Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Евгений Вахтангов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Евгений Багратионович Вахтангов — биография

Евгений Багратионович Вахтангов

Евгений Багратионович Вахтанговроссийский[en] и советский театральный режиссер, актер и педагог. Основатель и руководитель Студенческой драматической студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром имени Евгения Вахтангова. Знак зодиака — Водолей.

Ранний период

Евгений Вахтангов родился 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1883 года во Владикавказе. Он вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности отказался от коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным любительством. В 1903-1909 годах Женя учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского университета. В 1906 году организовал драматический кружок студентов университета. В 1909-11 — ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали Василий Васильевич Лужский, Василий Иванович Качалов и Леопольд Антонович Сулержицкий, оказавший воздействие на ранние театральные взгляды Вахтангова.

По окончании школы Евгений Вахтангов был зачислен в МХТ, вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (1912; открыта в 1913; с 1924 — МХАТ 2-й). Как педагог Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства — нравственное совершенствование общества, студия — община единомышленников, актерская игра — правда переживаний, спектакль — проповедь добра и красоты.

Как режиссер Евгений Багратионович предпочитал резкие контрасты добра и зла в построении спектакля и стиле актерского исполнения («Праздник мира» Г. Гауптмана, 1913; «Потоп» Г. Бергера, 1915). В «Росмерсхольме» Генриха Ибсена (1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы (серые сукна, контрастное световое решение, минимум аксессуаров) и напряженной внутренней жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля: дерзкий прорыв к свободе, пусть даже ценой смерти.

В «Чуде Святого Антония» Мориса Метерлинка (первый вариант, 1918) возобладала традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с МХТ и его студией Евгений Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой судьбе принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» — по названию переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 — Московская Драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 — 3-я студия МХТ; с 1926 — Театр имени Евгения Вахтангова).

Создание нового театра

Вместе с послеоктябрьскими спектаклями Всеволода Эмильевича Мейерхольда постановки Вахтангова в 1919-1922  годах заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, он пытался воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются его эстетические взгляды и художественные пристрастия, корректируются важные положения теории и педагогики. Сохраняя верность общим законам искусства переживания и органике актерского существования в образе, Е. Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» — рампы МХТ, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности.

Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920) Евгений Багратионович прозрел «пир во время чумы», паноптикум мещанства, затхлую провинциальную одурь. В «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия) воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель (в трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова) полон добра и благородства. Каждая из постановок Вахтангова 1921-22 с огромной экспрессией выявляла противоборство тьмы и света, смерти[en] и побеждающей жизни. Наибольшей силы достиг трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви[en] «Гадибуке» С. Анского (студия «Габима»).

Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века.

«Принцесса Турандот»

Свойственное натуре и творчеству Евгения Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера — «Принцессе Турандот» по Карлу Гоцци (1922). Спектакль был задуман как эксперимент в области актерской техники: студийцы одновременно играли самих себя, артистов итальянской комедии дель арте, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, персонажей сказки.

Спектакль строился и репетировался импровизационно (репризы на темы дня, интермедии-пантомимы, слуг просцениума, иронические «выходы из роли»), сознательно разрушал сценические иллюзии при сохранении максимальной актерской искренности и правды переживания.

Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, Вахтангов стал классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в искусстве русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда режиссер был уже смертельно болен[en]. Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в высшей своей точке. Среди учеников Вахтангова — Борис Васильевич Щукин, Рубен Николаевич Симонов, Цецилия Львовна Мансурова, Юрий Александрович Завадский и др. (Н. М. Зоркая, Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

13 ноября 1921 года был основан Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова.

Он пытался создать новый не элитарный, но «народный» театр. Как и Станиславский, режиссер считал, что главным в театральном спектакле является актер. Но Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.

После революции 1917 года Вахтангов работал очень напряженно, несмотря на все усиливающуюся болезнь желудка. В 1919 году ему сделали две операции. Врачи[en] тогда не сказали ему о диагнозе — рак желудка.

В последние годы жизни Вахтангов находился в повышенном эмоциональном состоянии сродни экстазу, когда сливаются воедино обостренное ощущение бренности человеческой плоти и мощь творческого порыва, ее преодолевающего. С утра до вечера он был на ногах — репетиции проходили в трех студиях: МХТ, еврейской студии «Габима» и в труппе Народного театра, уроки, подготовка спектакля к годовщине революции.

Вахтангов мечтал поставить «Каина» Байрона и Библию, но смерть помешала этим планам. «Принцесса Турандот» стала последней работой режиссера, он не дожил всего несколько недель до премьеры.

Заложенные в «Турандот» принципы динамичного, меняющегося, а потому и нестареющего со временем театра навсегда сохранились в традициях театра имени Вахтангова, в который переросла студия МХТ. А «Принцесса Турандот» так и осталась визитной карточкой вахтанговского театра.

Семья Евгения Вахтангова

Евгений Багратионович Вахтангов скончался 29 мая 1922 года в Москве. Похоронен 31 мая на Новодевичьем кладбище.

Подробнее про Евгения Вахтангова читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности