Разместите статью, биографию и пр.[en]

Евгений Матвеев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Евгений Семенович Матвеев — биография

Евгений Семенович Матвеев

Евгений Семенович Матвеевроссийский[en] актер, кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист СССР[en] (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1978). Член ВКП(б) с 1948 года. Знак зодиака — Рыбы.

В 1952-1968 в Малом театре. Снимался в фильмах: «Родная кровь» (1963), «Освобождение» (1968-71) и др. Поставил фильмы: «Почтовый роман» (1970), «Любовь земная» (1975), «Судьба» (1979), «Особо важное задание» (1981), в которых играл главные роли, «Победа» (1985). В последние годы жизни[en] снимал своеобразный сериал, состоявший из трех фильмов «Любить[en] по-русски» (1995-1999). Государственная[en] премия СССР (1979).

Евгений Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка, Скадовского района Херсонской области. Его отец - Семен Калинович - в Гражданскую войну воевал на стороне красных, тогда его и занесло на Таврию. Там он и познакомился с матерью Евгения Матвеева - украинкой[en] Надеждой Федоровной Коваленко. Однако сразу же после рождения[en] сына отец бросил семью и уехал. Молодая женщина с ребенком[en] на руках вернулась в родную деревню Чалбасы (ныне Виноградово), где жил ее отец.

Далее послушаем рассказ Евгения Матвеева: «Богомольный мой дедушка не простил маму за ослушание. Шутка ли: вышла замуж без благословения, за коммуниста и без венчания. Проклятия, унижения, оскорбления сыпались на мать с избытком. Мама гордо и достойно сносила все это только на людях, а наедине со мной где-то в закатку, приговаривая: «Дидятко ты мое!», - плакала.

Мне кажется, слезы матери запеклись в моей детской душонке навсегда… Меня самого все называли байстрюк - незаконнорожденный. Дети со мной не играли

В степном селе не было ни театра, ни радио, ни кино… Однако среди детворы и даже среди тетей и дядей я прослыл «чудачком». Частенько по просьбе односельчан показывал, как колхозный бугай ходит, как теленок тычется в вымя матери, как петух гоняется за курицей, как…

Одним словом: чалбащан-то я потешал, а самому невыносимо хотелось петь жалобные песни. А песен я знал много и почему-то все с грустинкой…

Работать я начал с девяти мальчишеских лет. Работа всякая была: возил пахарям из села в поле в бочке воду, ездил с грабкой по жнивью, подбирая разбросанные валки соломы, водил лошадей по борозде, собирал колоски и пр., пр., что было под силу и не под силу.

На заработанные деньги купил себе балалайку. И началось треньканье. Вскоре из беспорядочных «брынь-брынь-брынь» стала прослушиваться мелодия… Собирались возле нашего двора женщины, усаживались на бревно у плетня и просили: «Женько, спивай!»»

Прожив в селе несколько лет, Евгений Матвеев вместе с матерью переехал в город Цюрупинск. В школе, в которой он учился, существовал детский драмкружок, не оказаться в котором юный Женя, естественно не мог. После школы поступил в театральную студию, а затем устроился статистом на сцене Херсонского театра. Получал там зарплату в 90 рублей, часть из которых шла на оплату угла в проходной комнате, который наш герой снимал у некой тети Симы Абрамович. Никаким комфортом в том углу не пахло.

У Симы Абрамович было два сына: младший Лева, который играл в театральном оркестре, и Яша, работавший часовщиком, но в свободное время помогавший младшему в его непростом музыкальном деле. Однажды их пригласили играть на одной еврейской свадьбе. Братья согласились, а Лева решил взять к себе в напарники еще и Евгения Матвеева. Мол, помашешь для виду руками, будто дирижер, а за это тебя накормят до отвала. Наш герой, естественно, с радостью согласился, так как зарплата статиста не располагала к большим излишествам в еде. Знал бы он, ради чего Лева пригласил его на свадьбу, он бы наверняка отказался от этой чести.

Между тем перед самым началом торжества Лева внезапно отозвал нашего героя в сторону и попросил его об одном одолжении: «Если ты произнесешь тост в честь невесты, знаешь, сколько тебе харчей дадут?!» - «А что я должен сказать?» - спросил в ответ Матвеев. «Да ерунду: «Мура, будь счастлива», только и всего. Но есть одно но - это надо сделать по-еврейски». - «Но я же не умею». - «Это элементарно, всего три слова: абрейт мет алох!» «Запомнишь?». И Матвеев согласно кивнул головой.

Свадьба была в самом разгаре, когда наш герой, подталкиваемый в спину Левой, встал со своего места и, чуть ли не с кулаками набросилась на Матвеева. Со всех сторон на него сыпались проклятия: дрянь! шпана! дерьмо! Вскоре его длинное тело подхватили крепкие мужские руки и сбросили по лестнице вниз.

Как оказалось, Лева специально разыграл эту комедию. Невеста была его бывшей любовью, которая предпочла вместо него другого парня. Сгорая от злобы, Лева решил ей отомстить и в качестве орудия мести выбрал нашего героя. Пользуясь тем, что тот совершенно не знал еврейского языка, он заставил его сказать невесте, что она… «доска с дырочкой».

В июле 1941 года Евгений Матвеев стал курсантом 1-го Тюменского пехотного училища. После шести месяцев учебы он получил свою первую военную должность - командир взвода. Было ему в ту пору всего 19 лет. В феврале 1944 всем курсантам училища, не доучившимся до «лейтенантов», присвоили звание «сержантов» и отправили на фронт. Но Евгений Семенович (тогда он уже был в звании старшего лейтенанта) остался в училище ожидать нового пополнения. Промаявшись в безделье неделю, он написал на имя начальника училища полковника Акимова заявление (второе по счету) с просьбой отправить его на фронт. Но начальник заявление «завернул». «Будет приказ Верховного, разрешающий курсовым офицерам участвовать в бою, - отпустим», - сказал он Матвееву.

В 1946 году произошли изменения в личной жизни нашего героя - Евгений Семенович влюбился в молоденькую студентку музыкального училища в Тюмени Лиду. По ее же словам: «Я первая Женю приметила. Он руководил самодеятельностью военного училища в Тюмени, где служил. И сам тоже в самодеятельности участвовал. Вся Тюмень ходила смотреть эти представления. Так что первый раз я его увидела на сцене. Он играл Гитлера

А вот что вспоминает об этом же сам Евгений Матвеев: «Я, кстати, тоже Лиду увидел на сцене. В музыкальном училище был какой-то концерт, и Лида выступала. Она была божественна, у нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило. Оказалось, что и ее… Потом я демобилизовался и пришел работать в Тюменский драматический театр, а Лида там же проходила стажировку. Но я боялся жениться. Только кончилась война[eng]. Надо было учиться. Кроме шинели надеть было нечего. Но Лида каким-то своим бабьим чутьем, девчонкой еще, почувствовала: если мы с ней будем идти по жизни параллельно и каждый стремиться к своему финишу - семьи не будет. Она всегда относилась ко мне по-матерински, воспитывала меня и помогала… Поженились мы 1 апреля 1947 года. И сразу гордо отделились от родителей Лиды. Сняли комнату. И потом я привез туда свою маму…

Евгений Матвеев о себе:

«Я очень вспыльчивый. Не дай мне Бог ввязаться в драку! Недавно вот меня пытались ограбить. У нас рядом с домом река Сетунь, и через нее перекинут очень красивый мостик. Как-то в половине одиннадцатого, наверное, я возвращался домой. В руках - кулек с пивом: я очень пиво люблю. И вдруг меня толкают прямо на перила два здоровенных амбала. Оглядываюсь - сзади еще двое. Я сумел скрыть страх и очень спокойно спросил, в чем дело.

Один из них: «Деньги есть?» Я: «Ребята, да вы что? Какие деньги? Я же артист. Пенсионер. Вот пивом могу угостить». Они посмотрели на меня, повернулись ушли. Если бы тронули, я бы обязательно в драку ввязался. И лежать бы мне в Сетуни с проломленной башкой. Потому что я дерусь страшно… Один раз два демобилизованных солдата хотели у соседа «Победу» угнать. Соседа пырнули ножом. И мне здорово тогда досталось. Но им тоже. Я умел драться. Все-таки офицер, хоть и бывший…» Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 615.

С 1955 года Матвеев начал сниматься в кино – и здесь его ждал успех. Киноленты с его участием не сходили с экранов. На съемках фильма «Поднятая целина» он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся. Два года Евгений был прикован к постели и за это время подготовил себя к режиссерской работе.

В его фильмографии множество фильмов, получивших медали, призы и премии различных фестивалей, а список наград и званий внушает уважение. Вошли в историю кинематографии страны фильмы «Почтовый роман»; дилогия «Любовь земная» и «Судьба»; «Емельян Пугачев», «Любить по-русски» и многие другие.

Он успешно преподавал во ВГИКе, сам написал сценарии почти ко всем своим фильмам и снимался в них как актер.

На счету Евгения Матвеева многочисленные театральные роли, более 40 ярких киноролей, талантливые режиссерские и сценарные работы. Коллеги вспоминают о нем как о сильном, стойком, решительном, темпераментном человеке, и в то же время мягком и нежном.

Вершиной его театральной карьеры стал Государственный академический Малый театр, в котором он проработал более 15 лет. "Мне казалось, что Малый театр – это самый великий актерский театр, – вспоминал Евгений Матвеев. – Он всегда был наполнен энергией, глубоким смыслом – тем, что так нравится публике".

Матвеева желала видеть вся страна, и он часто принимал участие в разных театрализованных представлениях, проходящих на стадионах. На одном из таких представлений он получил тяжелую травму, после которой врачи сказали, что ему придется расстаться с актерской профессией. Это стало для него тяжелым ударом, ведь, как говорил Евгений Семенович, "актер – это существо невыносимо жадное до работы, и нет такой профессии, которая могла бы так страдать от безделья, как актер: поэт может писать в стол, художник может рисовать для будущих поколений, а актер должен играть сейчас, сию минуту".

"Для режиссера это очень трудно: и снимать, и сниматься. Происходит какое-то раздвоение, – рассказывает о Матвееве актриса Ольга Михайловна Остроумова. – Но, несмотря на это, он потрясающий режиссер, и если б я была продюсером, я пошла бы на любой эксперимент, лишь бы только он снимал".

А потом были фильмы "Любовь земная", "Судьба", "Победа", в которых Евгений Семенович уже выступил и актером, и режиссером, и сценаристом, и в каждой области он проявил себя на высочайшем уровне, потому что по-другому не представляет себе свою работу. "Я максималист, и не могу себе представить в искусстве минималиста, – говорил Евгений Матвеев. – Это как же можно себе вообразить: отражать жизнь, участвовать в ней, сопереживать – и вдруг наполовину? Народу нельзя лгать. С ним надо говорить просто и по-человечески".

Семья

Признание и награды Евгения Семеновича Матвеева

24 сентября 1957 года на экраны страны вышел фильм Г. Рошаля и М. Анджапаридзе — «Сёстры» — 1 часть экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». В фильме, кроме Евгения Семеновича снимались: Николай Гриценко, Майя Булгакова, Владлен Давыдов, Михаил Козаков.

Евгений Семенович Матвеев скончался 1 июня 2003 года от рака[en] лёгких, в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 10.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная