Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Франсуа Трюффо Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Франсуа Ролан Трюффо — биография

Франсуа Ролан Трюффо (фр. François Roland Truffaut) (1932-1984) — французский сценарист, режиссер, актер, кинокритик. Один из вдохновителей «новой волны», сотрудничавший с журналом «Кайе дю синема». Участвовал в качестве сценариста, актёра, режиссёра и продюсера более чем в тридцати фильмах. Знак зодиака — Водолей.

Франсуа Трюффо родился 6 февраля 1932 года в Париже. Его мать — Жанин де Монферран, работала секретаршей газеты «Иллюстрасьон». Настоящего имени отца не знал, т.к. был внебрачным.

Его творчеству свойственны тонкий лиризм, ощущение хрупкости человеческой жизни, безукоризненное владение киноязыком. Мировую славу принес ему фильм «400 ударов» (1959, премия Каннского кинофестиваля за режиссуру), герой которой, постепенно взрослея, становился персонажем последующих фильмов. В числе других фильмов Франсуа Трюффо: «Стреляйте в пианиста», 1960; «Жюль и Джим», 1962, «Американская ночь», 1973, премия «Оскар» и др. Снялся в фильме С. Спилберга «Близкие контакты третьего вида» (1977). Одним из последних фильмов кинорежиссера стала картина «Последнее метро» (1981), удостоена премии «Сезар-81».

Франсуа Трюффо прожил недолгую жизнь, но оставил не только замечательные фильмы и книги (его беседы с Альфредом Хичкоком — «Кинематограф по Хичкоку» в 1996 опубликованы в России), но и благодарную память людей, соприкасавшихся с ним, в первую очередь, актеров, к которым он относился бережно и внимательно — Жан-Пьера Лео, Жаклин Биссет, Жанны Моро, Фанни Ардан.

Ф. Трюффо — одна из ключевых фигур французской «новой волны» — движения молодых критиков и режиссеров, выступивших против «папиного кино» — авторитетного классического кинематографа, уже плохо вписывавшегося в общественную ситуацию начала 1960-х годов. Определяющим для Трюффо явилось знакомство с видным критиком и теоретиком кино Андре Базеном, под влиянием которого Трюффо дебютировал в качестве кинокритика на страницах флагмана «новой волны» журнала «Кайе дю синема». Полноценный дебют молодого кинорежиссера в полнометражном кино состоялся в 1959 фильмом «400 ударов» (премия Международного кинофестиваля в Канне за режиссуру). Эта картина принесла ему мировую известность. Фильм во многом автобиографичен. Лента рассказывает о подростке Антуане Дуанеле (его роль исполнил Ж.-П. Лео), неуютно чувствующем себя и в школе и в семье.

«400 ударов» стали эталоном стиля «новой волны» с присущим ей равнодушием к крепкой драматургии, тонким психологизмом, интересом к непрофессиональным исполнителям. И позднее Трюффо следил за судьбой своего героя — хотя менялись конкретные обстоятельства, но взрослеющий Ж.-П. Лео продолжал играть Дуанеля в одной из новелл фильма «Любовь в 20 лет» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг»(1970), «Сбежавшая любовь» (1979). И все эти картины сложились в единый цикл, портретирующий молодого француза той поры. Излюбленный мотив Франсуа Трюффо — легко ранимый человек с «нежной кожей» («Нежная кожа» назывался один из его фильмов), вынужденный жить в мире, где царит право сильного.

Несмотря на свой тонкий лиризм, как и другие режиссеры «новой волны», Франсуа Трюффо считал, что увядающему французскому кино будет полезна прививка энергичного, владеющего тайной зрительской любви американского кинематографа. Поэтому он много экспериментировал с популярными жанрами: стилизовал гангстерское кино («Стреляйте в пианиста!», 1960), экранизировал научно-фантастический роман Брэдбери «451 по Фаренгейту» (1966), ставил триллеры («Зеленая комната», 1978) и жестокие мелодрамы («Веселенькое воскресенье», 1983 — последняя режиссерская работа).

В 1973 Франсуа Трюффо поставил фильм «Американская ночь» (премия «Оскар») — своеобразное и откровенное размышление о сути профессии кинематографиста. Он сам сыграл в нем роль режиссера. А в 1977 снялся в роли профессора в фантастическом фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьего вида», который можно рассматривать как дань уважения «нового Голливуда» «новой волне», символическую встречу двух замечательных представителей американского и европейского кино, с глубоким уважением относившихся друг к другу. Одним из последних его фильмов стала лента «Последнее метро» (1981) о жизни в оккупационной Франции во время войны[en].

Фильмография Франсуа Трюффо

Актёрские работы

  • 1969 — Дикий ребёнок / L’Enfant sauvage — доктор Жан Итар;
  • 1973 — Американская ночь / La Nuit Américaine — режиссёр Ферранд;
  • 1977 — Близкие контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind — Клод Лакомб;
  • 1978 — Зелёная комната / La Chambre verte — Жульен Давен.

