Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Евгений Евстигнеев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Евгений Александрович Евстигнеев — биография

Евгений Александрович Евстигнеев

Евгений Александрович Евстигнеев (1926-1992) — советский и российский[en] актер театра и кино, педагог, народный артист СССР[en] (1983). Знак зодиака — Весы.

С 1957 года в московском театре «Современник», в 1971-89 в МХАТе (с 1987 МХАТ имени А. П. Чехова). Отец оператора и режиссера Дениса Евгеньевича Евстигнеева.

Евстигнеев снялся в фильмах: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Скверный анекдот» (1966, выпуск 1987), «Зигзаг удачи» (1968), «Бег» (1970), «Собачье сердце[en]» (1988), «Демидовы» (1983), телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) и др. Государственная[en] премия СССР (1974).

От слесаря до актера МХАТ

Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде.

В 1943-1947 Евгений работал слесарем на заводе «Красная Этна» в Горьком. В 1951 году окончил Горьковское театральное училище и до 1954 был актером Владимирского областного драматического театра. В 1956 окончил Школу-студию МХАТ и стал актером этого театра. В 1957-1970 Евгений выступал на сцене театра «Современник», играл острохарактерные драматические и комедийные роли Чернова в «Вечно живых», Короля в «Голом короле», Куропеева и Муравеева в «Назначении», Чернышева в «Декабристах», Александра II в «Народовольцах», Сатина в «На дне». Перейдя в 1970 году вслед за Олегом Ефремовым во МХАТ (с 1989 — МХАТ имени А. П. Чехова), актер участвовал как в спектаклях о современности («Сталевары», Государственная премия СССР, 1974), так и в инсценировках классики. Последней ролью Евстигнеева в театре стал Фирс из «Вишневого сада».

Работа в кино

Сниматься в кино Е. Евстигнеев начал в 1957 году (фильм «Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Из первых киноролей актера выделяется его работа в фильме «Девять дней одного года» (1962). В 1963 году актер сыграл главную роль в картине «Никогда».

В 1960-1980-х годах Евгений Александрович был одним из самых снимаемых актеров советского кино, всего сыграл более чем в ста фильмах. Особенно богат диапазон ролей актера в комедии — от острой сатиры до тонкого лиризма. Среди комедийных персонажей Евстигнеева — Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964), режиссер драмколлектива («Берегись автомобиля[en]»), Миша («Крылья», 1966), Огородников («Старшая сестра», 1967), Калачев («Зигзаг удачи»), Корейко («Золотой теленок», 1968).

Евстигнеевские образы могут быть доведены до фарса, могут приобрести зловещий оттенок: фильмы «Гиперболоид инженера Гарина» (Гарин, 1966), «Скверный анекдот» (генерал Пралинский, 1966, выпуск на экран в 1988), «Бег» (Корзухин, 1971).

Актер блестяще исполнял роли внешне колючих и неуживчивых, а на самом деле добродушных и наивных героев: капитан Иван Терентьевич («Верность», 1965), Воробьев («Старики-разбойники», 1972), профессор Плейшнер (телесериал «Семнадцать мгновений весны», 1973), Горяев («Повесть о неизвестном актере»), сторож интерната («Подранки», 1977), Иван Адамыч («Старый Новый год», 1980), Василий Васильевич («Еще люблю, еще надеюсь...»), Степан Степанович («И жизнь, и слезы, и любовь», 1984), Беглов («Зимний вечер в Гаграх», 1986), профессор Преображенский («Собачье сердце», 1988).

Успешно Евгений Евстигнеев играл и роли исторических персонажей: Анатолия Васильевича Луначарского («Полтора часа в кабинете Ленина», 1968, выпуск — 1987), русских промышленников («Приваловские миллионы», 1973), Никиту Демидова («Демидовы», 1983), А. П. Бестужева-Рюмина (в трилогии «Гардемарины, вперед!», 1987, «Виват, гардемарины!», 1991, «Гардемарины-3», 1992), Ивана Грозного («Ермак», вышел в 1998), М. И. Калинина («Пиры Валтараса», 1990). (С. В. Кудрявцев)

Ещё:

Для своей матери - Марии Ивановны - Женя был поздним ребенком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Для отца - Александра Михайловича - он не был первенцем: от первого брака тот уже имел сына-школьника.

