Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Элем Климов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Элем Германович Климов — биография

Элем Германович Климов

Элем Германович Климов (1933-2003) — российский[en] кинорежиссер и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В 1986—1988 годах — первый секретарь правления СК СССР. Знак зодиака — Рак.

Элем Климов родился 9 июля 1933 года в Сталинграде. Окончил в 1957 году Московский авиационный институт, в 1964 — ВГИК (мастерская Ефима Львовича Дзигана).

В жанре комедии

Уже в студенческой работе «Жених» (1960) Элем проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском подтвердил и в первом профессиональном фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в сферу воспитания детей в пионерском лагере. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как следующая работа «Похождения зубного врача» (1965). В ней наряду с эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически переосмысленные сцены из «Октября» Сергея Михайловича Эйзенштейна) вполне в духе автора теории «монтажа аттракционов», ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе.

«Агония»

Проект своего рода исторического лубка о пришествии во власть неграмотного сибирского мужика Григория Ефимовича Распутина, предложенный Иваном Александровичем Пырьевым, тогдашним директором «Мосфильма», который (сам в прошлом комедиограф) как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти молодого режиссера от гнева более высоких инстанций. Но по иронии судьбы именно этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным. Двадцатилетняя — от возникновения идеи до выхода картины «Агония» (1974-81, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Венеции, 1982) в официальный прокат в 1985 — история борьбы Элема Климова за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство Распутина заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах сценария, до формы историко-хроникальной драмы в окончательной версии) действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской истории.

С другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные) уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения «порочного старца», новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино. Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости революции.

И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии 1973) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных моментов, то в последней редакции 1981 неотвратимая поступь Великого Октября демонстрировалась благодаря более привычному ходу кинолетописи, смонтированной под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича — не менее нервно звучащий Альфред Гарриевич Шнитке).

На переломе

Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря (гибель в 1979 в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько), а также сама атмосфера советского общества застойных лет все явственнее определили более трагическое мироощущение, свойственное Элему Климову в последующий период. Документальная лента «Лариса» (1980, специальный приз на Международном кинофестивале в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина «Прощание» (1982, выпуск — 1984, по «Прощанию с Матерой» В. Г. Распутина) и прежде всего «Иди и смотри» (1985, главный приз и премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Москве), еще один давний и сделанный опять же на упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся «Убейте Гитлера», — все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалиптическом взгляде режиссера.

Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского кино, находившихся в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 на историческом (теперь этот историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его первым секретарем и пробывшему на этом посту до 1989.

В этот период режиссер начал подготовку к реализации амбициозного замысла экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила  Афанасьевича Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а неофициальным — слух о действительно распространенном в среде творческих людей поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с этим романом, представляется также небезосновательным предположением, что сам Элем Германович, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую манеру, осознал, что без этого браться за «Мастера и Маргариту» бесполезно. (С. В. Кудрявцев)

Семья Элема Климова

  • Отец — Герман Степанович Климов — следователь по особо важным делам Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. После 1956 года занимался реабилитацией "врагов народа". Практически в одиночку собрал 70 томов дел невинно пострадавших;
  • Мать — Калерия Георгиевна Климова;
  • Брат — Герман Германович Климов — сценарист;
  • Жена — Лариса Ефимовна Шепитько — знаменитый советский кинорежиссёр;
  • Сын — Антон Элемович Климов — PR-директор.

Режиссёрские работы Элема Климова

  • 1959 — Осторожно: пошлость;
  • 1960 — Жиних;
  • 1962 — Смотрите, небо!;
  • 1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён;
  • 1965 — Похождения зубного врача;
  • 1968 — «Отцы-одиночки» (сюжет для к/журнала «Фитиль»);
  • 1970 — Спорт, спорт, спорт;
  • 1972 — «Вечер воспоминаний» (для к/журнала «Фитиль»);
  • 1980 — Лариса;
  • 1981 — Агония;
  • 1981 — Прощание;
  • 1985 — Иди и смотри.

Элем Германович Климов скончался 27 октября 2003 года в Москве от гипоксии мозга. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)