Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Ингмар Бергман Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Ингмар Бергман — биография

Ингмар Бергман

Ингмар Бергман (Bergman) (1918-2007) — шведский режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой театра и киноКино (от греческого kineo — двигаю, двигаюсь) — часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией, например киноискусство., сценаристСценарий (от итальянского scenario):

1) Краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.

2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.
, драматург, прозаик, эссеист, продюсер ряда своих фильмовФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия., выдающихся деятель скандинавского театра 20 века, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве. Знак зодиака — Рак.

Фильмы: «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (оба 1957), «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1983) и др. Развивал тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах.

Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Упсале, в семье пастора. Окончив в 1944 году факультет литературы и искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Стокгольмского университета, работал режиссером в городских театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга (1946-49) и Мальме (1952-1958). С начала 1960 года ставил спектакли на сцене Стокгольмского Королевского театра «Драматен», в 1963-1966 годах являлся его директором. В 1944 году дебютировал в кино в качестве сценариста («Травля», режиссер А. Шеберг).

Раннее кинотворчество Бергмана проходило под знаком типичной для представителей шведского литературного авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным.

Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 века его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.
1940-х годов бескомпромиссной критики социальной несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и процветавшего на его родине культурно-политического изоляционизма. Героизм его картин — люди трудной судьбы («Кризис», 1946, «Корабль в Индию», 1947, «Музыка во тьме», 1948), испытывающие крушение эмоционального мира влюбленные[en] («К радости», 1949, «Летняя игра», 1950, «Лето с Моникой», 1952), неблагополучные супружеские пары («Жажда», 1949, «Женщины ждут», 1952). Однако уже в первых лентах режиссера стремление к углубленному психологическому анализу сочетается с постановкой философских вопросов о природе бытия и месте человека в нем («Тюрьма», 1949).

С новой остротой Ингмар Бергман выдвигал эти вопросы, рассматривая их на пространстве истории и мифа, в снискавших ему общенациональную и международную славу новаторских лентах 1950-х годов: в пронизанном горьким социально-критическом пафосом «Вечере шутов» (1953), восходящей к истокам средневекового народного театра «Седьмой печати» (1956, премия Международного кинофестиваля в Канне) и погружающем в легендарное прошлое «Источнике» (1959), балансирующем на грани реального и фантазийного «Лице» (1958, премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1959). Вершиной бергмановского этико-художественного максимализма в этот период стала отмеченная виртуозностью образно-выразительного решения мучительная драма переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого пути («Земляничная поляна», 1957).

Поиск истоков одиночества, генезис отчуждения — в центре внимания Бергмана в его этапных фильмах 1960-х годов, сложившихся в тематическую трилогиюТрилогия — тип произведения одного автора (писателя, музыканта), объединенные общим замыслом, преемственностью сюжета. о «молчании Бога»: «Как в зеркале» (1960), «Причастие» (1962), «Молчание» (1963, премия «Оскар«Оскар» — премия Американской киноакадемии, вручается ежегодно с 1929 за лучший англоязычный фильм и достижения в различных областях англоязычного (преимущественно американского) кино по 20 номинациям, а также за лучший иноязычный фильм. Помимо денежной премии, каждому победителю вручаются позолоченные статуэтки работы художника Седрика Гиббонса.»). Напоминая по форме «камерные пьесыПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
» шведского писателя Юхана Августа Стриндберга (небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства), они, как и снятая двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению философская драма «Персона» (1956), весомо свидетельствовали, что с Ингмаром Бергманом в мировое кино пришло принципиально новое, связанное с тончайшими нюансами внутренней жизни людей измерение.

Испытав влияние датского философа, писателя и теологаТеология (от греческого theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие) — совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. Серена Кьеркегора, одного из духовных учителей режиссера, Бергман проанализировал в фильме «Час волка» (1965) психологическое состояние теряющего рассудокРассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания. художника, в ленте-антиутопии «Стыд» (1967) вскрыл причины деградации одинокой личности, в картинах «Страсть» (1968), «Прикосновение» (1970), «Шепоты и крики» (1971) исследовал болезненный слом устоев буржуазного брака и семьи. Бергмановская глубина постижения жизненных коллизий практически на знает себе равных в опыте современного киноискусства.

1970-е годы отмечены в творчествеТворчества — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. И. Бергмана усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов. Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении фильма «Сцены из супружеской жизни» (1972) и их своеобразного продолжения — фильма «Лицом к лицу» (1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко выразилось в галлюцинативной, с черточками научно-фантастического «прогноза» картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976). На рубеже 1980-х годов в манере режиссера взяли верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования), по Бергману, — семья. Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из психологических шедевровШедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. Бергмана «Осенней сонаты» (1977) и масштабной эпической саги «Фанни и Александр» (1982), явившейся самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства.

Творческое наследие Бергмана огромно. На сценах Швеции и других стран им было поставлено более 70 спектаклей по произведениям классической и современной драматургии, осуществлен ряд постановок на радио и телевидении. В кино с 1946 по 1986 годы режиссер снял 46 фильмов (в основном по собственным сценариям), ряд фильмов по его сценариям осуществлен другими режиссерами. Лауреат престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии «Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного Международного кинофестиваля в Канне (1997). В 1989 году в русском переводе вышла его блестяще написанная книга мемуаровМемуары (французское memoires — воспоминания) — разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. «Латерна магика». Последний свой фильм Ингмар Бергман «Сарабанда» поставил в 2003 году. (Н. М. Пальцев)

Фильмография Ингмара Бергмана

Год — Русское название фильма  / Оригинальное название — кем является

  • 1946 — Кризис / Kris — режиссёр, сценарист;
  • 1946 — Дождь над нашей любовью / Det regnar på vår kärlek — режиссёр, сценарист;
  • 1947 — Корабль в Индию / Skepp till India land — режиссёр, сценарист;
  • 1948 — Музыка в темноте / Musik i mörker — режиссёр, сценарист;
  • 1948 — Портовый город / Hamnstad — режиссёр, сценарист;
  • 1949 — Тюрьма / Fängelse — режиссёр, сценарист;
  • 1949 — Жажда / Törst — режиссёр;
  • 1950 — К радости / Till glädje — режиссёр, сценарист;
  • 1950 — Это не может случиться здесь / Sånt händer inte här — режиссёр;
  • 1951 — Летняя интерлюдия / Sommarlek — режиссёр, сценарист;
  • 1952 — Женщины ждут / Kvinnors väntan — режиссёр, сценарист;
  • 1953 — Лето с Моникой / Sommaren Med Monika — режиссёр, сценарист;
  • 1953 — Вечер шутов / Gycklarnas afton — режиссёр, сценарист;
  • 1954 — Урок любви / En lektion i kärlek — режиссёр, сценарист;
  • 1955 — Женские грёзы / Kvinnodröm — режиссёр, сценарист;
  • 1955 — Улыбки летней ночи / Sommarnattens leende — режиссёр, сценарист;
  • 1957 — Седьмая печать / Det Sjunde Inseglet — режиссёр, сценарист;
  • 1957 — Земляничная поляна / Smultronstället — режиссёр, сценарист;
  • 1958 — На пороге жизни / Nära livet — режиссёр, сценарист;
  • 1958 — Лицо / Ansiktet — режиссёр, сценарист;
  • 1960 — Око[en] дьявола / Djävulens öga — режиссёр, сценарист;
  • 1960 — Девичий источник / Jungfrukällan — режиссёр, продюсер;
  • 1961 — Сквозь тусклое стекло / Såsom i en spegel — режиссёр, сценарист;
  • 1962 — Причастие / Nattvardsgästerna — режиссёр, сценарист;
  • 1963 — Молчание / Tystnaden — режиссёр, сценарист;
  • 1964 — Обо всех этих женщинах / För att inte tala om alla dessa kvinnor — режиссёр, сценарист;
  • 1966 — Персона / Persona — режиссёр, продюсер, сценарист;
  • 1968 — Час волка / Vargtimmen — режиссёр, сценарист;
  • 1968 — Стыд / Skammen — режиссёр, сценарист;
  • 1969 — Страсть / En passion — режиссёр, сценарист;
  • 1969 — Ритуал / Riten — режиссёр, сценарист;
  • 1971 — Прикосновение / Beröringen — режиссёр, сценарист;
  • 1972 — Шёпоты и крики / Viskningar Och Rop — режиссёр, сценарист;
  • 1973 — Сцены из супружеской жизни / Scener ur ett äktenskap — режиссёр, сценарист;
  • 1975 — Волшебная флейта / Trollflöjten — режиссёр, сценарист;
  • 1976 — Лицом к лицу / Ansikte Mot Ansikte — режиссёр, сценарист;
  • 1977 — Змеиное яйцо / Das Schlangenei — режиссёр, сценарист;
  • 1978 — Осенняя соната / Höstsonaten — режиссёр, сценарист;
  • 1980 — Из жизни марионеток / Aus Dem Leben Der Marionetten — режиссёр, продюсер, сценарист;
  • 1982 — Фанни и Александр / Fanny Och Alexander — режиссёр, сценарист;
  • 1984 — После репетиции / Efter repetitionen — режиссёр, сценарист;
  • 1984 — Лицо Карин / Karins ansikte — режиссёр, сценарист;
  • 1986 — Благословенные / De Två Saliga — режиссёр;
  • 1997 — В присутствии клоуна / Larmar och gör sig till — режиссёр, сценарист;
  • 2003 — Сарабанда / Saraband — режиссёр, сценарист.

Литературные произведения Ингмара Бергмана

Библиография И.Бергмана насчитывает около 140 публикаций, некоторые из них:

  • Ингмар Бергман. Статьи, рецензии, сценарии, интервью. Сборник. Городинская Н. (ред.) — М.: Искусство, 1969. 298 стр. + 48 илл. /Сценарии фильмов "Земляничная поляна" и "Причастие";
  • Ингмар Бергман. "Сцены из супружеской жизни". Киноповесть. — М.: Прогресс, 1979. 288 стр.
  • Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино. Сборник. Козловский Ю.А. (ред.) — М.: Радуга, 1985. 525 стр. + 64 илл. /Сценарии фильмов "Седьмая печать" и "Фанни и Александр";
  • Ингмар Бергман. Осенняя соната. Киноповести. — М.: Известия, 1988. 256 стр. /Сценарии фильмов "Осенняя соната", "Змеиное яйцо" и "Улыбки летней ночи";
  • И. Бергман. Латерна магика. — М.: Искусство, 1989. 288 стр. — ISBN 5-210-00474-0;
  • И. Бергман. Картины / Перевод со шведского А. Афиногеновой. — М.- Таллинн: Музей кино, Aleksandra, 1997. — 440 с. — ISBN 9985-827-27-9;
  • Бергман И. Исповедальные беседы / Перев. со швед. и комментарии А. А. Афиногеновой. М.: РИК «Культура», 2000. 432 с. — ISBN 5-8334-0073-2;
  • Ингмар Бергман. Представления. Киноповести. Перев. со швед. А. А. Афиногеновой. — М.: «ИНДРИК», 2005. 224 с. — ISBN 5-85759-302-6;
  • Ингмар Бергман. Жестокий мир кино (Лaтepнa магика). Перев. со швед. А. А. Афиногеновой. — М.: «Вагриус», 2006. Серия: Мой 20 век. 464 с. — ISBN 5-9697-0233-1 (В том вошли две автобиографические книги: Лaтepнa магика; Картины);
  • И. Бергман. Пятый акт. Пьесы. — Москва: Verte, 2009. Серия: Зарубежная драматургия. 263 с. (Содерж.: Монолог; После репетиции; Последний крик; Шумит и притворяется) — ISBN 978-5-903631-07-0 // То же: СПб, "Сударыня". 1999. 158 с. — ISBN 5-88718-005-6//.

Ингмар Бергман скончался 30 июля 2007 года в своем доме, расположенном на острове Фере в Балтийском море.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)