Лессинг Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Готхольд Эфраим Лессинг — биография

Готхольд Эфраим Лессинг

Переполненное сердце[en] не может взвешивать слова

Готхольд Эфраим Лессинг (нем. Gotthold Ephraim Lessing) (1729-1781) — немецкий поэт, драматург, теоретик искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и литературный критикЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский ).
Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. Знак зодиака — Водолей.

В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
создал первую немецкую «мещанскую» драмуДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
«Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767). В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) осудил социальный произвол, в драме «Натан Мудрый» (1779) выступил сторонником религиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (книга «Лаокоон», 1766; «Гамбургская драматургия», 1767-1769).

Готхольд Эфраим Лессинг родился 22 января 1729 года в Каменце, в Саксонии, в семье пастора. Своё образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. получил в Лейпцигском (1746 — 1748) и Виттенбергском (1748) университетахУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.

Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.
. Переехав в БерлинБерлин (Berlin) — столица Федеративной Республики Германии на правах земли. Город расположен в восточной части Германии в окружении рек и озер при впадении реки Шпре в реку Хафель. Площадь 882,4 кв. км (территория Большого Берлина), население 3,4 млн человек (2004) (4,3 млн человек в 1939, около 2,8 млн человек в 1945, 3,3 млн человек в 1949)., отказался от духовной или университетской карьерыКарьера (от итальянского carriera — бег, жизненный путь, поприще)

1) Продвижение в какой-либо сфере деятельности

2) Достижение известности, славы, выгоды.

3) Обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).
и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760 — 1765 годах он был секретарем губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театрТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
в Гамбурге (1767 — 1768).

Основной пафос деятельности Лессинга — борьба с идеологиейИдеология (от идея и logos — слово, учение) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания. абсолютизмаАбсолютизм (абсолютная монархия) — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18 — начале 20 веков. (Самодержавие).
за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песняхПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
право человека на радости жизни, драматург в басняхБасня — короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова. и эпиграммах зло высмеивал нравыНравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая моральМораль (от латинского moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
торжествует над сословными и региональными предрассудками.

В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) Г. Э. Лессинг гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяла и его публицистическую деятельность (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751 — 1755; издание «Театральной библиотеки», 1754 — 1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэмаПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность).

Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (Владимир Владимирович Маяковский, Александр Трифонович Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» Анны Андреевны Ахматовой).
«Натан Мудрый» (1779).

Важнейшая заслуга Лессинга — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзииПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
(«Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром он отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767 — 1769). В философииФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. он явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии.

Русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России[en] Николай Гаврилович Чернышевский посвятил Лессингу специальную монографиюМонография (от моно... и «графия») — научный труд, посвященный исследованию одной темы. (1857). Высокую оценку деятельности драматурга и философа дали так же: Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Франц Меринг. В 1888 — 1943 годах в Берлине существовал «Лессинг-театр». (Г. М. Фридлендер)

Творчество Лессинга

Сочинение

Пьесы

Другие произведения

Ещё:

Знаменитый немецкий писатель происходил из саксонского рода и был старшим сыном очень образованного пастора. Учился в мейссенской школе, потом в лейпцигском университете, где вместо богословия, к которому направлял его отец, занимался философскими, математическими и отчасти естественными науками; в то же время он учился фехтовать, ездить верхом, рисовать и сильно увлекся театром.

Знакомство с актерами и известной директрисой театра, Нейбер, дало ему смелость самому работать для театра; его юношеская комедия "Молодой ученый" была поставлена на лейпцигскую сцену; она написана еще по рецепту Готшеда, и в ней только по отдельным штрихам можно узнать будущего реформатора немецкой драмы. Не лучше и другие драматические опыты этого периода, но анакреонтические стихотворения, тогда же написанные Лессингом, не лишены энергии и красоты.

Переехав в Берлин, Готхольд скоро приобрел литературное имя благодаря редкому, особенно в то время и в Германии, соединению многосторонней учености и крупного литературного таланта; все, о чем бы ни писал он, было запечатлено правдивостью, чистотой и силой. В споре швейцарцев с Готшедом Лессинг стал на сторону первых, и поэт скоро почувствовал силу ударов молодого критика. В 1750 году Готхольду пришлось вступить сперва в близкие, потом в неприязненные отношения с Вольтером, слава которого должна была укрепить Лессинга в его намерении оставаться только литератором, между тем как темные стороны характера великого писателя не могли не отразиться на отношении его к господству французского вкуса.

