Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Генрих Шютц Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Генрих Шютц — биография

Генрих Шютц

Генрих Шютц (нем. Heinrich Schütz) — немецкий композитор, капельмейстер, органист и педагог. Автор духовной музыки. Знак зодиака — Весы.

Основоположник национальной композиторской школы, крупнейший из предшественников Иоганна Себастьяна Баха. Опера «Дафна» (1627), опера-балет «Орфей и Эвридика» (1638); мадригалы, духовные кантатно-ораториальные сочинения («страсти», концерты, мотеты, псалмы и др.).

Генрих Шютц родился 8 октября 1585 года в городе Кёстрице, в Тюрингии. Отец — Кристоф Шютц. Мать — Ефросинья Бигер. Мальчик был старшим из восьми детей. В 1590 году семья Шютцев переехала в город Вайсенфельс (немецкое Weißenfels) в южной Саксонии, где Кристоф стал владельцем трактира «Кольцо».

"Могучий талант Генриха Шютца перерабатывал и подчинял его индивидуальности самые разнообразные компоненты современного ему музыкального творчества — от католической мессы до оперы, от протестантского хорала до любовного[en] мадригала. Этот величайший немецкий композитор XVII столетия, которого современники называли "отцом новой немецкой музыки", открыл для нее новую страницу, преодолев лютеранскую косность (лютеранство — крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в 16 веке) и приобщив Германию к неведомым ей тогда высоким достижениям итальянской школы. Шютц внес в немецкое не только светское, но и духовное искусство новую, свежую струю — театральность, жанры и стилевые приемы оперного творчества".

"Начиная с самого раннего периода официальной службы в Дрездене и кончая своим последним опусом, созданным на восемьдесят шестом году жизни, Шютц посвящал свой выдающийся талант музыке, связанной с духовной сферой".

"Его опусы возникали при разных немецких дворах в Ганновере, Торгау, Брауншвейге, Мекленбурге и других, куда, согласно установившейся общеевропейской практике, Щютца "одалживал" на время саксонский курфюрст. Кстати, свою единственную оперу "Дафна" Шютц сочинил "на случай", для пышного свадебного торжества в Торгау.

К великому сожалению, лучшие опусы Шютца, созданные для дворцовых празднеств (наряду с письмами), были бесследно уничтожены в 1760 году при пожаре в дрезденской библиотеке. Так, пропала его опера "Дафна" (1627 год) на текст Мартина Опица — первая немецкая музыкальная драма. Исчезли партитуры балета на сюжет "Орфея и Эвридики" (1638 год), пятиактного балета "Парис и Елена" (1650 год), двух пасторалей "с музыкой и танцами" и множество других дивертисментов, о которых мы ничего не знаем, кроме того, что они существовали".

"Шютц создал целую школу превосходных музыкантов, и первым среди них стал его ученик и двоюродный брат, замечательный мастер немецкой песни Генрих Альберт. Первая гамбургская опера была написана другим учеником композитора — Иоганном Тейле". 100 великих композиторов. Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2001, с. 29.

О гармонии Щютца

Музыка Генриха Шютца, тесно связанная с ренессансными традициями, вместе с тем полностью принадлежит Новому времени. Если ренессансный гуманизм трактовал человека как эманацию божества, то индивидуалистический гуманизм Нового времени ставил в центр художественного интереса человека земного, чувственно конкретного и полнокровного. В итальянской «монодии» (точнее, гомофонии) начала XVII века, в эстетике «второй практики», особенно же в расцветающем новом жанре — в опере — мир чувств человека-индивида стал подлинным средоточием содержания музыкального произведения. Переживания и страсти человека-индивида — от высоких помыслов до бытовых деталей и слабостей «слишком человеческого» в человеке — отныне становятся определяющими факторами интонационного строя и музыкальных форм (примечательно, что именно Шютцу принадлежит первая попытка написать немецкую оперу («Дафна», 1627)).

Естественно, силы исторической традиции — и исторической инерции — исключают возможность полного и внезапного выявления нового музыкально-образного мира в его «очищенности» от идейных и эстетических идиом предшествующей культурной эпохи. Отсюда закономерность переплетения старого и нового в искусстве первой половины и середины XVII века — даже у таких смелых новаторов, как К. Монтеверди, Г. Шютц.

Ко всему творчеству Шютца можно было бы отнести его собственные слова, которыми он характеризует в 1625 году (в предисловии к своему циклу «Священные песнопения») сочетание старых и новых способов «пения», то есть композиции («partim novam canendi rationem sapiunt»). Это историческое место творчества Шютца — на переломе — находит соответствие и в системе его музыкального мышления, в его музыкальном языке, в оригинальной гармонической концепции. Как обычно, творчество крупнейшего художника представляет тип музыки своей эпохи. Таким же типом является и своеобразная система гармонии Шютца, отражающая уже произошедший, но еще не завершившийся переход от модальной гармонии XV— XVI веков классической тональности мажорно-минорной ладовой системы, господствовавшей в европейской музыке, условно говоря, XVII—XIX веков. (Ю.Н. Холопов)

Избранные сочинения Генриха Шютца

  • Мадригалы, книга 1 (Il primo libro de madrigali; Венеция, 1611; на итальянском);
  • Псалмы Давидовы (Psalmen Davids; Дрезден, 1619);
  • История Воскресения Христова (Historia der… Auferstehung… Jesu Christi; Дрезден, 1623);
  • Духовные песни (Cantiones sacrae; Фрайберг, 1625; на латыни);
  • Музыка к рифмованной Псалтири К. Беккера (Beckerscher Psalter; Фрайберг, 1628; 2-я редакция. Дрезден, 1661);
  • Духовные симфонии (Symphoniae sacrae; Венеция, 1629; на латыни);
  • Поминальная музыка (Musikalische Exequien; Дрезден, 1636);
  • Маленькие духовные концерты, кн. 1 (Kleine geistliche Konzerte; Лейпциг, 1636);
  • Маленькие духовные концерты, кн. 2 (Kleine geistliche Konzerte; Лейпциг, 1639);
  • Духовные симфонии, кн. 2 (Дрезден, 1647);
  • Духовная хоровая музыка (Geistliche Chor-Music; Дрезден, 1648);
  • Духовные симфонии, кн. 3 (Дрезден, 1650);
  • Двенадцать духовных песен (Zwölf geistliche Gesänge; Дрезден, 1657);
  • Семь слов Иисуса Христа (Die sieben Worte Jesu Christi; ок.1660);
  • История Рождества Христова (Historia der… Geburt… Jesu Christi; Дрезден, 1664);
  • Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Страсти по Луке (1666);
  • Псалом 119, с приложением Пс. 100 и немецкого магнификата (Hundert und Neunzehender Psalm, nebenst dem Anhange des 100. Psalms… und eines deutschen Magnificats: 1674).

Генрих Шютц скончался 6 ноября 1672 года в Дрездене, в Германии от инсульта в возрасте 87 лет. Похоронен в дрезденской Фрауэнкирхе. Могила композитора позже была уничтожена.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)