Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Эразм Роттердамский Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Эразм Роттердамский — биография

Эразм Роттердамский

Нет зверя настолько дикого, чтобы он не отзывался на ласку

Эразм Роттердамский — (полное имя Эразм Дезидерий Роттердамский; Erasmus Roterdamus Desiderius) — гуманист эпохи ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. (глава «северных гуманистов»), богослов, филологФилология (от фил... и греческого logos — слово) — область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры данного общества.

Филология возникла в Древней Индии и Греции. В 17-18 веках сложилась как наука, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). С дифференциацией отдельных наук содержание понятия филологии изменялось: филологию стали понимать как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
, писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.. Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивавшей нравыНравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. и пороки современного ему общества. Знак зодиака — Скорпион.

Снискав всеевропейскую славу свободолюбивыми взглядами, Эразм не принял РеформациюРеформация (от латинского reformatio — преобразование) — общественно-политическое и идеологическое движение в Западной и Центральной Европе 16 века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви., хотя и сыграл большую роль в подготовке, но не принял её и в конце жизни остро полемизировал с Лютером по поводу доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение).

Образование Эразма Роттердамского

Эразм Роттердамский родился 28 октября 1467 года (или 1469) в Роттердаме, Бургундские Нидерланды. Незаконнорожденный[en] сын священникаСвященник (иерей, поп) — православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение — «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) — «отец», «батюшка». Торжественное название — пресвитер. Старший священник называется протоиереем., Эразм первоначальное образование получил в школе «братьев общей жизни» в Девентере. В 1486 году он стал монахомМонах — член религиозной общины, давший обед вести акестическую жизнь., вступив в братство регулярных каноников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжил образование в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек., где познакомился не только с богословской мыслью поздней схоластикиСхоластика — (от греч. scholastikos — школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.

Ранняя схоластика (11-12 вв.) находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр).

Зрелая схоластика (12-13 вв.) — христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр — «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы.

Поздняя схоластика (13-14 вв.) — Иоанн Дунс Скот, У. Оккам.

Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (т. н. вторая схоластика, 16-17 вв. — Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.
, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большое влияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо Валлы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервые посетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистамиОксфордские гуманисты (оксфордские реформаторы) — кружок первых английских гуманистов в конце 15 — начале 16 вв. в Оксфордском университете. Члены кружка занимались изучением и пропагандой античной философии и культуры, историко-философским и филологическим анализом Библии и сочинений «отцов церкви». и Томасом Мором.

«Философия Христа»

Общеевропейскую известность Эразму принесло первое издание в 1500 «Адагий» — собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых в качестве реликтов стародавней мудростиМудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт., наставления которой, как стремился показать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 году был написан религиозно-этический трактатТрактат (от латинского tractatus — рассмотрение) — научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему. «Оружие христианского воина» (1504), в котором сформулированы основные принципы эразмианской «философии Христа» (или «небесной философии»), подчеркивавшей в христианствеХристианство — одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица три не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями.

В Италии и Англии

С 1506 по 1509 годы Эразм Роттердамский жил в ИталииИталия (Italia; Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния. Площадь 301 тысяч кв. км, население 58,1 млн человек (2007). Столица — Рим, крупнейшие города Милан, Неаполь, Турин, Палермо, Генуя, крупные порты: Бари, Бриндизи, Генуя, Специя, Ливорно, Неаполь, Салерно, Таранто, Триест, Венеция.

В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино.
, в туринском университете был удостоен степени доктора богословия, а находясь в Венеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем Альдом Мануцием Старшим. Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру «Похвала Глупости» (1511): в этом произведении в шутливо-серьезном автопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.

Базельский период

Со временем Э. Роттердамский приобрел широкую известность и славу, став в глазах образованного европейского общества главой так называемой «республики ученых». С его мнениемМнение — суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к кому или чему-либо, взгляд на что-либо считались не только в вопросах научных и литературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогали меценатыМеценат — богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-либо делу, начинанию., предлагали свое покровительство светские государи и князья церкви. Однако с 1514 года Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с типографом Иоганном Фробеном, ставшим его главным издателем.

Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политической литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
дискуссии о типе идеального монархаМонарх (греческое monarchos) — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Во всех монархических странах особа монарха является неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. Монархами являются короли Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан Малайзии, Брунея, Омана; эмир Кувейта; великий герцог Люксембурга, князь Лихтенштейна.
, Эразм в 1515 году написал «Наставление христианского государя» (1516). В 1516 он сочинил (в жанре речи) и издал «Жалобу мира», в которой с позиций гуманизма показывал пагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народам ЕвропыЕвропа — часть света площадью около 10 млн. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км2.

Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины.
.

Переводы с греческого языка

Большое место в творчествеТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Эразма Роттердамского занимали переводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов — Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовал изданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственными комментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии («Вульгаты», конец IV века). Особо важное значение имело предпринятое им в 1517 году издание греческого текста «Нового Завета», а затем его новый перевод на латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями и существенно отличающийся от «Вульгаты», что вызвало нарекания со стороны ревнителей католической ортодоксии.

Полемика Роттердамского с Лютером

Некоторое время Эразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германии идеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеих сторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524 году, опубликовав трактат «О свободе воли», Эразм оказался вовлеченным в полемику с Мартином Лютером, который в ответном сочинении «О рабстве воли» (1525) отстаивал тезис, прямо противоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученый опубликовал еще несколько сочинений, в их числе «О желанном церковном согласии» (1533).

«Разговоры запросто»

Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам воспитания. В течение многих лет, с 1518 по 1533 год он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением «Разговоры запросто», пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности.

Основные идеи, на которых построена педагогика Эразма

  • Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
  • Человека человеком делает разум;
  • Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность;
  • Выступал против всякого насилия и войн;
  • Ребёнка[en] надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;
  • Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание;
  • Важно физическое развитие.

Издания на русском языке

  • Роттердамский Эразм. Похвальное слово Глупости / Перевод и комментарии П. К. Губера. — М.—Л.: Academia, 1931. — 240 с. — (Сокровища мировой литературы). — 5300 экз.;
  • Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. Dомашние беседы / Пер. и коммент. П. К. Губера и М. М. Покровского. — М.: Гослитиздат, 1938. — 600 с.;
  • Себастиан Брант. Корабль дураков. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто. [Неизвестный автор]. Письма тёмных людей. Ульрих фон Гуттен. Диалоги / Перевод с немецкого и латинского. — М.: Художественная литература, 1971. — 768 с. — (Библиотека всемирной литературы). — 300 000 экз.;
  • Эразм Роттердамский. Стихотворения. Иоанн Секунд. Поцелуи / Изд. подг. М. Л. Гаспаров, С. В. Шервинский, Ю. Ф. Шульц. — М.: Наука, 1983. — 320 с. — (Литературные памятники). — 100 000 экз.;
  • Эразм Роттердамский. Философские произведения / Пер. и коммент. Ю. М. Каган. — М.: Наука, 1986. — 704 с. — (Памятники философской мысли). — 100 000 экз.

Эразм Роттердамский скончался 12 июля (или 11 июля) 1536 года в Базеле, в Швейцарском союзе. (О. Ф. Кудрявцев)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)