Вокруг драматурга группируется литературный кружок, независимый не только от готшедианцев, но и от швейцарцев, и не желающий безусловно восторгаться Клопштоком. С 1753 году Лессинг уже издает собрание своих сочинений и в 1755 году заканчивает драму: "Мисс Сара Сампсон", к созданию которой давно готовился изучением английской литературы. Хотя действие в этой пьесе происходит еще не на немецкой почве, она представляет крупный шаг вперед в развитии немецкой и вообще новой национальной драмы, знаменуя сближение театра с жизнью и открытое восстание против господства французской условности. Вместо александрийского стиха — здесь проза обыденной речи, вместо царей и героев — обыкновенные смертные[en]; это первая драма в современном значении этого слова.

Готхольд Эфраим Лессинг около года жил в Лейпциге, в ближайшем общении с поэтом Эв. фон-Клейст, на которого имел благотворное влияние. В мае 1758 года драматург снова переселяется в Берлин и там вместе с своими друзьями, Мендельсоном и Николаи, начал с 1759 года издавать "Литературные письма" (Briefe, die neueste Litteratur betreffend). Здесь Готхольд является вполне самостоятельным и высокоталантливым критиком. Он требует верной природе и национальной немецкой поэзии, указывает на Шекспира, как на величайшего драматурга, развенчивает условную французскую трагедию, требует внимания и уважения к народной песне и к старым, несправедливо забытым поэтам.

Литературные письма имели большой успех, но самому Лессингу они скоро прискучили: ему надо было только высказать свои общие взгляды, а чинить суд и расправу над новыми книжками было дело для него слишком мелкое.

В 1760 году он занимает в Бреславле место секретаря или правителя дел у гененерал-губернатора Готхольд Лессинг остается в Бреславле 5 лет и, несмотря на массу дела и развлечений, успевает написать два разнородных, но почти в одинаковой степени великих произведения: первую истинно национальную немецкую "высокую" комедию, "Минна фон Барнгельм, или солдатское счастье", и рассуждение "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии".

"Минна фон Барнгельм" — вполне немецкая пьеса не только потому, что действие происходит в Германии во время 7-летней войны, но и потому, что она вся проникнута чисто немецким добродушием и все характеры ее, от лукаво-добросердечной героини до туповатого, но честного Юста, — чисто немецкие, разумно идеализированные характеры. "Лаокоон" является рядом поправок и дополнений к бессмертным трудам Винкельмана и вместе с тем представляет крупный шаг вперед в развитии художественной критики произведений новой поэзии, которую он навсегда очистил от дидактическо-описательных поэм.

Под влиянием работ Винкельмана и "Лаокоона" в школах северной и средней Германии увеличено было число уроков греческого языка и чтение Нового Завета заменено изучением классиков, через что закончился богословский период в протестантской педагогии и начался гуманистически-научный (лучшие издания "Лаокоона", считающегося классическим произведением и по языку — R. Boxberger, Лпц., 1879; W. Cosack, Б., 1882, 3 изд.; по-русски точный перевод, с обширным комментарием, Е. Эдельсона, Москва, 1859).

В 1765 году Эфраим Лессинг вернулся в Берлин, а через 2 года, после нескольких неудачных попыток устроиться в столице Пруссии, с удовольствием принял предложение нескольких любителей национального искусства, задумавших устроить в Гамбурге образцовый немецкий театр, при котором Готхольду предстояло быть драматургом и критиком. Предприятие вскоре распалось вследствие неспособности предпринимателей и неподготовленности актеров и публики; но благодаря ему появилось на свет периодическое издание Лессинга "Гамбургская Драматургия" (1-й вышел 1 мая 1767 г., последний 19 апреля 1768 г.; лучший русский перевод — И. П. Рассадина, М., 1883), которое справедливо считается основой великой литературной реформы — падения псевдоклассицизма. В этих листках, проникнутых единством идеи и соединенных потом в целую книгу, драматург вполне убедительно доказывает, что французская, тогда повсеместно господствовавшая теория драмы слаба прежде всего в том, в чем она считает себя особенно сильной: французские трагики и их последователи только воображают, что они следуют примеру древних и правилам Аристотеля; на самом деле они держатся мелочей, все же существенное оставляют в стороне.

У греков драма национальна и соответствует духу времени, у французов она не национальна и с духом времени общего ничего не имеет; в этом отношении Шекспир несравненно ближе к Софоклу, нежели французские классики, изображающие не действительную, а условно-красивую, небывалую жизнь; трагическое должно возбуждать не удивление, как у французов, а сочувствие, как у Софокла и Шекспира.

В истории немецкой литературы "Гамбургская драматургия" имела огромное значение: без нее был бы не понят и даже невозможен театр Гете и Шиллера. В том же 1768 году Лессинг принимается за "Письма антикварного содержания", в которых он развенчивает немецкую официальную науку в лице профессора Хр. Ад. Клотца, которого он окончательно добил в монографии: "Как древние представляли смерть" (1769).

Готхольду шел уже 40-й год, а он при всей своей литературной известности не имел определенного общественного положения, в котором теперь нуждался больше чем когда-либо, так как полюбил[en] вдову своего гамбурского приятеля, Еву Кениг.

Герцог брауншвейгский предложил ему место библиотекаря в Вольфенбюттеле, "не столько для того, чтобы библиотека извлекала пользу из Лессинг, как для того, чтобы он сам извлекал пользу из библиотеки"; он охотно согласился и переехал в Вольфенбюттель в 1770 году. Но жалованье его было так ничтожно, а дела его невесты — так расстроены, что ему еще долго пришлось оставаться женихом.

В 1775 году Готхольд побывал в Вене, где был принят с большим почетом; в том же году ему удалось осуществить свою давнишнюю мечту — вместе с принцем Леопольдом Брауншвейгским он побывал в Италии. В 1776 году он женился, а через полтора года снова был одинок на свете: жена, обещавшая ему счастливую и покойную старость, скончалась от родов[en] (о ней см. Thiele, "Eva Lessing. Ein Lebensbild", Галле, 1881, a также "Briefwechsel zwischen Lessing und seiner Frau", изд. v. Schöne, Лпц., 1870).

В Вольфенбюттеле Лессинг сначала почти исключительно был занят разбором библиотеки и изданием рукописных находок: уже в 1770 году он издал считавшиеся потерянным трактат Беренгария Турского против Ланфранка; в 1772 напечатал стихотворения Андрея Скультета. В том же году он напечатал и поставит на сцену (в Брауншвейге) трагедию "Эмилия Галотти", сюжет которой он сам определяет, называя пьесу "мещанской Виргинией".

"Эмилия Галотти" является живым и высокохудожественным дополнением и иллюстрацией к Гамбургской Драматургии: всякая сцена подвигает действие вперед и тесно связана с предыдущей и последующей, всякий отдельный момент вытекает из характеров действующих лиц, которые определяются не словами, а самим действием; характеры, а не слепой фатум, управляют ходом пьесы, а так как всякий характер (как и в жизни действительной) заключает в себе и дурное, и хорошее, то зритель, не зная исхода столкновения, все время находится в напряжении и под влиянием основных трагических чувств — страха и сострадания. Сострадание возбуждают не только героиня и ее несчастный отец, благородный детоубийца, но и эгоистичный, испорченный лестью и своеволием принц и даже сам Мефистофель пьесы, Маринелли, которые никак не рассчитывали на такой исход задуманного ими дурного дела. В этом живом сострадании к несчастиям и даже порокам человечества и заключается гуманизирующее значение трагедии.

С 1774 года Готхольд Эфраим Лессинг издает "Отрывки неизвестного". Автором их впоследствии оказался умерший в 1768 году немецкий деист Герм.-Самуил Реймарус. Отрывки в целом носят заглавие "Апология разумных почитателей Бога". Гамбургский пастор Гёце выступил против издателя с резким и грубым обличением, на которое драматург отвечал рядом блестящих по форме и прекрасных по содержанию статей под названием "Анти-Гёце" (1778); полемический талант Лессинга достигает здесь своего кульминационного пункта. За "Анти-Гёце" у Готхольда было отнято право издавать без цензуры вольфенбюттельские фрагменты, и ему велено было прекратить полемику. Напечатав последнюю брошюру, "Нужный ответ на совсем ненужный вопрос", и тем удержав за собой поле битвы, Лессинг переносит полемику в область искусства и в 1779 году выпускает в свет свою последнюю пьесу, "Натан Мудрый", которую он сам называет "дитятею наступающей старости, рождению которого много помогла полемика".

"Натан Мудрый" — превосходное произведение, достойно завершающее гуманно-просветительную деятельность поэта. Как драма, "Натан" имеет крупные недостатки: характеры лиц раскрываются не в действиях их, вялых и не всегда последовательных, а в прекрасных и сильных речах (оттого и сам Готхольд назвал пьесу "dramatisches Gedicht"); но как поэтическая проповедь гуманности и веротерпимости "Натан" — одно из величайших созданий только что заступившего в то время классического периода немецкой литературы. "Натану" предшествовало сходное по идее небольшое произведение "Ernst und Falk, Gespräche für Freimauer" (1778), а последней работой драматурга было: "Die Erziehung des Menschengeschlechts" (1780), ряд плодотворных мыслей по философии истории.

Как характер, Лессинг представляет из себя идеал немца-протестанта: прямой, безукоризненно честный, трудолюбивый, скромный при своих обширных знаниях, ребенок в практической жизни, беззаветно смелый борец за правду и свободу мысли, он был при этом чрезвычайно живым и разносторонним человеком. Он не был творческим гением, не был глубокомысленным философом и великим ученым — но он великий немецкий литератор, больше сделавший для успехов родной поэзии, философии и науки, нежели многие десятки крупных поэтов и ученых. Правдолюбием, энергией и поразительной ясностью своей художественно-критической проповеди он подготовил и отчасти совершил ряд великих реформ в немецком искусстве и науке — реформ, которые жалких учеников и подражателей превратили в образцы для подражания и в всеобщих учителей; а для всего цивилизованного мира Готхольд дал ряд честных и гуманных художественных произведений.

В своих статьях и исследованиях Лессинг дал блистательный пример объединения науки, искусства и служения благу человечества. Первые издания полного собрания его сочинений вышли в Берлине в 1771-1794 годах и в 1825-28 гг.; первое критическое издание изготовил К. Лахман (Б., 1838-40; новое изд. Лпц., 1853-57). Позднее с пользой работали над критикой и библиографией Л. Редлих и Роберт Боксбергер, в издании Hempel'я (В., 1868-1878).

Иллюстрированное издание сочинений Лессинга вышло в Вене в 1883 году, общедоступное — в "National Litteratur" Kürschner'a (томы 58-60, Штуттг., 1883). Из полных изданий новейшее — Görnig'a (Штуттг. 1882-1884). Объяснения к сочинениям драматурга — Дюнцера (Иена, 1862-1863). Ср. также Hebler, "Lessing-Studien" (Берн, 1862). Первая биография Готхольд была издана его братом Карлом (Б., 1793). Из позднейших лучшая работа — Danzel'я (Лейпциг, 1850; ее дополнил Guhrauer в 1853 и 1854 гг.; новое издание Maltzahn'a и Boxberger'a Берлин 1880-81). Ср. Stahr, "Gotthold-Ephraim L." (Берлин, 1859, много раз переиздавалась); H. Düntzer, "L.'s Leben" (Лпц., 1882, с массой иллюстраций); E. Schmidt, "L., Geschichte seines Lebens und seiner Schriften" (Берл., 1884); Kuno Fischer, "Gotthold-Ephraim L., als Reformator der deutschen Litteratur" (Штуттгарт, 1881; русский перевод И. П. Рассадина, М., 1882).

На русский язык Готхольда Эфраима Лессинга начали переводить еще в прошлом столетии; перевод "Эмилии Галотти" издал Николай Михайлович Карамзин в Москве в 1788 году, а его переводу предшествовал другой, какого-то П. А. (СПб., 1784). "Молодой ученый" переведен много раньше, в 1765 г., Андреем Нартовым; "Минна ф. Барнгельм" под названием "Солдатское счастье" переложена "на русские нравы" и издана в Москве в 1779 г. (И. З.).

"Избранные басни" Лессинга перевел Василий Папышев в 1816 году (СПб.). Главные произведения драматурга, с биографией, изданы под редакцией Петра Николаевича Полевого в 1882-1883 годах. Из русских работ о драматурге важнее других ряд статей Николая Гавриловича Чернышевского в "Современнике" за 1856 год (№№ 10-12) и за 1857 г. (№№ 1, 3, 4 и 6) под заглавием: "Лессинг, его время, его жизнь и деятельность"; перепечатанное тогда же отдельной книгой; в 1894 году они перепечатаны в сочинении Чернышевского, в отделе "Эстетика и поэзия".

Ср. статью Петра Дмитриевича Боборыкина: "Эфр. Л. и д-р Ретгер как критики сценической игры" ("Русский Вестник", 1867, № 7), и "Дени Дидро[en] и Лессинг" ("Отечественные Записки", 1868, № 1, стр. 147). В "Биографической Библиотеке" Ф. Павленкова книга о Лессинг написана Михаилом Михайловичем Филипповым (СПб., 1891). (А. Кирпичников., «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907))

Готхольд Эфраим Лессинг скончался 15 февраля 1781 года от грудной болезни, которой страдал уже давно, в Брауншвейге, окончив свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога.

Подробнее об Лессинге читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности