Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Фридерик Шопен Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Приметы / Оглавление / Главная

Фридерик Шопен — биография

Фридерик Шопен

Фридерик Шопен (фр. Frédéric François Chopin [ʃɔpɛ̃]; польск. Fryderyk Franciszek Chopin [ˈʂɔpɛn̪], Фреде́рик Франци́шек Шо́пен (полное имя и фамилия Фридерик Францишек (во французском варианте Фредерик Франсуа) — польский композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений. и пианист. Знак зодиака — Рыбы.

Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорныхФольклор (англ. Folklore) — народное творчество: художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры).
и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

2 концертаКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь):

1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
(1829, 1830), 3 сонатыСоната (итальянское sonata, от sonare — звучать) — музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в конце 18 века в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).
(1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрныНоктюрн — небольшое лирическое, преимущественно фортепьянное музыкальное произведение., этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение):

1) В изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения.

2) Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.).

3) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.
и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Юный гений

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года в Желязова Воля, в Польше, в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский. В 1816-1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке Иоганна Себастьяна Баха и венских классиков. По-видимому, тогда же состоялось первое знакомство будущего композитора с итальянским бельканто.

Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Вольфганга Амадея Моцарта, польской национальной музыки, в частности, салонных пьесПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
его старших современников Михаила Клеофаса Огиньского, Марии Шимановской и других, а также итальянской оперы. Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817 году. С 1819 года он выступал как пианистПианино (итальянское pianino, букв. — маленькое фортепиано) — клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Дека и механика расположены вертикально. в варшавских аристократических салонах.

В 1822 году Шопен начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Юзефа Эльснера. В 1823 году он поступил в Варшавский лицей, незадолго до окончания которого опубликовал свой первый опус — Рондо c-moll (1825). В 1826-1829 годах Шопен учился в классе Эльснера в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестромОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла».

По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и другие; по жанровому признаку — эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений».

Добровольное изгнание

В 1829 и 1831 годах Фридерик  Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же немецкий композитор и музыкальный критик Роберт  Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях соч. 2 («Шапки долой, господа, перед вами гений!»). Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте (согласно популярной легенде, Шопен откликнулся на нее пьесой, которая ныне широко известна как «Революционный этюд»).

Будучи убежденным сторонником польской независимости, Фридерик отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), бельгийским музыковедом и композитором Франсуа Жозефом Фетисом, композиторами Ференцом Листом, Винченцо Беллини, французским живописцем, графиком и художником Эженом Делакруа, писателями Генрихом Гейне, Виктором Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции.

В 1835 и 1836 годах Шопен выезжал в ГерманиюГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
(где встречался, в частности, с Шуманом и Феликсом Мендельсоном), в 1837 году — в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831 году. Вскоре Ф. Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Рядом с Жорж Санд

В 1837 году начался роман Шопена с известной французской писательницей Жорж Санд, которая относилась к Фридерику Шопену отчасти по-матерински, как к хрупкому и незрелому созданию, за которым необходим постоянный уход. Зиму 1838-1839 годов Шопен и Ж. Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Ж. Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

В феврале 1848 года он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию, где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки.

По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 года он написал свое последнее произведение — Мазурку f-moll соч. 68.4.

Виртуоз и импровизатор

Почти вся музыка Фридерика Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений — поздняя Соната для виолончелиВиолончель (итальянское violoncello) — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Антонио Страдивари. и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах.

Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта, 1829-30, и другие), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля». На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845—6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) — произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты — неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкантМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Борис Леонидович Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».

Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Многие его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25.1): «Это не столько этюд, сколько поэма», приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных «соскальзываний» в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности.

Цитаты и фразы Шопена

  • Слово происходит от звука, звук в слове;
  • Вежливостью достигнешь больше, чем насилием;
  • Я — революционер, деньги ничего не значат для меня;
  • Здесь, что не является скучным, не является английским;
  • Музыка не имеет отечества; отечество ее — вся вселенная;
  • Время есть лучший цензор, и терпение верховный учитель;
  • Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем;
  • Иногда я могу только стонать, страдать, и выливать мое отчаяние на пианино;
  • Обычно чем больше здоровья[en], тем меньше терпения в страданиях физических;
  • Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла;
  • Я говорю моему фортепьяно вещи, которые я имел обыкновение говорить вам;
  • Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолели все трудности;
  • Бах словно астроном, который при помощи цифр находит самые прекрасные звезды;
  • Я действительно не знаю, содержит ли какое-либо место больше пианистов чем Париж;
  • Мы используем звуки для создания музыки, как мы используем слова, чтобы создать язык;
  • Каждая трудность, произнесённая нечленораздельно, будет признаком, чтобы нарушить ваш отдых позже;
  • Они хотят, чтобы я дал еще один концерт, но у меня нет желания делать это. Вы не можете себе представить, что три дня публичного выступления, были пытками для меня.

Фридерик Шопен умер 17 октября 1849 года в Париже. На отпевании в парижской церкви святой Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек; звучали его Прелюдии e-moll и h-moll из соч. 28 и Реквием Моцарта. На похоронах оркестр играл траурный марш из его Второй сонаты b-moll соч. 35. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу; оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных выдающихся людей, как: венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист; немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель Рихард Вагнер; французский композитор, один из основателей Национального музыкального общества
Габриель Форе; французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма Клод Дебюсси; норвежский композитор, пианист и дирижер Эдвард Григ; испанский композитор и пианист Исаак Альбенис; русский[en] композитор Петр Ильич Чайковский, русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин; русский композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов, польский композитор и пианист Кароль Шимановский.

С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена. (Л. О. Акопян)

Музыкальные произведения Шопена

«Душа плачет»
«Шорох волн»
«Вальс № 2 Си-минор»
«Ноктюрн (ми-бемоль мажор)»
«Революционный этюд»
«Полонез соч. 53»
«Ноктюрн ор. 9 b-moll»
«Минутка (Вальс до-диез минор)»
«Этюд № 21»
«Ноктюрн op. 9 № 2 Es-dur»
«Вальс 64 из балета Шопениана»
«Траурный марш»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)