Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Фридрих Ницше Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Фридрих Ницше — биография

Фридрих Ницше

По настоящему самый близкий человек — это тот, который знает твое прошлое, верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть.

Фридрих Ницше (Nietzsche) (1844-1900) — немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Мыслитель, классический филолог, композитор, поэт. Знак зодиака — Весы.

Профессор классической филологииФилология (от фил... и греческого logos — слово) — область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры данного общества.

Филология возникла в Древней Индии и Греции. В 17-18 веках сложилась как наука, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). С дифференциацией отдельных наук содержание понятия филологии изменялось: филологию стали понимать как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Базельского университета (1869-79). Испытал влияние Артура Шопенгауэра и Рихарда Вагнера.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 году в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала бытияБытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология». — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм («По ту сторону добра и зла», 1886). В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил Заратустра», 1883-84; «Воля к власти», опубликовано 1889-1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Рёккене, около Лютцена, в Саксонии. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869 — 1879 годах был профессором классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью[en].

От занятий классической филологией Фридрих перешел к философииФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика., испытав влияние А. Шопенгауэра и находясь под большим воздействием эстетических идей и искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Р. Вагнера. В своём первом сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значительной мере посвященном анализуАнализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). античной трагедии развивал идеи типологии культуры, намеченной Иоганном Фридрихом Шиллером, Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и немецким романтизмом. Сопоставляя два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Ницше видел идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки его учения о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопической философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-романтические взгляды и его волюнтаризм («Несвоевременные размышления», 1873) предопределили развитие Ницше в направлении иррационализма.

Показательно обращение поэта к форме эссеЭссе (французское essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Федора Михайловича Достоевского, Василия Васильевича Розанова, Вячеслава И. Иванова). в его ранних работах; произведения «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) строились как цепь фрагментов или афоризмов. Философия обрела выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», 1883 — 84). Ницше стремился преодолеть рациональность философского метода; понятия не выстраивались у него в систему, а предстали как многозначные символыСимвол (греческое — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема ) — знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть и само бытие в его динамичности, и страстьСтрасть:

1) Сильная любовь, сильное чувственное влечение.

2) Сильно выраженное чувство, воодушевленность.

3) Крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо.
, и инстинктИнстинкт (от латинского instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Инстинкты человека контролируются его сознанием. самосохранения, и движущая обществом энергия и т.д.

В Ницшеанской философии переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современного буржуазной действительности и культуры предстала в виде универсального отчаяния в жизни, которое им самим осознавалось как явление «нигилизма».

В мифе Ницше о «сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающей буржуазный мир — вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим общественным отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый поток «жизни», поэт предпринял ультрарадикальную критику всех «ценностей», в том числе христианства («Антихристианин», 1888), обрушивается на демократическую идеологию как закрепляющую «стадные инстинкты», выступал с проповедью эстетического «имморализма» и т.д. Мироощущение Ницше, близкое настроениям «декаданса» (неоромантизма, литературного импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Импрессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
) «конца века», особенно заметно в его лирических стихотворениях.

Противоречивая и не подчиняющаяся какому-либо единству системы философия Фридриха Ницше оказала влияние на различные направления буржуазной мысли 20 века — философию жизни, прагматизм, экзистенциализмЭкзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.
(каждое из этих направлений по-своему толковало ницшеанство). Философ оказал значительное влияние на писателей конца 19 — начала 20 веков как в ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
(Стефан Георге, Генрих Манн, Томас Манн, Герман Хессе, Готфрид Бенн), так и в других странах — Кнут Гамсун (Норвегия), Юхан Август Стриндберг (Швеция), Андре Жид (французский писатель), Эптон Билл Синклер, Джек Лондон (американские[en] писатели), Икбал (Индия), на русских[en] символистов В. Иванова, Андрея Белого, Валерия Яковлевича Брюсова.

Творчество Ницше явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением тенденций буржуазной культуры в эпоху империализма, «прообразом» реакционных тенденций в философии, политике, моралиМораль (от латинского moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
20 века; ницшеанство использовали и идеологи немецкого фашизма. Философы-марксисты, начиная с Франца Меринга и Георгия Валентиновича Плеханова, выступали с резкой и последовательной критикой идей Фридриха Ницше и ницшеанства.

Сочинения Фридриха Ницше

  • Werke, Bd 1 — 19, Lpz.;
  • 1903 — 13, Bd 20 (Register), Lpz., 1926;
  • Werke. Kritische Gesamtausgabe in 30 Bd, Bd 1 — B. — N. Y., 1967;
  • Gesammelte Briefe, 2 Aufl., Bd 1 — 5, Lpz., 1902 — 09; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1 — 9, М., 1909 — 12.

Основные произведения

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1872);
  • «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872—1876):

1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873);
2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874);
3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874);
4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876).

«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878). С двумя дополнениями:

  • «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879);
  • «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880).

 

  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte, 1881);
  • «Весёлая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887);
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883—1887);
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886);
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887);
  • «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888);
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung, 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»;
  • «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888);
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888);
  • «Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886—1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht — Versuch einer Umwertung aller Werte), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе были написаны в 1888 году).

Литература про Ницше

  • Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966;
  • Верцман И. Е., Эстетика Ницше, в его кн.: Проблемы художественного познания, М., 1967;
  • Одуев С., Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию), М., 1971;
  • Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Собр. соч., т. 10, М., 1961;
  • Файгингер Г., Ницше как философ, М., 1902;
  • Трубецкой Е. Н., Философия Ницше, М., 1904;
  • Bertram Е., Nietzsche, В., 1918;
  • Jaspers К., Nietzsche, 3 Aufl., В., 1950;
  • Wolff Н. M., Fr. Nietzsche. Der Weg zum Nichts, Bern, 1956;
  • Kaufmann W., Nietzsche: Philosopher, psychologist, antichrist, N. Y., 1956;
  • Heidegger M., Nietzsche, Bd 1 — 2, Stuttg., 1961;
  • Pütz P., F. Nietzsche, Stuttg., 1967;
  • Ries W., Grundzüge des Nietzsche-Verständnisses in der Deutung seiner Philosophie, Maulburg 1967;
  • Reichert H.W., Schlechta K., International Nietzsche. Bibliography, Chapel Hill, 1968;
  • Müller-Lauter W., Nietzsche, B. — N. Y., 1971.

Фридрих Ницше скончался 25 августа 1900 года в Веймаре. (Ал. В. Михайлов)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)