Сценарные работы

  • 1954 — Визит / Une visite;
  • 1957 — Сорванцы / Les Mistons;
  • 1958 — История воды / Une histoire d’eau (к/м, совместно с Жаном Люком Годаром);
  • 1959 — Четыреста ударов / Les quatre cents coups (и адаптация);
  • 1959 — На последнем дыхании / À bout de souffle (рассказ);
  • 1960 — Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste (и адаптация);
  • 1960 — Лодырь / Tire-au-flanc 62 (адаптация);
  • 1961 — Так со мною поступить / Me faire ça à moi (в титрах не указан);
  • 1962 — Жюль и Джим / Jules et Jim (адаптация);
  • 1962 — Большая голова / Une grosse tête;
  • 1962 — Любовь в двадцать лет / L’Amour à vingt ans;
  • 1964 — Нежная кожа[en] / La Peau Douce;
  • 1964 — Мата Хари / Mata Hari, agent H21;
  • 1966 — 451° по Фаренгейту / Fahrenheit 451;
  • 1968 — Невеста была в чёрном / La mariée était en noir (адаптация);
  • 1968 — Украденные поцелуи / Baisers Volés;
  • 1969 — Сирена с «Миссисипи» / La Sirène du Mississippi (адаптация);
  • 1969 — Дикий ребёнок / L’Enfant sauvage (адаптация);
  • 1970 — Семейный очаг / Domicile conjugal;
  • 1971 — Две англичанки и «Континент» / Les deux anglaises et le continent (адаптация);
  • 1972 — Такая красотка, как я / Une Belle Fille Comme Moi (адаптация);
  • 1973 — Американская ночь / La Nuit Américaine;
  • 1975 — История Адели Г. / L’Histoire d’Adèle H.;
  • 1976 — Карманные деньги / L’Argent de Poche;
  • 1977 — Мужчина, который любил женщин / L’Homme qui aimait les femmes;
  • 1978 — Зелёная комната / La Chambre Verte;
  • 1979 — Сбежавшая любовь / L’Amour En Fuite;
  • 1980 — Последнее метро / Le Dernier Métro;
  • 1981 — Соседка / La Femme d’à Côté;
  • 1983 — Скорей бы воскресенье! / Vivement dimanche!;
  • 1988 — Маленькая воровка / La petite voleuse.

Режиссёрские работы

  • 1954 — Визит / Une visite;
  • 1957 — Сорванцы / Les Mistons;
  • 1958 — История воды / Une histoire d’eau (к/м, совместно с Ж.-Л. Годаром);
  • 1959 — Четыреста ударов / Les quatre cents coups;
  • 1960 — Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste;
  • 1962 — Любовь в двадцать лет / L’Amour à vingt ans;
  • 1962 — Жюль и Джим / Jules et Jim;
  • 1964 — Нежная кожа / La Peau Douce;
  • 1966 — 451° по Фаренгейту / Fahrenheit 451;
  • 1968 — Невеста была в чёрном / La mariée était en noir;
  • 1968 — Украденные поцелуи / Baisers Volés;
  • 1969 — Сирена с «Миссисипи» / La Sirène du Mississippi;
  • 1969 — Дикий ребёнок[en] / L’Enfant sauvage;
  • 1970 — Семейный очаг / Domicile conjugal;
  • 1971 — Две англичанки и «Континент» / Les deux anglaises et le continent;
  • 1972 — Такая красотка, как я / Une Belle Fille Comme Moi;
  • 1973 — Американская ночь / La Nuit Américaine;
  • 1975 — История Адели Г. / L’Histoire d’Adèle H.;
  • 1976 — Карманные деньги / L’Argent de Poche;
  • 1977 — Мужчина, который любил женщин / L’Homme qui aimait les femmes;
  • 1978 — Зелёная комната / La Chambre Verte;
  • 1979 — Сбежавшая любовь / L’Amour En Fuite;
  • 1980 — Последнее метро / Le Dernier Métro;
  • 1981 — Соседка / La Femme d’à Côté;
  • 1983 — Весёленькое воскресенье (Скорей бы воскресенье!) / Vivement dimanche!.

Продюсерские работы

  • 1959 — Четыреста ударов / Les quatre cents coups;
  • 1960 — Завещание Орфея / Le Testament d'Orphée;
  • 1960 — Лодырь / Tire-au-flanc 62;
  • 1962 — Жюль и Джим / Jules et Jim;
  • 1964 — Нежная кожа / La Peau Douce;
  • 1968 — Обнажённое детство / L'enfance nue;
  • 1968 — Украденные поцелуи / Baisers Volés;
  • 1969 — Сирена с «Миссисипи» / La Sirène du Mississippi;
  • 1970 — Семейный очаг / Domicile conjugal;
  • 1973 — Американская ночь / La Nuit Américaine;
  • 1976 — Карманные деньги / L’Argent de Poche (в титрах не указан);
  • 1977 — Мужчина, который любил женщин / L’Homme qui aimait les femmes;
  • 1978 — Зелёная комната / La Chambre Verte;
  • 1979 — Сбежавшая любовь / L’Amour En Fuite;
  • 1980 — Последнее метро / Le Dernier Métro;
  • 1981 — Соседка / La Femme d’à Côté;
  • 1983 — Скорей бы воскресенье! / Vivement dimanche!.

Франсуа Трюффо скончался 21 октября 1984 года в Париже. Похоронен на кладбище в Мон-Мартре, где снимались многие его картины. (Н. А. Цыркун)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)