Все свое детство и отрочество Евгений Евстигнеев провел в городе, в котором родился. Здесь он окончил школу, начал свою трудовую биографию, устроившись слесарем на завод «Красная Этна» (на этом же заводе всю свою жизнь проработала и его мать). Сильного желания стать актером у него в те годы не было, так как его мать была категорически против этой профессии. Дело в том, что сын ее мужа от первого брака работал актером в провинциальном театре, и она знала, каких мук стоила ему эта профессия. В конце концов парень умер в молодом возрасте, и эта смерть[en] сильно напугала Марию Ивановну. С тех пор она твердо решила, что ее сын Евгений никогда не будет актером. Поэтому, когда в 1942 году тот решил подавать документы в Горьковское театральное училище, мать приняла все меры, чтобы сорвать его планы. Она пришла на прием к начальнику кадров завода «Красная Этна» и буквально упросила его не отдавать ее сыну документов. И тот пошел на встречу матери.

Но судьбе все-таки было угодно, чтобы Евстигнеев стал актером. Причем произошло это совершенно случайно. В 1946 году Женя, в свободное от работы на заводе время, играл в кинотеатре на ударнике в оркестре. Играл он так виртуозно и самозабвенно, что этой своей игрой заслонял всех остальных оркестрантов и приводил публику в восторг. Во время одного из таких выступлений его приметил ректор Горьковского театрального училища Виталий Ленский. После того, как оркестранты отыграли очередную композицию, он подошел к музыканту и спросил его: «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актером?» На что Евстигнеев простодушно ответил: «Я не знаю». «Тогда вот вам мои координаты, и я жду вас у себя», - продолжил Ленский и вручил парню бумажку с адресом училища.

Когда через два дня после этого Евгений Евстигнеев пришел по указанному адресу, Ленский встретил его очень радушно, предложил выучить какую-нибудь басню и сдать ему экзамен. Через несколько дней Евгений был зачислен на первый курс училища. На этот раз серьезных возражений со стороны матери нашего героя не последовало.

В 1957 году изменилась и личная жизнь Евгения: он наконец-то женился. Его избранницей стала его однокурсница по Школе-студии МХАТ, дочь известного кинооператора Б. Волчека Галина Борисовна Волчек. Вот что она вспоминает о тех днях:

«Вдруг в моей жизни появился великовозрастный выпускник Школы-студии МХАТ: старше меня на семь лет и деревнского происхождения. Он разговаривал так, что некоторые обороты его речи можно было понять только с помощью специального словаря (например, «метеный пол» в его понимании - пол, который подмели, «беленый суп» - суп со сметаной, «духовое мыло» - туалетное мыло и т.д.). Внешне мой избранник выглядел тоже странно: лысый, с длинным ногтем на мизинце, одет в бостоновый костюм лилового цвета на вырост (а вдруг лысеющий жених вытянется), с жилеткой поверх «бобочки» — летней трикотажной рубашки с коротким рукавом, у воротника поверх «молнии» величаво прикреплялся крепдешиновый галстук-бабочка. Таким явился Женя в мой дом.

Поначалу папа пребывал в смятении, потому что поддался влиянию няни, которая прокомментировала внешность моего избранника словами: «Не стыдно ему лысым ходить, хоть бы какую-нибудь шапчонку надел…»

Я же вела себя независимо и по-юношески радовалась своему внутреннему протесту против родительского стереотипного мышления. Но мной двигал не только протест, я хотела быть рядом с Женей еще и потому, что испытывала к нему целый комплекс чувств. Меня привлекала его внутренняя незащищенность. Я испытывала в некотором роде и что-то материнское, потому что он был оторван от родительского дома, от мамы, которую любил[en], но которая в силу обстоятельств дала ему только то, что могла дать, а Женин интеллектуальный и духовный потенциал был гораздо богаче. И самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность…

Несмотря на всякие разговоры, мы поженились. Сначала был психологически сложный период в отношениях с моим отцом, его новой женой и моей няней (а жили мы все вместе в одной квартире). В какой-то момент, когда обстановка уже накалилась до предела, я заявила со свойственным мне максимализмом: «Мы уходим и будем жить отдельно!»

И мы ушли практически на улицу. Какое-то время нам приходилось ночевать даже на вокзале. Мы восемь раз переезжали, потому что снимали то одну, то другую комнату, пока не получили отдельную однокомнатную квартиру. Из-за такой бездомной жизни у нас не было ни мебели, ни скарба.

Со временем папа полюбил Женю, уважал его и снимал во всех своих фильмах, хотя бы в маленьком эпизоде. Да и няне Женя оказался близким по духу и восприятию жизни. Позже она так и не смогла полюбить моего второго мужа, для нее Женя всегда оставался «своим», а тот «чужим».

В браке Евгения Евстигнеева с Галиной Волчек в 1961 году на свет появился[en] мальчик, которого назвали Денисом (молодые тогда снимали комнатку в коммунальной квартире в доме на улице Горького). .

Между тем летом 1964 года круто изменилась личная жизнь Евстигнеева: он расстался с женой. Причем инициатива этого разрыва исходила от жены. Что же произошло тогда? Рассказывает Г. Волчек:

«Когда мы разошлись, многие не понимали, зачем и почему это произошло, уговаривали меня и Женю отказаться от подобного решения. Но это случилось. Женя вел себя достаточно тактично, чтобы сохранить наши отношения. Но я сама их разорвала. Собрала его вещи, еду, позвала в наш гостиничный номер («Современник» был тогда на гастролях в Саратове) женщину, с которой, как мне казалось, Женя встречался, и сказала: «Теперь вам не придется никого обманывать». Только через двадцать пять лет он проговорился однажды, что я не должна была так поступать».

Стоит отметить, что, в отличие от Евстигнеева, Г. Волчек в повторном браке связала свою жизнь с человеком далеким от мира искусства - с профессором строительного института Марком Раделевым. А новой его избранницей стала молодая актриса того же «Современника» Лилия Журкина. Первое время они ютились по разным углам (например, снимали комнатку у своих друзей В. Сошальского и А. Покровской в Марьиной Роще), затем, в конце 60-х, получили квартиру в доме на Сиреневом бульваре. В 1968 году у них родилась дочь Маша.

Актриса Валентина Илларионовна Талызина вспоминала о съемках с Евстигнеевым в фильме «Зигзаг удачи»:

«Был первый день съемок «Зигзага...» Должен был прийти Евстигнеев, уже известный актер. Я нервничала, робела, ведь партнер - это все... Наконец приходит Женя. Эльдар Александрович Рязанов нас знакомит. И вот тут, не знаю, почувствовал он мое волнение или не почувствовал, но, протягивая мне руку, он тихонько, как-то по-свойски сказал: «Слушай, я купил тут четвертинку, посидим потом». Я радостно с восторгом закивала и весь первый съемочный день ждала этого момента...

Через день к нам присоединился Георгий Иванович Бурков, и мы не расставались уже до окончания картины. Мы так сильно сдружились, что вся съемочная группа называла нас: «Полупанов, Фирсов и Харламов[en]» - по аналогии с неразлучными хоккеистами... Мы принимали каждый день свою дозу и прекрасно снимались до конца смены. На следующий день все повторялось...

Однажды на площадку в ярости приехал Рязанов и собрал всю группу вокруг автобуса. Он начал тихо и зловеще: «Значит, так, я ни когда не думал, что вы так плохо ко мне относитесь. И я не потерплю к себе хамского отношения. Я вам всем в театры напишу телеги, чтоб там знали, как вы себя ведете. Я уверен, что в театре вы бы себе не позволили того, что позволяете в моей картине. Это надо не иметь совести, не иметь порядочности, я не ожидал от вас, это просто ужас! Женя, мне пришлось выбрать пьяный дубль. Это стыдно, Женя! А ты, Талызина, вообще монстр!» - и ушел. В группе повисло молчание...

Мы разбрелись молча одеваться, гримироваться, опять эти полторы смены, опять так же холодно. Все идет нормально, приближаются пять часов. Я подхожу к Буркову и Евстигнееву и говорю: «Ну что?» Они молчат. Я говорю: «Ну так как же?» И Бурков, пряча глаза[en], отвечает: «Ну, ты действительно, Валька, выпьешь на копейку, а показываешь на рубль». Я говорю: «Так вы что, не дадите мне, что ли? Вы меня что, выкидываете?» И Евстигнеев сказал: «Да налей ты ей». Мы быстро приняли, и снова стало хорошо. Не помню, о чем мы говорили, но говорили много и долго. Жора философствовал. Женя что-то показывал, а я от восторга хохотала и была счастлива».

В 1986 году умерла и его жена - Лилия.

Стоит отметить, что в последние годы отношения Евгения Евстигнеева с женой были не слишком теплыми. Как вспоминает В. Талызина:

«Я наблюдала их отношения со стороны, и мне казалось, что Лилия серьезно больна[en]. Для нее было очень неприятно (по-моему, это вылилось в какой-то комплекс), что Женя имел уже фантастическую славу, а она, красивейшая женщина (она действительно была необыкновенно хороша в молодости, такая американска[en], Дина Дурбин), оставалась как бы в стороне. Тем более, что с возрастом и болезнью[en] она утрачивала шарм и очень резко реагировала, что к Жене все тянулись, хотели с ним общаться. Когда он приходил на съемочную площадку (в 1984 году снимался фильм «Еще люблю, еще надеюсь» - Ф.Р.), то все улыбались и радовались ему, а не ей. Лиля его все время подкалывала, задевала. Но он терпеливо все сносил, старался не замечать ее подковырок».

…конец 80-х запомнился Евгению Евстигнееву не только грустными событиями. В тот период изменилась и его личная жизнь: он женился в третий раз. Причем его избранница оказалась на 40 лет моложе его. Ее имя - Ирина Цивина, актриса театра Константина Райкина «Сатирикон». Сама она так вспоминает о тех днях:

«В детстве[en] я, как многие девочки, собирала портреты артистов. Когда я в начале 80-х приехала из Минска в Москву поступать в театральное училище, в моем дневнике была закладка - фотография Евстигнеева из «Невероятных приключений итальянцев в России», кадр, где он со сломанной ногой - веселый, озорной, но больной. Я не особенно берегла эту открытку и даже записала на ней какой-то телефон. Со странным чувством я вспоминаю теперь о ней - как о случайном знаке своей судьбы.

Я училась в Школе-студии МХАТ у Василия Петровича Маркова. В конце второго курса он собрал нас и объявил, что с нами будет работать Евгений Александрович Евстигнеев - ставить «Женитьбу Белугина» Александра Николаевича Островского. Для Евстигнеева был устроен специальный показ, но он ушел молча, ничего нам не сказав. Мы гадали, кого он выберет: всем хотелось работать с ним, но он был не просто знаменитость, звезда - любимый, обожаемый нами артист. Я, суеверная трусиха, нарочно не стала читать пьесу и потихоньку выспрашивала у однокурсников, о чем она, какие в ней роли. В начале третьего курса пришел Евгений Александрович и прочитал свое распределение. Мне досталась главная героиня, Елена Кармина, чего я никак не ожидала, ведь я считалась характерной актрисой. Так мы встретились впервые - как учитель и ученица…»

Буквально через год после первого знакомства Евстигнеев и И. Цивина поженились». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 173 - 174.

На видео: Евгений Евстигнеев и Пётр Тодоровский - Джаз-композиция. На юбилее Михаила Александровича Ульянова. Центральный дом актёра, 1988 год

Евгений Александрович Евстигнеев скончался 4 марта 1992 года в Лондоне, в Великобритании, куда приехал, чтобы сделать операцию на сердце, но не успел. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности