Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Фриц Ланг Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Фриц Ланг — биография

Фриц Ланг

Фриц Ланг (нем. Friedrich Christian Anton Lang) — немецкий и американский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Знак зодиака — Стрелец.

Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма. Снял самый крупнобюджетный фильм в истории немого кино («Метрополис», 1927) и предвосхитил эстетику американского нуара («Город ищет убийцу», 1931). Известен также историями о преступных психиатрах-гипнотизёрах Калигари (работа над сценарием) и Мабузе (режиссура всей трилогии).

Фриц Ланг родился 5 декабря 1890 года в Вене,  в семье архитектора. По желанию отца изучал архитектуру, но вскоре уехал в Мюнхен, а затем в Париж, где предпочел посвятить себя живописи. Путешествовал по Малой Азии, Северной Африке, России[en], Китаю, Японии и Индонезии, зарабатывая рисованием и продажей открыток. Вернувшись в Париж в 1913 году, Ланг работал художником, дизайнером одежды и карикатуристом. С началом войны (First World War) уехал последним поездом в Вену, ускользнув от Франции полиции, и был призван в армию рядовым. Получив четыре ранения и ослепнув на правый глаз, он был демобилизован в 1916 и, долго оправляясь от ранений в госпитале, начал писать рассказы и киносценарии. Несколько сценариев Фрица были куплены немецкими студиями, и он вскоре уехал в Берлин, где перепробовал ряд киноспециальностей, в том числе актера на эпизодических ролях.

В 1919 году Ф. Ланг снял свой дебютный фильм «Полукровка». Картина о человеке, которого губит любовь к женщине, положила начало одной из постоянных тем Ланга (сам фильм утерян). Уже третья его лента — «Пауки» (первая часть 1919, вторая 1920), приключенческий триллер о преступной организации, стремящейся к мировому господству, — принесла режиссеру шумный коммерческий успех. Продюсеры Ланга потребовали от него немедленно приступить к съемкам второй части, из-за чего ему пришлось отказаться от другого задуманного проекта, фильма «Кабинет доктора Калигари», снятого в итоге Робертом Вине. Ланг внес некоторый вклад в разработку сценария, в частности, придумав обрамляющие эпизоды, превращающие основную, экспрессионистскую часть фильма в историю, рассказанную сумасшедшим.

Картина «Усталая смерть» (1921), одна из лучших ранних работ Фрица Ланга, получила высокую оценку критиков и окончательно выдвинула его в число ведущих немецких режиссеров. Тема ленты — неумолимость рока и обреченность всех человеческих усилий; режиссер позднее сказал, что все его фильмы были посвящены борьбе человека с судьбой. Следующий фильм «Доктор Мабузе, игрок» (две части, 1922) вновь рассказывал о преступлениях маньяка, стремящегося к власти над миром. Эта тема была популярна в немецком кино того времени, но никто не решал ее в таких ярких образах, как Ланг, с такой визуальной и стилистической свободой, динамизмом и юмором. Его завораживала криминальная и патологическая психология, и он продолжал развивать эту тему на протяжение всей жизни, снова и снова обращаясь к жанру триллера и раздвигая его рамки в соответствии со своим пессимистическим и фаталистским мировоззрением.

Эпический фильм «Нибелунги» (1924; ч. 1 — «Зигфрид», ч. 2 — «Месть Кримхильды») был основан на средневековой легенде, нашедшей позднее место в арийской мифологии нацизма. Чуждый арийской идее, Ланг вновь развивал здесь тему неотвратимой судьбы, препятствующей человеческим начинаниям. В том же году во время поездки в Америку, под впечатлением от нью-йоркских небоскребов, он задумал следующую ленту, «Метрополис» (1926). Ее постановка чуть не разорила студию «УФА»; это был на тот момент самый дорогой фильм в истории немецкого кино. Колоссального размаха антиутопия о строго регламентированной жизни в индустриальном обществе будущего, управляемом роботами, не стала лучшей картиной Ланга. Фильм часто увязает в абсурде и претенциозности, однако мастерство его художественного дизайна и стиля остается бесспорным.

Для постановки триллера «Шпионы» (1928) Фриц Ланг создал собственную компанию. Первый звуковой фильм режиссера — «М» (1931) — затронул новую для кино тему. Это был психологический триллер о маньяке, убивающем детей. Преступный мир объединяется для его поимки и устраивает над ним импровизированный суд, сцена которого превращается одновременно в ошеломляющей глубины анализ патологической психики и в тревожную аллегорию общества, стоящего на грани массового психоза — фашизма. В фильме «Завещание доктора Мабузе» (1933) Ланг вложил фашистские лозунги в уста негодяев. Картина была запрещена Геббельсом; вызвав режиссера к себе, чтобы сообщить ему о запрете, рейхсминистр пропаганды одновременно предложил ему от имени фюрера руководство немецкой киноиндустрией. В тот же вечер Ланг, мать которого была еврейкой, уехал во Францию, оставив все свое имущество, сбережения и жену, сценаристку Теа фон Харбу, вступившую вскоре в нацистскую партию.

Сняв один фильм во Франции, Фриц переехал в США, где студийная система Голливуда резко контрастировала с его привычкой к полному контролю над своими постановками. Лишь в 1936 ему удалось снять «Ярость», драму о психологии толпы и о том, как насилие неизбежно порождает новое насилие. Критики признали фильм шедевром, но это не облегчило положение Ланга в Голливуде. Он постепенно перешел на более коммерческие проекты, но и в них обращался к своим традиционным темам. Он доказал свою режиссерскую разносторонность несколькими блестящими вестернами («Возвращение Фрэнка Джеймса», 1940; «Ранчо Дурная слава», 1952 и др.), но предпочитал жанр триллера: «Охота на человека» (1941), «Ведомство страха» (1944, по Грэму Грину) и др. Одной из его лучших картин стал ироничный триллер «Женщина в окне» (1944). Картина «Большая жара» (1953) стала этапной в переходе кино к более реалистичному изображению насилия на экране.

С течением времени Фрицу Лангу становилось все труднее бороться с произволом продюсеров, и в 1956 он решил не работать больше в Голливуде. Поездка в Индию, где он намеревался снять романтический костюмный фильм, оказалась неудачной. Он сделал в Германии две приключенческие ленты по сценариям, написанным еще в 1921, и в 1960 поставил последнюю картину «Тысяча глаз доктора Мабузе», еще раз вернувшись к своему самому знаменитому персонажу. В 1963 он сыграл самого себя в фильме Жана Люка Годара «Презрение».

Вернувшись затем в США, Фриц Ланг провел свои последние годы в уединении в особняке в Беверли-Хиллз, ведя дневник и увлекаясь мыльными операми. (П. Карцев)

Режиссерские работы Фрица Ланга

Год — Название / Оригинальное название фильма

  • 1919 — Полукровка / Halbblut;
  • 1919 — Властелин любви / Herr der Liebe;
  • 1919 — Харакири / Harakiri;
  • 1919 — Пауки. Часть 1: Золотое озеро / Die Spinnen, 1. Teil — Der Goldene See;
  • 1920 — Пауки. Часть 2: Бриллиантовая лодка / Die Spinnen, 2. Teil — Das Brillantenschiff;
  • 1920 — Блуждающий образ / Das wandernde Bild;
  • 1921 — Четверо вокруг женщины / Vier um die Frau;
  • 1921 — Усталая Смерть[en] / Der Müde Tod;
  • 1922 — Доктор Мабузе, игрок / Dr. Mabuse, der Spieler;
  • 1924 — Нибелунги / Die Nibelungen: Siegfried, Die Nibelungen: Kriemhilds Rache;
  • 1927 — Метрополис / Metropolis;
  • 1928 — Шпионы / Spione;
  • 1929 — Женщина на Луне[гор] / Frau im Mond;
  • 1931 — М (Город ищет убийцу) / M;
  • 1933 — Завещание доктора Мабузе / Das Testament des Dr. Mabuse;
  • 1934 — Лилиом / Liliom;
  • 1936 — Ярость / Fury;
  • 1937 — Жизнь даётся один раз / You Only Live Once;
  • 1938 — Ты и я / You and Me;
  • 1940 — Возвращение Фрэнка Джеймса / The Return of Frank James;
  • 1940 — Вестерн-Юнион / Western Union;
  • 1941 — Охота на человека / Man Hunt;
  • 1942 — Лунный прилив / Moontide;
  • 1943 — Палачи тоже умирают! / Hangmen Also Die!;
  • 1944 — Министерство страха / Ministry of Fear;
  • 1944 — Женщина в окне / The Woman in the Window;
  • 1945 — Улица греха / Scarlet Street;
  • 1946 — Плащ и кинжал / Cloak and Dagger;
  • 1948 — Тайна за дверью / Secret beyond the Door;
  • 1950 — Дом у реки / House by the River;
  • 1950 — Американские партизаны на Филиппинах / American Guerrilla in the Philippines;
  • 1952 — Пресловутое ранчо / Rancho Notorious;
  • 1952 — Стычка в ночи / Clash by Night;
  • 1953 — Синяя гардения / The Blue Gardenia;
  • 1953 — Сильная жара / The Big Heat;
  • 1954 — Человеческое желание / Human Desire;
  • 1955 — Мунфлит / Moonfleet;
  • 1956 — Пока город спит / While the City Sleeps;
  • 1956 — За пределами разумного сомнения / Beyond а Reasonable Doubt;
  • 1959 — Бенгальский тигр / Der Tiger von Eschnapur;
  • 1959 — Индийская гробница / Das Indische Grabmal;
  • 1960 — Тысяча глаз доктора Мабузе / Die Tausend Augen des Dr. Mabuse.

Фриц Ланг скончался 2 августа 1976 года в Беверли-Хиллз, Калифорния, США.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)