Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Главная / Оглавление / Тезки / Григорий Александров Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Григорий Васильевич Александров (Мормоненко) - биография

Григорий Васильевич Александров

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия Мормоненко) — советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973), лауреат Сталинских премий (1941, 1949). Профессор ВГИКа (с 1951). Знак зодиака — Водолей.

В начале 1920-х Григорий Александров годов работал в Екатеринбургском оперном театре, затем — актером в Первом рабочем театре Пролеткульта в Москве. Один из самых близких коллег Сергея Михайловича Эйзенштейна (до 1932 — участник всех его режиссерских проектов). с 1924 — режиссер и сценарист киностудии Госкино — «Мосфильм».

Григорий Александров — один из создателей жанра советской музыкальной кинокомедии. В главных ролях снимал свою жену Любовь Петровну Орлову. Их творческий союз оказался на редкость прочным и плодотворным. Фильмы: «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Любовь Орлова» (1983, совместно с Е. Михайловой). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Григорий Васильевич Александров родился 23 января (10 января по ст. ст.) 1903 года в Екатеринбурге, в семье уральского горнорабочего.

«В кино он пришел в 1924 году вместе с Сергеем Эйзенштейном, с которым они вместе сняли легендарный «Броненосец «Потемкин» (1925). О том, как они познакомились (в мастерской Всеволода Эмильевича Мейерхольда в 1922 году), есть любопытное описание в книге Доминика Фернандеса «Эйзенштейн»: «Их первая встреча ознаменовалась дракой. В то голодное время в театр брали еду. Каждый тщательно прятал от других свой завтрак. Однажды вечером Эйзенштейн забыл убрать в надежное место краюху черного хлеба. Александров попытался наложить на нее лапу. Молодые люди «сцепились как звери», как говорит Мари Сетон. Потом молодой актер признался, что не ел два дня, и Эйзенштейн отдал ему свою краюху».

Любовь Орлова, Чарли Чаплин, Григорий Александров

В дальнейшем двое молодых людей сблизились настолько, что в кинематографических кругах ходили слухи об их гомосексуальной связи. Как пишет все тот же Д. Фернандес, «Григорий Александров, которому тогда было двадцать девять лет, обладал мужественными и правильными чертами лица, телом атлета и прекрасными белокурыми волосами. Именно после драки, как пишет Сетон, Эйзенштейну открылось физическое очарование молодого человека, исходивший от него соблазн, животный магнетизм».

Между тем, несмотря на все слухи о своих нестандартных отношениях с Эйзенштейном, Григорий Александров в середине 20-х годов женился на молодой актрисе, которая вскоре родила[en] ему сына. Мальчика назвали сначала Василием, однако затем по желанию отца переименовали в Дугласа - в честь знаменитого в те годы американского[en] артиста Дугласа Фербенкса».

«В один из весенних дней 1933 года художник Петр Вильямс посоветовал Григорию Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 30-летняяя Любовь Орлова. Режиссер последовал этому совету, пришел на спектакль и сразу же был пленен не только талантом актрисы, но и ее внешностью. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у Александрова после этого не осталось. В тот же день они познакомились, а уже следующим вечером вместе отправились в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Л. В. Собинова».

«Та хорошо знала Александрова и как-то раз пригласила его к себе на чашку чая. Естественно, в тот же вечер к ней зашла и Орлова. Дальнейшие события развивались по классической схеме. Степановой вдруг понадобилось срочно куда-то уйти. Актриса, и режиссер остались наедине. О том, что произошло тогда между ними, можно только догадываться, однако уже через несколько дней после этой встречи Орлова была утверждена на роль Анюты.

Натурные съемки «Веселых ребят» проходили летом в Гаграх. Именно там роман Орловой и Григория Александрова обрел свои окончательные очертания, и за его развитием затаив дыхание наблюдал весь съемочный коллектив. Стоит отметить, что на съемках у Александрова появился соперник - оператор Владимир Нильсен, который тоже тогда увлекся Орловой. Однако из этих ухаживаний оператора ничего не вышло - Орлова безоговорочно отдала предпочтение Александрову. И тот ответил ей тем же. Несмотря на то, что рядом с ним находились жена и маленький сын, он не скрывал своих симпатий к Орловой и делала все, чтобы она чувствовала себя на площадке не дебютанткой, а настоящей хозяйкой. В частности, первоначально эпизодов с участием Леонида Осиповича Утесова в фильме было задумано больше, чем с Орловой, однако режиссер изменил сценарий в пользу своей новой привязанности. Короче, все шло к тому, чтобы в советском кинематографе состоялась новая семейная пара. Так в конце концов и произошло: сразу после того, как картина была снята, Орлова и Александров поженились».

«После смерти[en] жены Григорий Александров прожил еще восемь с половиной лет. Он пережил смерть своего сына - бывшего Дугласа, а теперь Василия Александрова, которому было всего 50 лет, - и оформил брак с его женой Галиной, для того чтобы оставить ей свое немалое наследство».

«В 1937 году готовилась премьера фильма «Цирк», в которой Сергей Дмитриевич Столяров сыграл главную роль. Рассказывает сын актера - Кирилл Столяров:

«...сразу после выхода фильма на экраны отец разорвал всяческие отношения с Г. Александровым. Они разговаривали, но Александров знал, что отец его не уважает. Отец вообще был человеком вспыльчивым, мог сказать в глаза[en] резкость любому начальству. Что он сказал после «Цирка» Александрову, никто не вспоминал. Но сказано было что-то очень неприятное, что навсегда сделало невозможными дружеские отношения между ними. Конфликт оказался очень глубоким. Они были люди разных полюсов. Отец власти не служил».

Стоит, видимо, отметить и такой факт: знаменитую «Песню о Родине» Исаака Осиповича Дунаевского и В. Лебедева-Кумача в фильме исполняет не С. Столяров (он лишь открывает рот), а ... Григорий Александров». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 121 - 122.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (1973);
  • Три ордена Ленина (1939, 1950, 1973);
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967);
  • Орден Дружбы народов (21 января 1983);
  • Орден Красной Звезды (11 января 1935);
  • Медали СССР;
  • Ордена и медали иностранных государств[en];
  • МКФ в Венеции (1934, Премия за режиссуру, фильм «Весёлые ребята»);
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935);
  • Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Гран-при, фильм «Цирк»);
  • Юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии» (1940);
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Цирк» (1936) и «Волга—Волга» (1938);
  • МКФ в Венеции (1947, Приз за оригинальный сюжет, фильм «Весна»);
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Встреча на Эльбе» (1949);
  • Народный артист СССР (5 июня 1948);
  • МКФ в Братиславе (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»);
  • МКФ в Готвальдове (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»);
  • МКФ в Марианских Лазнях (1950, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»);
  • МКФ в Локарно (1953, Приз иностранных критиков лучшему фильму, фильм «Композитор Глинка»);
  • МКФ в Эдинбурге (1953, Почётный диплом, фильм «Композитор Глинка»);
  • МКФ в Венеции (1979, Приз FIPRESCI, фильм «Да здравствует Мексика!»);
  • МКФ в Москве (1979, Почётный Золотой Приз, фильм «Да здравствует Мексика!»).

Фильмография

Актёр:

  • 1925 — Стачка — бригадир;
  • 1925 — Броненосец «Потёмкин» — старший офицер Гиляровский.

Режиссёр и/или сценарист

  • 1924 — Стачка;
  • 1927 — Девушка с далекой реки;
  • 1927 — Октябрь;
  • 1929 — Старое и новое;
  • 1930 — Горе и радость женщины;
  • 1930 — Сентиментальный романс;
  • 1930 — Спящая красавица;
  • 1932 — Да здравствует Мексика!;
  • 1933 — Интернационал;
  • 1934 — Весёлые ребята;
  • 1936 — Цирк;
  • 1938 — Волга-Волга;
  • 1940 — Светлый путь;
  • 1941 — Боевой киносборник № 4;
  • 1943 — Одна семья;
  • 1944 — Каспийские люди;
  • 1947 — Весна;
  • 1949 — Встреча на Эльбе;
  • 1952 — Композитор Глинка;
  • 1953 — Великое прощание;
  • 1958 — Человек человеку;
  • 1960 — Русский сувенир;
  • 1965 — Ленин в Швейцарии;
  • 1974 — Скворец и Лира;
  • 1983 — Любовь Орлова.

Григорий Васильевич Александров скончался 16 декабря 1983 года в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)