Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Главная / Оглавление / Знаменитые тезки / Фридрих Эрмлер Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Фридрих Маркович Эрмлер - биография

Фридрих Маркович Эрмлер (наст. Владимир Маркович Бреслав)

Фридрих Маркович Эрмлер (настоящее имя-фамилия Владимир Маркович Бреслав) (1898-1967) — российский[en] кинорежиссер, актер и сценарист. Народный артист СССР (1948). Знак зодиака — Телец.

Фильмы Эрмлера: «Катька Бумажный Ранет» (1926), «Обломок империи» (1929), «Встречный» (1932, с Сергеем Иосифовичем Юткевичем), «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39), «Она защищает Родину» (1943), «Великий перелом» (1946), историко-документальный «Перед судом истории» (1965) и др.

Государственная[en] премия СССР (1941, 1946 — дважды, 1951).

Фридрих Маркович Эрмлер родился 13 мая (1 мая по старому стилю) 1898 года в Режице, ныне Резекне, Латвия.

В годы Гражданской войны Фридрих Эрмлер служил в Красной Армии, работал в ЧК. В ряды большевистской партии Эрмлер вступил в 1919. После окончания гражданской войны в 1923-1924 учился на актерском факультете Ленинградского института экранного искусства. Тогда же снимался в эпизодических ролях в кино.

Ранние работы

В 1924 Эрмлер организовал с Э. Ю. Иогансоном Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ) и снял свою первую работу — эксцентрическую комедию «Скарлатина». Ранние фильмы Эрмлера («Катька-Бумажный Ранет», 1926, совместно с Иогансоном; «Дом в сугробах», по мотивам рассказа «Пещера» Е. И. Замятина; «Парижский сапожник», оба — 1928) отличаются интересом к быту, житейским историям людей, сведенных по воле случая вместе.

Режиссер Фридрих Эрмлер умел подчеркнуть человечность, задушевность и лирический юмор происходящего на экране, в том числе благодаря своему постоянному актеру Федору Никитину, в облике которого интеллигентность и мечтательность сочетались с простоватостью человека не от мира сего. Актерская фактура Никитина, его «нездешность» среди реалий советского быта 1920-х годов талантливо использована в лучшей постановке Эрмлера периода немого кино — «Обломок империи» (1929), в которой при помощи контрапунктного монтажа отображен «поток сознания» героя, потерявшего память после контузии на Первой мировой войне (First World War) и с трудом возвращающегося к изменившейся за десять лет действительности.

Социально-бытовые фильмы

В 1929-1931 Фридрих Эрмлер учился в Киноакадемии. В 1930-х годах он отходит от монтажно-поэтического кинематографа и ставит традиционные по выразительным средствам социально-бытовые фильмы «Встречный» (1932, совместно с С. И. Юткевичем) и «Крестьяне» (1935, премия Московского кинофестиваля). Картина «Встречный» была одной из первых звуковых лент советского кинематографа, музыку к ней написал выдающийся композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Меняется и тематика фильмов Эрмлера: «Встречный» воспевал пафос первой пятилетки, а «Крестьяне» посвящены борьбе против классового врага в деревне. Несмотря на засилье идеологических штампов, в этих картинах следует отметить запоминающиеся человеческие характеры, прежде всего сыгранные актерами Владимиром Ростиславовичем Гардиным и Николаем Ивановичем Боголюбовым.

«Великий гражданин»

Масштабный биографический кинороман «Великий гражданин» (1938-1939, Сталинская премия за 1941 год), посвященный памяти Сергея Мироновича Кирова (в фильме Шахов в исполнении Боголюбова), создавался в годы пика сталинских репрессий. В этом фильме Эрмлер не позволяет себе даже тени объективности в анализе событий, откровенно возвеличивает диктатуру Сталина, в сущности, воспевает атмосферу террора и доносительства, сложившуюся к концу 1930-х годов в СССР. В 1940 вместе с И. Менакером снял кинофильм «Осень».

«Она защищает Родину»

Во время Великой отечественной войны[en] Фридрих Маркович создал экспрессивную и проникнутую гневом кинодраму о партизанах «Она защищает Родину» (1943, Сталинская премия за 1946 год), которая примечательна работой Веры Петровны Марецкой над образом народной героини Прасковьи Лукьяновны. В послевоенные годы Эрмлер находится в первой шеренге художников-большевиков и в этом качестве ставит фильмы «Великий перелом» (1946, Сталинская премия, премия Каннского кинофестиваля) о Сталинградской битве и «Великая сила» (1950, Сталинская премия за 1951 год) о борьбе советских ученых с космополитами.

После «освобождения»

Смерть Сталина освободила Фридриха Эрмлера от обязанности делать «великие» фильмы-монументы. Едва почуяв слабое дыхание оттепели, он уже в 1953 выступил с сатирической короткометражкой «Разбитые мечты» о подхалиме и карьеристе, усиленно добивающемся расположения начальства. Однако картина была отправлена на полку и вышла лишь в 1962 — уже как «Званый ужин».

В ситуации своеобразной реабилитации простых человеческих чувств в советском кинематографе середины 1950-х годов Фридрих Эрмлер поставил одну из первых душевных и трогательных лент о любви (пусть и с неизменным социальным пафосом) — «Неоконченную повесть» (1955), где солировали актеры Элина Авраамовна Быстрицкая и Сергей Федорович Бондарчук.

В историко-революционном жанре режиссер продолжал творить по старинке («День первый», 1958), пока не столкнулся с реальной судьбой Василия Витальевича Шульгина и попытался в определенной степени заново оценить вместе с ним события 20 века в художественно-документальном фильме «Перед судом истории» (1965).

Во многих своих фильмах Эрмлер выступал в качестве соавтора сценариев. (С. В. Кудрявцев).

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940);
  • Народный артист СССР (1948);
  • Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Великий гражданин» (1937, 1939);
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «Она защищает Родину» (1943);
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за фильм «Великий перелом» (1945);
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за фильм «Великая сила» (1949);
  • Орден Ленина (1935);
  • Орден Трудового Красного Знамени (1950);
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
  • МКФ в Москве (1935, Главный приз («Серебряный кубок») за программу к/с «Ленфильм», фильм «Крестьяне»);
  • Каннский кинофестиваль (1946, Гран-при, за фильм «Великий перелом».

Фильмография Фридриха Марковича Эрмлера

Сценарии:

  • 1929 — Обломок империи (совместно с К. Виноградской);
  • 1932 — Встречный (совместно с Л. Арнштамом, Д. Дэлем, С. Юткевичем);
  • 1934 — Крестьяне (совместно с М. Большинцовым, В. Портновым);
  • 1939 — Великий гражданин (совместно с М. Блейманом, М. Большинцовым);
  • 1949 — Великая сила.

Актёр:

  • 1924 — Чай;
  • 1924 — Скарлатина;
  • 1924 — Красные партизаны;
  • 1932 — Встречный.

Режиссёр:

  • 1924 — Скарлатина;
  • 1926 — Катька — бумажный ранет (совместно с Эдуардом Юльевичем Иогансоном);
  • 1926 — Дети бури (совместно с Э. Ю. Иогансоном);
  • 1928 — Парижский сапожник;
  • 1928 — Дом в сугробах;
  • 1929 — Обломок империи;
  • 1932 — Встречный (совместно с С. И. Юткевичем);
  • 1934 — Крестьяне;
  • 1939 — Великий гражданин;
  • 1940 — Бальзак в России;
  • 1940 — Осень (совместно с Исааком Михайловичем Менакером);
  • 1943 — Она защищает Родину;
  • 1945 — Великий перелом;
  • 1949 — Великая сила;
  • 1953 — Званый ужин;
  • 1955 — Неоконченная повесть;
  • 1958 — День первый;
  • 1962 — Из Нью-Йорка в Ясную Поляну;
  • 1965 — Перед судом истории — историко-документальный художественный ч/б фильм с участием Василия Витальевича Шульгина.

Фридрих Маркович Эрмлер скончался 12 июля 1967 года в Ленинграде.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)