стремлением уяснить божественную тайну бытия.

Поэзия Эдгара Аллана По по содержанию сходна с его прозой; главное ее обаяние — в музыкальности и необычайной красоте форм, звукосочетаний и образов. Поэзия писателя (кроме указанных выше — еще "Annabel Lee", "To Helen" и других) лишена непосредственности; искание эффектов, искусственность композиции доходит до манерности — но так велики душевные силы По, что, при всем желании быть только виртуозом и теоретиком, он остается поэтом, сочетавшим фантазию и юмор с мистической и музыкальной душой.

Влияние Эдгара Аллана По в литературе весьма большое. В английской литературе последователями его являются в особенности Росетти и Стивенсон, во Франции — Шарль Бодлэр (которому принадлежит французский перевод сочинений По) и Маллармэ. В России[en] переводили стихи Па: Дмитрий Сергеевич Мережковский, Андреевский и Константин Дмитриевич Бальмонт.

Лучшие издания сочинений Эдгара Аллана По: Griswold'a (Нью-Йорк, 1856), Ingram'а (Эдинбург, 1875), Stoddard'a (1884), иллюстрир. Stedman'a и Woodberry (1895), См. S. Whiteman, "E. Poe a. his crities" (Нью-Йорк, 1860); биографии W. T. Gille (6-е изд., 1880), Didier (1877), Rico (1876), Stedman (1880), Woodberry (1885). (З. В.)

На русский язык были переведены романы, повести и рассказы Эдгара Аллана По: "Походная жизнь" ("Современник", 1838), "Праздник мертвецов" (ib., 1839), "Голландский воздухоплаватель" ("Отеч. Записки", 1853), "Колодезь и маятник" и "Красная смерть" (ib., 1870), "Сердце обличитель", "Черт в ратуше" в "Черный кот" ("Время", 1861, кн. 1) "Спуск в Мёльстром" ("Библиотека для Чтения", 1856), "Длинный ящик" и "Человек толпы" (ib., 1857), "Приключения А. Пима" ("Время", 1861, кн. 3; "Вестник Европы", 1882, кн. 6 и 7; отд. СПб., 1890), "Приключения Гарри Ричмонда" ("Русский Вестник", 1871, кн. 1 — 12), "Ворон" (с предисловием автора в статье переводчика С. А. Андреевского, "Вестник Европы, 1878, кн. 3), "Анна Бель" (ib., кн. 5), "Похищение" ("Заря", 1870, кн. 3), "Бочка Амонтильядо", "Овальный портрет" и "Молчание" ("Русское Богатство", 1881, кн. 5), 8 "Рассказов" ("Дело", 1874, кн. 4 и 5), "Повести П." (СПб., 1878), "Необыкновенные рассказы" (М., 1885), "Таинственные рассказы" (М., 1895), "Баллады и фантазии П".

Полное собрание сочинений По начало выходить в 1896 году (СПб.).

О П. см. ст. Лопушинского ("Русское Слово", 1861, кн. 11) и "Заграничный Вестник" (1866, кн. 1 и 2). «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907)

Эдгар Аллан По скончался 7 октября 1849 года в Балтиморе, штат Мэриленд, США. Похоронен на кладбище Westminster Hall and Burying Ground, которое сейчас является частью территории Юридического колледжа Университета Мэриленда.

Более подробно об Эдагаре По читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

На русском языке:

На английском языке:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности