Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Фаина Раневская Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ События / Главная

Фаина Григорьевна Раневская — биография

Фаина Раневская

Раневская со своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
- Жалко, что мы не захватили пианино, - говорит Фаина Григорьевна.
- Неостроумно, замечает кто-то из сопровождавших.

- Действительно неостроумно, - вздыхает Раневская.
- Дело в том, что на пианино я оставила билеты.

Фаина Григорьевна Раневская (1896-1984) — российская[en] актриса театра и кино, народная артистка СССР (1961). На сцене с 1915 года. Знак зодиака — Дева.

В 1949-1955 и с 1963 года в Московском театре имени Моссовета. Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость ее взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драматическую и даже трагедийную глубину: Берди («Лисички» Л. Хелман, 1945), Спекулянтка («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Люси Купер («Дальше — тишина» В. Дельмар, 1969), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Николаевича Островского, 1980) и др. Снималась в кино (фильмы: «Подкидыш», 1940; «Мечта», 1943; «Свадьба», 1944, и др.). Государственная премия СССР (1949, 1951).

Фаина Раневская родилась 27 августа (15 августа по по старому стилю) 1896 года в Таганроге, в Области Войска Донского, Российской империи.

Талант — это бородавка: у кого-то она есть, а у кого-то нет, — любила[en] повторять актриса. И ее зрители могли убедиться в справедливости этих слов: такого яркого, самобытного, бьющего через край актерского таланта действительно не было ни у одного человека в мире, кроме самой Фаины Георгиевны.

Уже с детства Фая начала грезить о сцене, однако, как это часто бывает, по приезде в Москву не смогла поступить ни в одну из театральных студий по причине «полного отсутствия таланта». И лишь после долгих странствий в составе провинциальных трупп в 1930 году ее приняли в Камерный театр, где Раневская наконец смогла показать все, на что она способна. Кстати, и свой псевдоним актриса взяла не случайно: как-то раз ветер вырвал из рук актрисы деньги и унес их — именно тогда она с грустью сравнила себя с Раневской у Антона Павловича Чехова.

Фаина Георгиевна немало снималась в кино, но в основном в небольших или эпизодических ролях — в те годы на главные роли принципиально не хотели утверждать актрису-еврейку. Впрочем, по этому поводу она особенно и не расстраивалась: «Сняться в плохом фильме — все равно, что плюнуть в вечность», — говорила она, а разве фильм, в котором решающее слово имеет не режиссер, а «некто из министерства» мог получиться удачным?

Язык Фаины был настолько ярким и выразительным, что многие её слова с ходу становились афоризмами. Так получилось, например, с придуманной ею и ставшей всенародной фразой из фильма «Подкидыш»: «Муля, не нервируй меня!»

Фаина Григоррьевна Раневская к концу жизни актриса с грустью говорила: «Я стала такая старая, что начала забывать свои воспоминания», а подводя итог своим творческим достижениям, написала: «В 5 лет я была тщеславна и мечтала получить медаль за спасение утопающих. Теперь медали и ордена держу в коробке, на которой нацарапала: «Похоронные принадлежности».

Вербовка Раневской в КГБ

У Фаины Григорьевны был инцидент, который произошел с ней, когда актрисе было уже за 70 лет.

Во времена СССР КГБ вел войну против западных спецслужб и диссидентов с помощью бойцов невидимого фронта. Особенно много завербованных было среди артистов. Вообще-то, доносительство считалось подлостью, но не каждый мог отказать всесильным вербовщикам.

Фаина Георгиевна была уже в преклонном возрасте, когда ее решили также сделать агентом. Инициатива исходила от Олега Михайловича Грибанова, генерал-лейтенанта советских спецслужб, из-за маленького роста и недюжинной гипнотической силы прозванного «маленьким Бонапартом». Само упоминание его имени подавляло волю собеседника.

Фаине Раневской повезло — Грибанов был занят и послал на первую встречу с потенциальным агентом молодого офицера по фамилии Коршунов. Тот пребывал в уверенности, что моментально завербует артистку. Но не тут-то было. В поединке с КГБ Раневская показала себя гениальной актрисой, обведя всех вокруг пальца. Коршунов вербовочную беседу проводил, как принято: сначала посетовал на деятельность иностранных разведок на территории СССР, затем напомнил о долге каждого гражданина по оказанию посильной помощи органам государственной безопасности, по защите завоеваний социализма. Раневская все поняла.

Выслушав сказанное, она спросила: «Молодой человек, а где вы были раньше, когда я еще не успела разменять седьмой десяток?» Коршунов замахал руками: «Что вы, Фаина Георгиевна! Вам больше тридцати никто не дает, поверьте… Вы просто девочка по сравнению с другими артистками вашего театра!»

Раневская хитро прищурилась, закурила «беломорину» и спокойно сказала наглому оперу: «Мне с вами, молодой человек, все понятно… Как, впрочем, и со мной тоже… Без лишних слов заявляю: я давно ждала этого момента, когда органы оценят меня по достоинству и предложат сотрудничать! Я лично давно к этому готова. Разоблачать происки ненавистных мне империалистических выползней… Можно сказать, что это — мечта моего детства.

Но… есть одно маленькое «но»! Во-первых, я живу в коммунальной квартире, а во-вторых, что важнее, я громко разговариваю во сне. Вот и давайте, коллега, вместе по-чекистски поразмыслим. Представьте, вы даете мне секретное задание, и я, будучи человеком обязательным и ответственным, денно и нощно обдумываю, как лучше его выполнить, а мыслительные процессы, как вы, конечно, знаете из психологии, в голове интеллектуалов происходят беспрерывно — днем и ночью… И вдруг! И вдруг ночью во сне я начинаю сама с собой обсуждать способы выполнения вашего задания. Называть фамилии, имена, клички объектов, явки, пароли, время встреч и прочее… А вокруг меня соседи, которые неотступно за мной следят вот уже который год кряду. Они же у меня под дверью круглосуточно, как сторожевые псы, лежат, чтобы услышать, о чем и с кем это Раневская по телефону говорит!

И что? Я говорю вам о своих недостатках заранее и честно… Если я ошибаюсь, — поправьте меня, уберегите от совершения в будущем роковой ошибки! Я бы даже сказала, от непредумышленного предательства… Но что делать, если мои родители передали мне такой порок — громко разговаривать во сне? Я уже обращалась к врачам[en], к светилам медицины — все пустое, ничего поделать не могут».

Выслушав страстный монолог, Коршунов опешил и ушел со встречи придавленный железными аргументами народной артистки. Утром он доложил Грибанову об объективных сложностях, о желании Раневской сотрудничать, а также о том, что потенциальный агент живет в коммунальной квартире и говорит во сне...

Спустя месяц Раневская праздновала новоселье в высотке на Котельнической набережной.

Коршунов, решив, что теперь уже ничто не мешает артистке вступить в ряды бойцов невидимого фронта, стал названивать ей в театр, но у нее все время оказывались «то понос, то золотуха», то «критические дни». Опер рассвирепел и заявил, что сам приедет к ней в новую квартиру для расчета.

Рано утром в приемной КГБ появился мрачный мужчина неопределенного возраста с документом государственной важности. Это было коллективное заявление жильцов высотки на Котельнической набережной, где проживала Ф.Г. Раневская. В своем обращении 10 жильцов просили органы госбезопасности разобраться с некой артисткой (фамилия Раневской в заявлении не указывалась), которая по ночам всех беспокоит воплями о происках империалистов и о том, что разберется с супостатами, когда ее примут в органы госбезопасности внештатным сотрудником.

Прочитав коллективное заявление, Грибанов вызвал Коршунова и рявкнул: «На Фаине поставь крест, ищи кого-нибудь другого… Молчащего во сне. Все! Свободен!»

Вскоре Коршунову настучали агенты из театра, где работала Раневская, что «заявление» написала она сама, а в КГБ послала сантехника из ЖЭКа, поставив ему две бутылки водки. Впоследствии Фаина Георгиевна не раз повторяла: «Я отказала органам лишь по одной причине. Дать много органам я не могу, а мало мне не позволяет совесть — проклятое воспитание

Семья

Фильмография Фаины Раневской

Цитаты Фаины Раневской

Цитаты Фаины Раневской

Анекдоты про Раневскую и Марецкую

В семьдесят лет Раневская вдруг объявила, что вступает в партию.

- Зачем? - поразились друзья.
- Надо! - твердо сказала Раневская.
- Должна же я хоть на старости лет знать, что эта сука Верка Марецкая говорит обо мне на партсобраниях.

***

Раневская и Марецкая идут по Тверской. Раневская говорит:
Тот слепой, которому ты подала монетку, не притворяется, он действительно не видит.
- Почему ты так решила?
- Он же сказал тебе: "Спасибо, красотка!"

***

Когда в Москве, на площади Свердлова, установили памятник Марксу работы Кербеля, Раневская прокомментировала это так:
- А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм. Ведь это тройная наглость! В великорусской столице один еврей на площади имени другого еврея ставит памятник третьему еврею!

Фаина Григорьевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года в Москве.

27 августа 2011 года в Google вышел логотип с изображением Фаины Григорьевны.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)