Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Евгений Леонов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Евгений Павлович Леонов — биография

Евгений Леонов

Евгений Павлович Леонов (1926-1994) — российский[en] актер театра и кино, народный артист СССР (1978). Знак зодиака — Дева.

В 1948-1968 годах в Московском драматическом театре имени Константина Станиславского. С 1972 в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1990 театр «Ленком»).

Роли Евгения Леонова: Иванов («Иванов» Антона Павловича Чехова), Тевье-молочник («Поминальная молитва» по Шолом-Алейхему) и др. Снимался в фильмах: «Тридцать три» (1965), «Белорусский вокзал» (1970), «Премия» (1974), «Осенний марафон» (1979), «Убить дракона» (1988), «Американский[en] дедушка» (1993) и др. Государственная премия СССР (1976), Государственная[en] премия Российской Федерации (1992).

Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве. В 1947 окончил Московскую театральную студию и стал актером театра имени Станиславского, с 1968 — в театре имени Маяковского, с 1972 — в театре имени Ленинского комсомола.

Прирожденный комик

Евгений Леонов снимался в кино с 1947 года. Добродушный внешний вид, улыбчивость и жизнерадостность наряду с ярким комедийным дарованием, обеспечили Леонову широкое признание с самых первых, еще небольших ролей в театре (сыграл в том числе Лариосика в спектакле «Дни Турбиных») и кино. Особой любовью[en] многих поколений зрителей до сих пор продолжает пользоваться его работа по озвучиванию анимационных фильмов, прежде всего блистательно выполненная за кадром роль Винни-Пуха в серии лент 1969-1972 годов. Даже когда актер играл не таких уж положительных персонажей, которые не были лишены трусости или склонности к мошенничеству и авантюризму («Дело Румянцева», 1956; «Полосатый рейс», 1961; «Гори, гори, моя звезда», 1970; «Джентльмены удачи», 1972; «Совсем пропащий», 1973), его персонажи все равно вызывали немалую симпатию.
«Песенка Винни-Пуха» — исп. Евгений Павлович

Трагикомизм

Некоторые неоднозначные герои Евгения Леонова как раз созданы с учетом этих заранее приятных ожиданий публики, но все же вопреки им — как в фильмах «Афоня» (1975), «Осенний марафон» (1979, Государственная премия РСФСР, 1981), «Слезы капали» (1982) и «Кин-дза-дза» (1986) Георгия Николаевича Данелии, для которого актер был своеобразным талисманом в течение почти 20 лет. Точно так же и Марка Анатольевича Захаров, подаривший Евгению Павловичу несколько неожиданных ролей в театре, предлагал ему в своих лентах играть на контрасте внешнего благодушия и внутренней ущербности («Обыкновенное чудо», 1978; «Дом, который построил Свифт», 1983; «Убить Дракона», 1988).

Несомненный драматический талант актера раскрылся впервые в роли казака Якова Шибалка в картине «Донская повесть» (1964). А в театре в 1960-е годы Леонов поразил мастерским и точно выдержанным по стилю исполнением роли царя-тирана Креонта в спектакле «Антигона», поставленном Б. А. Львовым-Анохиным. Привычные комедийные характеры наполняются уже трагикомическими красками, как в фильмах «Тридцать три» (1966), «Зигзаг удачи» (1969), «Карусель» (1970, телефильм, выход в кинопрокат 1977), «Женитьба» (1977), «Отпуск в сентябре» (1979, выпуск 1987).

Вне пределов амплуа

Трагикомизм образов Леонова в картине «Легенда о Тиле» (1977), телефильмах «Старший сын» (1975) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) приобретает, по сути, подлинно драматическое и даже трагичное измерение. Вообще лишены какого-либо комизма роли в лентах «Белорусский вокзал» (1971), «Премия» (1975, Государственная премия СССР, 1976), телефильме «И это все о нем» (1978, премия Ленинского комсомола). В театре Леонов создает серьезные психологические работы (но не исключающие острохарактерных и трагикомических обертонов) в спектаклях Марка Захарова «Иванов», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва». В последнем из них роль Тевье, которую актер продолжал играть даже после перенесенной операции на сердце[en], поистине стала своеобразным завещанием мастера, призывавшего любить жизнь несмотря ни на что. (С. В. Кудрявцев)

Ещё:

Евгений Леонов родился в типичной московской семье среднего достатка. Его отец - Павел Васильевич - работал инженером, мать - Анна Ильинична - табельщицей. Кроме Жени, в семье Леоновых был еще один ребенок[en] - мальчик Коля, который был на два года его старше. Жили Леоновы в коммунальной квартире на Васильевской улице, занимали две небольшие комнаты.

О своем детстве Евгений Леонов позднее вспоминал: «… я на третьем курсе техникума пошел в Московскую театральную студию. Студия была очень интересная, она была организована в 43-м или 42-м, руководил ею Ростислав Владимирович Захаров, известный балетмейстер Большого театра: преподавала Екатерина Михайловна Шереметьева, ученица В. Н. Давыдова, она вела драматический класс. Студия имела музыкальное отделение - оттуда вышли прекрасные певцы; было сильное балетное отделение - оттуда вышли прекрасные певцы; было сильное балетное отделение; на драматическое отделение был большой конкурс. Во всяком случае, мне об этой студии кто-то рассказал, и я пошел туда. Я попросил у брата пиджак и решил, что готов к экзамену. Я безумно нервничал - я понимал свою несостоятельность, но не думал, что так получится. Сидело человек 25 народу, я вышел (они, видимо, добирали, студия существовала второй год и прочитал все, что с таким успехом читал в техникуме: Антона Павловича Чехова, Михаила Михайловича Зощенко.

У меня спросили: «Еще что-нибудь есть?» Я сказал: «Есть, но это еще хуже». Почему-то все стали просить, чтобы я почитал еще. Я прочитал Александра Александровича Блока «В ресторане». Я любил это стихотворение… Была тишина, я был белого цвета. Я читал серьезно, мне сказали спасибо. И это стихотворение Блока спасло меня, примирило и с моим пиджаком, и с моей курносой физиономией, и с недостатком культуры. Потом, говорят, развернулось целое собрание, стали просить Екатерину Михайловну Шереметьеву, она сказала, что я, мол, очень серый, неотесанный, но ее стали снова просить: «Мы поможем» - и меня приняли в студию. Я пошел в Главное управление учебных заведений, и меня официально перевили из одного учебного заведения в другое, хотя этот перевод был очень сложен. Началась учеба, я пропадал в студии с 8 утра до часу ночи. Я был увлечен учебой в студии, делал какие-то успехи, особенно в этюдах, что-то придумывал, ломал голову. Я мечтал стать артистом…»

Первоначально было задумано оградить ванну от тигра пуленепробиваемым стеклом. Евгений Леонов лично проверил на прочность это стекло и, когда убедился в его надежности, согласился сниматься. Однако он не знал того, что произошло потом. Дело в том, что оператор фильма Дмитрий Месхиев узрел, что стекло будет давать блики и зритель сразу обо всем догадается. Как и положено, оператор тут же доложил об этом режиссеру. Фетин внимательно выслушал его и решил стекло в этом эпизоде не использовать.

- Но тогда Леонов откажется сниматься, - возразил в ответ Месхиев.

- А мы ему не скажем об этом, - парировал довод оператора режиссер. - А чтобы соблюсти все меры безопасности, мы запрячем под ванну дрессировщика.

На том и порешили.

В назначенный день участники съемочной группы собрались в павильоне, где была выстроена декорация ванной комнаты. Стекло, как и положено, стояло на месте, поэтому Евгений Леонов без всяких задних мыслей стал раздеваться. Дойдя до трусов, которые в народе называли «семейными», он остановился, явно не намереваясь их снимать. Но Фетин был непреклонен.

- Женя, ты должен их снять, - ласково обратился он к актеру. - Ты же видишь, что, кроме мужчин, в павильоне никого нет. Так что не стесняйся.

И Леонову пришлось подчиниться.

Когда в ванну вылили флакон настоящего французского шампуня, Леонов повеселел и под веселую песенку «Мыла Маруся белые ноги[en]» начал интенсивно намыливать себе голову. В этот момент рабочие, по команде режиссера, и убрали защитное стекло. А следом за этим в павильон ввели тигра Пурша. Увидев перед собой что-то белое и шевелящееся (да еще поющее песню), тигр подошел к «этому» поближе и стал с интересом обнюхивать. И в это время Леонов протер глаза[en] и буквально нос к носу столкнулся с полосатым хищником. Легко понять, какие чувства испытал тогда актер, который готовился совершенно к другому. Поэтому, едва к Евгению Павловичу пришло осознание происходящего, он немедленно вскочил на ноги и в чем мать родила бросился от тигра. Это выглядело так натурально и эффектно, что оператор Месхиев крякнул от удовольствия, предвкушая, как будет смотреться этот кадр в готовом фильме.

Между тем это был не последний эпизод, когда Леонов буквально умирал от страха перед хищниками. Позднее в своих воспоминаниях он напишет об этом следующее: «Мы приехали на корабль, красивый очень. Ко мне подошел режиссер, оператор и сказали: «Ты не волнуйся, мы придумали очень смешной эпизод. Посадим тебя в клетку, выпустим тигров и посмотрим, что будет». Я говорю: «Нет, я не согласен. У меня семья, маленький сын, я против».

Меня, конечно, уговорили, ведь я же дал согласие сниматься в этом фильме. Сами все попрятались. Режиссер смелый-смелый сам залез на мачту, оттуда все видно - руководить легче. Оператор спрятался в железный ящик, выставил камеру.

Посадили меня в клетку, выпустили тигров. Тигры подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются - комедия не получается. Режиссер кричит: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?» «Они к нему принюхиваются», - говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросенка и шепчет: «Леонов, возьми вилку, поколи поросенка, а то тигры на него не реагируют». Я говорю: «Тебе надо, ты и коли, у меня другая профессия».

Зато что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросенка! Они его через прутья поцарапали, поросенок визжит, тигры от этого еще больше свирепеют. Я кричу, поросенка прижимаю. А поросенок от страха совсем обезумел, на меня стал кидаться.

Тигры рычат, поросенок лает, я кричу: «Дрессировщик, стреляй, не то всех сожрут вместе с палубой».

Дрессировщик выстрелил, в воздух, конечно, но тигрица Кальма от всего этого визга и грохота бросилась в море… Целый час ее спасали и спасли, конечно…» Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 393 - 395.

Евгений Павлович Леонов скончался 29 января 1994 года в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)