Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Григорий Чухрай Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Григорий Наумович Чухрай — биография

Григорий Наумович Чухрай

Григорий Наумович Чухрай (1921-2001) — российский[en] кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1981). Обладатель премии BAFTA, номинант на премию «Оскар», трёхкратный номинант на «Золотую пальмовою ветвь» Каннского кинофестиваля. Знак зодиака — Близнецы.

Фильмы: «Сорок первый» (1956; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне, 1957), «Баллада о солдате» (1959; премия Международного кинофестиваля в Канне, номинация на «Оскар»), «Чистое небо» (1961, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве), «Память» (1971, документальный), «Жизнь прекрасна» (1980), «Я научу вас мечтать» (1984). Ленинская премия (1961).

Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в городе областного значения Мелитополе, ныне Запорожской области Украины[en]. Родители Гриши разошлись в 1924 году и мальчик остался с матерью. Его воспитывал отчим — Павел Антонович Литвиненко, который был  председателем колхоза.

Павша Антоновича в 1935 году направили на учёбу во Всесоюзную академию Соцземледелия в Москву, туда же уехал и Григорий. По окончании академии в 1938 году, П. А. Литвиненко направили на работу на Украину, а Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу.

Григорий Наумович принимал участие в Великой отечественной войны[en]. В 1953 году Чухрай окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ильича Ромма и Сергея Иосифовича Юткевича). С 1952 работал ассистентом, а затем вторым режиссером на Киевской киностудии.

Режиссерские работы Григория Чухрая многократно удостаивались призов на международных кинофестивалях, и сейчас трудно представить, что когда-то он и не думал о кинематографе. Будущего режиссера в 1939 году, сразу после школы, призвали в армию. Во время войны создатель фильмов "Баллада о солдате", "Сорок первый", "Чистое небо" служил в воздушно-десантных войсках. Он участвовал в Сталинградской битве, его не раз забрасывали в тыл врага. Григорий Чухрай четыре раза был ранен, и старые раны всю жизнь сказывались на здоровье[en] режиссера.

«Сорок первый»

В 1955 году Григорий Чухрай перешел на киностудию «Мосфильм», где в 1956 поставил свой первый самостоятельный фильм «Сорок первый» (1956, специальная премия на Каннском кинофестивале 1957), ставшего знаковым произведением советского кинематографа в период оттепели. Обратившись к рассказу Бориса Андреевича Лавренева на историко-революционную тему, режиссер усилил романтический, а главное — чувственный, страстный порыв, охвативший мужчину и женщину, которые оказались по разные стороны классовых баррикад. Появление остродраматической, психологически нюансированной картины об обреченной любви[en] с разлитой в воздухе атмосферой непреодолимого влечения главных героев друг к другу оказалось подлинным откровением, а актеры Олег Александрович Стриженов и Изольда Васильевна Извицкая стали своеобразными секс-символами эпохи 1950-х годов.

«Баллада о солдате»

Триумфально прошла по экранам мира и следующая лента Григория Наумовича Чухрая «Баллада о солдате» (1959, сценарий Чухрая и В. И. Ежова; две премии на Каннском кинофестивале; номинация за сценарий на «Оскар»; Ленинская премия, 1961), поразившая современников художественной цельностью и внутренней гармонией, сочетанием эпической широты и с глубоким проникновением в психологию отдельного человека. Главный герой фильма Алеша Скворцов в исполнении Владимира Сергеевича Ивашова стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны. Блестящие роли в фильме сыграли Евгений Яковлевич Урбанский и Жанна Прохоренко.

«Чистое небо»

Следующая картина мастера «Чистое небо» (1961, главная премия Московского кинофестиваля) была посвящена осмыслению сталинского периода в истории страны. История советского летчика, «сталинского сокола» (Е. Урбанский), пережившего немецкий плен, унижения партийных чинуш и остающегося слепо верящим коммунистом, потенциально могла стать основой для подлинного откровения.

В картине был собран блистательный актерский ансамбль, прекрасно сыграли свои роли Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Олег Павлович Табаков. Но в этой картине талант Чухрая уперся в рамки социалистического реализма и не смог перешагнуть их. Отсюда и фальшь финала, и чрезмерное нагнетание эмоций, которые не позволили этой неординарной картине подняться на уровень предыдущих работ режиссера.

«Жили-были старик со старухой» и другие работы

Как истинный художник Чухрай не мог себе позволить заниматься самоповторами. Он предпочитал помолчать, взять творческую паузу, но ни в коем случае не эксплуатировать прежние находки. Его обращения к лирико-бытовому кинематографу («Жили-были старик со старухой», 1965), а потом к художественно-документальному кино («Память», 1969) вылились в добротные работы, но не стали открытиями. С годами творческие паузы режиссера становились все продолжительнее.

Следующая работа мастера — фильм «Трясина» (сценарий Чухрая и Виктора Ивановича Мережко) — появилась только в 1978 году. Однако картина о матери (в исполнении Нонны Викторовны Мордюковой), которая ради спасения сына от фронта обрекает его на нравственную и гражданскую смерть[en], несмотря на всю плодотворность замысла, не вызвала к себе общественного интереса. А совместная советско-итальянская политическая постановка «Жизнь прекрасна» (1980, сценарий Чухрая и А. Каменито) с участием итальянской кинозвезды Орнеллы Мути, стала и вовсе проходной работой. После этого Чухрай перестал снимать кинофильмы. Исключением стало завершение проекта Ю. А. Швырева «Я научу вас мечтать...» (1985), посвященного памяти режиссера Марка Семеновича Донского.

Общественная и преподавательская деятельность

Творческий простой мастера отчасти компенсировался общественной, административной и преподавательской деятельностью. Именно твердость Григория Чухрая в качестве председателя жюри Московского кинофестиваля 1963 года позволила наградить главным призом шедевр Федерико Феллини «Восемь с половиной».

В 1965-1975 годах Григорий Наумович Чухрай был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм», а в 1966-1971 преподавал в режиссерской мастерской ВГИКа (среди его учеников Рустам Хамдамов, Ираклий Михайлович Квирикадзе).

С 1965 года Григорий Наумович был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР. Его сын Павел Чухрай (родился  14 октября 1941), российский кинорежиссер. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Лауреат премии "Ника" и премии "Кинотавр" в преддверии 80-летнего юбилея Григория Наумовича дал интервью газете "Московский комсомолец", в котором сказал: "Я реалист и понимаю, что снимать фильмы мне сейчас не по силам. Сценарии писать тоже не могу, да и не хочу. Думаю, что это не нужно ни мне, ни кому-то еще. Я всегда снимал кино по собственным сценариям и просто не представляю, как можно работать с чужими."

Семья

  • Отец — Наум Зиновьевич Рубанов (умер в  1956 году), военнослужащий;
  • Мать — Клавдия Петровна Чухрай (ум. 1976);
  • Отчим — Павел Антонович Литвиненко, работник сельского хозяйства;
  • Жена — Ираида Павловна Чухрай (урождённая Пенькова, родилась[en] в 1921), преподаватель русского языка и литературы;
  • Сын — Павел Григорьевич Чухрай (род. 1946), кинорежиссёр;
  • Дочь — Елена Григорьевна (род. 1961), окончила киноведческий факультет ВГИКа.

Фильмография Григория Наумовича Чухрая

  • 1954 — Назар Стодоля — второй режиссёр;
  • 1956 — Сорок первый;
  • 1959 — Баллада о солдате;
  • 1961 — Чистое небо;
  • 1964 — Жили-были старик со старухой;
  • 1970 — Память (документальный);
  • 1977 — Трясина;
  • 1980 — Жизнь прекрасна;
  • 1984 — Я научу вас мечтать (документальный);

Сценарии

  • 1959 — Баллада о солдате (совм. с В. Ежовым);
  • 1977 — Трясина (совм. с В. Мережко);
  • 1979 — Жизнь прекрасна (совм. с А. Каминито);
  • 1984 — Я научу вас мечтать (совм. с Ю. Швыревым, М. Волоцким, автор текста).

Признание и награды

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1962);
  • Народный артист РСФСР (1969);
  • Народный артист СССР (1981);
  • Ленинская премия (1961) — за фильм «Баллада о солдате» (1959);
  • Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2000);
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996);
  • Орден Отечественной войны I степени (1985);
  • Орден Отечественной войны II степени;
  • Три ордена Трудового Красного Знамени;
  • Орден Красной Звезды;
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • Медаль «За оборону Сталинграда»;
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • Медаль «За взятие Вены»;
  • Орден Партизанской Звезды (Югославия);
  • Орден Труда (с золотым венцом) (Венгрия);
  • Орден Мира и дружбы (Венгрия);
  • Четыре медали ЧССР;
  • КФ молодых кинематографистов к/с «Мосфильм» (1956, Лучший фильм, фильм «Сорок первый»);
  • МКФ в Эдинбурге (1956, Почетный диплом, фильм «Сорок первый»);
  • МКФ в Каннах (1957, Специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтическое величие», фильм «Сорок первый»);
  • Британская киноакадемия (1960, премия BAFTA за лучший фильм года, фильм «Баллада о солдате»);
  • ВКФ (1960, Первый приз за режиссуру, Первый приз за художественный фильм, Премия кинокритики, фильм «Баллада о солдате»);
  • МКФ в Варшаве (1960, Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка», фильм «Баллада о солдате»);
  • МКФ в Каннах (1960, Приз за лучший фильм для молодежи, Приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества», фильм «Баллада о солдате»);
  • МКФ в Лондоне (1960, Большой приз за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»);
  • МКФ в Милане (1960, Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом, фильм «Баллада о солдате»);
  • МКФ в Сан-Франциско (1960, Гран-при «Золотые ворота», Приз лучшему режиссёру, фильм «Баллада о солдате»);
  • МКФ в Тегеране (1960, Серебряная медаль за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»);
  • МКФ трудящихся в ЧССР (1960, Большая премия, фильм «Баллада о солдате»);
  • Академия кинематографии Италии (1960, Национальная кинопремия «Давид ди Донателло» за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»);
  • Датская национальная ассоциация кинокритиков (1961, Премия «Бодил» за лучший европейский фильм);
  • МКФ в Мехико (1961, «Приз Халиско», Приз «Серебряное сомбреро» за фильм «Баллада о солдате», Приз «Золотая голова Паленке» за фильм «Чистое небо»);
  • ММКФ (1961, Большой приз, фильм «Чистое небо»);
  • МКФ в Сан-Франциско (1961, Приз «Золотые ворота», фильм «Чистое небо»);
  • МКФ в Эдинбурге (1961, Приз за лучший иностранный фильм, фильм «Чистое небо»);
  • Фонд Дэвида Оливера Селзника (1962, «Золотой лавровый венок», за высокое гуманистическое содержание, фильм «Баллада о солдате»);
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 1993 год;
  • ОРКФ «Кинотавр» (1996, Премия президентского совета за творческую карьеру);
  • ОРКФ «Кинотавр» (1996, Приз Президента России за личный вклад в развитие отечественного кинематографа);
  • Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва).

Григорий Наумович Чухрай скончался 28 октября 2001 года в Москве (по другим источникам 29 октября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)