Сейчас я понимаю: это был Божий промысел – привести туда, где меня так правильно выучили профессии
Инна Михайловна Чурикова — советская и российская[en] актриса театра и кино. Народная артистка СССР[en] (1991), Лауреат Государственной[en] премии Российской Федерации (1997), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986) и премии Ленинского комсомола (1976). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Знак зодиака — Весы.
Стала популярной актрисой ещё студенткой, учась в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина. Отрицательная роль Марфушеньки-душеньки в фильме Александра Артуровича Роу «Морозко» сделала начинающую актрису настоящей звездой кинематографа.
Инна Чурикова родилась5 октября 1943 года в городе Белебей, Башкирской АССР, РСФСР, СССР. После войны (World War II) вместе с мамой - Клавдией Васильевной, в будущем профессором-биохимиком — Инна приехала в Москву.
В детстве Инна ужасно комплексовала по поводу своей внешности, однако мама верила: ее дочка — человек талантливый и она обязательно станет актрисой. Мать заразила своей верой и дочь. Впервые Инна вышла на сцену в начале 50-х будучи летом в пионерском лагере, она записалась в драматический кружок и активно участвовала во всех его постановках. Лицедейство настолько захватило ее, что чуть позже она оказалась в молодежной студии при Драматическом театре имени Константина Станиславского.
О себе Инна Чурикова рассказывает: «Артисткой я стала благодаря маме. Мама мне всегда говорила, что я буду актрисой. Я не хотела ее огорчать. Она в жизни всего сама добилась — трудом, напором, волей. Бабушка почти безграмотная была, а мама — химик, профессор. Она всегда говорила: «Дочка, если что задумаешь, так тому и быть». А у меня внешность не артистическая — что с такой внешностью задумывать? Мама же говорила: «Дочка, ты у меня красавица». Смешно… И знаете, если бы не она, я бы, возможно, в себя не поверила, хотя, мне кажется, с пеленок что-то разыгрывала, представляла, изображала…»
Окончив десятилетку, Инна Чурикова подала документы сразу в два театральных вуза — в Школу-студию МХАТа и в Театральное училище имени Щукина. Однако ни в одно из этих заведений ее не приняли: во МХАТе она «срезалась» на экзамене (читала серьезное стихотворение с закрытыми глазами, как советовала ей мама, а вся комиссия умирала от хохота), а в «Щуке» ее «забраковали» из-за внешности. Один из тамошних преподавателей прямо во время экзамена внезапно спросил: «Девушка, а вы давно рассматривали свое отражение в зеркале?» Инну Чурикову это настолько потрясло, что она расплакалась и забрала документы. К счастью для нашего искусства, обида жила в ней недолго. По ее же словам: «Я была о себе хорошего мнения, знала, что у меня своеобразное лицо, которое не каждому дано оценить, поэтому, поплакав, забрала документы из Щукинского и больше туда не приходила. Не поняли меня, ну и ладно…»
Удача улыбнулась Инне Чуриковой в Театральном училище имени Щепкина, где она благополучно сдала все экзамены и была зачислена на первый курс. Буквально с первого же года обучения ее стали приглашать сниматься в кино. Правда, роли ей доставались сплошь комические — непутевые девахи с нестандартной внешностью и неустроенной судьбой. Такие роли она играла в фильмах: Райку в «Тучах над Борском» (1961), деваху в кепке «Я шагаю по Москве» (1963), Анжелику в ленте «Где ты теперь, Максим?» (1964), Марфушку в «Морозко» (1965), Розочку в «Тридцать три» (1966), белокурую Жази в «Неуловимых мстителях» (1967), Нельку-колдунью в «Старшей сестре» (1967)».
В июне 1997 года имя Инны Чуриковой оказалось в центре криминального скандала. Что же произошло? Вместе с труппой Ленкома актриса возвращалась поездом из Киева (ленкомовцы играли там «Варвара и еретика»), и на подъезде к украинской[en] таможне примерно в пять часов утра в вагон, где ехали артисты, пробрались воры. Одетые в форму таможенников, они разбрызгали из самодеятельного баллона газ, содержащий сильнодействующее снотворное, и, когда все пассажиры вагона заснули, принялись за свое черное дело. Зашли они в купе к Чуриковой (ее соседкой по купе была дочь Андрея Миронова Мария Миронова). В итоге из сумочек актрис пропали деньги и ценные вещи. В частности, у Чуриковой украли дорогой перстень (подарок мужа), кошелек и старинные наручные часы (подарок бабушки). Однако конец у этой истории оказался счастливым. Но послушаем саму Инну Чурикову:
«Пропажи я хватилась утром. Сначала не могла поверить, трижды обыскала купе. Оказалось, что ограбили не только меня, но и всех, кто ехал в нашем вагоне. Когда мы приехали в Москву, то заявили в милицию. Домой я вернулась в ужасном настроении. Глебу ничего говорить не стала, чтобы не расстраивать. На то, что грабителей найдут, даже не надеялась. Со мной такое во второй раз случается. Несколько лет назад меня ограбили в Ленинграде — буквально накануне моего дня рождения. Ночью вор пролез в гостиничный номер и унес чемодан с вещами. Представьте, если бы я проснулась в этот момент. Ужас! Больше я в «Октябрьской» не останавливаюсь. Теперь, думала, и на поездах ездить перестану.
И вдруг через день после ограбления — звонок. Недоумевающий Глеб говорит: тебе звонят из милиции. Я прямо у телефона села, поверить не могла, что все отыщут. Чудо! А все потому, что за поиск похищенного взялись замечательные люди — работники транспортной милиции Киевской дороги!..
А те драгоценности Инна Чурикова теперь почти не носит — неприятно, что чужие, грязные руки трогали их. Вор, когда его арестовали, стал врать, что это его фамильные вещи…». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 515-516.
Чурикова страдала от невостребованности, играла в кино в эпизодах. Все изменилось, когда в ее жизнь вошел режиссер Глеб Панфилов.
Инна Чурикова относится к тем удивительно органичным актрисам, о которых невозможно говорить сухо и беспристрастно. Безграничный талант, обаяние, неординарность сделали ее любимой миллионами россиян еще со времен первых ролей в советском кино. Каждая работа, будь то на съемочной площадке или театральных подмостках, — яркий, запоминающийся образ, редкий по своей глубине и многогранности. Она стала известной, во многом, благодаря своим острохарактерным ролям и специфическим типажам.
Инна Чурикова:
Мама всегда говорила: "Инна, стоя у плиты, работай над ролью!".
Я всегда верила в себя, была очень жизнерадостным человеком. Если расстраивалась, то ненадолго. У меня были такие моменты, когда я думала, что просто разорвусь от радости. Я помню, как однажды встала и замерла, а мой муж, Глеб Панфилов, спросил: "Что с тобой?" Я ответила: "Подожди, сейчас пройдет: я счастлива!" И надо было переждать, потому что это было что-то непонятное.
Семья
Отец — Михаил Кузьмич Чуриков, агроном-селекционер, работник МСХА имени К. А. Тимирязева, участник советско-финской и Великой Отечественной войн[en]. Умер в Алма-Ате;
Мать — Елизавета Захаровна Мантрова (1917—2012), агрохимик, доктор сельскохозяйственных наук[en] (1967), профессор (1972), сотрудник Ботанического сада МГУ;
Муж — Глеб Анатольевич Панфилов (род. 21 мая 1934 в Магнитогорске) — советский и российский кинорежиссёр и сценарист, Народный артист РСФСР;
Сын — Иван Панфилов (род. 8 февраля 1978) — юрист-международник, окончил МГИМО. В 2008 году снялся в роли Григория Незнамова в фильме «Без вины виноватые».
Еще:
Инна Чурикова в 1965 окончила театральное училище имени Щепкина и стала актрисой Московского ТЮЗа. С 1973 — в театре имени Ленинского комсомола (Ленком). Впервые снялась в кино в фильме «Тучи над Борском» (1961). Первые ее роли отличались наивностью и простодушием героинь, нередко исполненных с внешним комизмом, эксцентрикой («Я шагаю по Москве», «Морозко», «Стряпуха», «Тридцать три», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра»).
Открытие редкостного таланта актрисы, способной сочетать в себе склонность к острохарактерному рисунку, искренность и лиризм в раскрытии чувств, подлинный драматизм судеб, а подчас и трагическую самоотверженность неожиданно волевых женских характеров, безусловно, принадлежит режиссеру Глебу Панфилову в его первых фильмах «В огне брода нет» (1968) и «Начало» (1970). Хотя более полноценный и масштабный замысел «Жизнь Жанны» так и не был впоследствии осуществлен режиссером и актрисой, уже в «Начале» на подчас парадоксальном столкновении судеб обычной девушки-ткачихи из провинциального городка, призванной играть Жанну д'Арк в кино, и этой средневековой, тоже простой героини из народа, которая должна исполнить своего рода божественную миссию, выявляется непостижимый для самого человека громадный потенциал его личности. Он снял Чурикову в восьми фильмах: «В огне брода нет» (1968), «Начало» (1970), «Прошу слова» (1976), «Тема» (1979, выпуск 1987), «Валентина» (1981), «Васса» (фильм вышел на экраны страны 12 сентября 1983, Государственная премия РСФСР, 1985), «Мать» (1990), «Романовы. Венценосная семья» (2000, соавтор сценария, озвучивание роли Александры Федоровны), а также занял в двух спектаклях — в «Гамлете» в роли Гертруды (ранее в постановке Андрея Тарковского она исполнила Офелию) и «Сорри».
В совместных работах Чуриковой и Панфилова поражают не только глубина знания и проникновения в тайны образов женщин разных эпох, любовь и сочувствие к каждой из них, несмотря на личные заблуждения и ошибочные поступки, но и художническая безжалостность в точном анализе сути неоднозначных личностей. Однако несомненно, что на протяжении 30 лет путь постижения этих характеров сопровождался постепенным отказом от эксцентрических и даже трагикомических красок, а все явственнее начинал доминировать драматический или вообще трагический подход в трактовке образов. Как ни парадоксально, в спектаклях Марка Захарова, начав с трагедийных ролей Неле в «Тиле» и Сарры в «Иванове», потом сыграв тоже не лишенные обостренного драматизма женские характеры в «Трех девушках в голубом» и «Оптимистической трагедии», теперь Чурикова чередует в театре острохарактерные («Мудрец», «Варвар и еретик») и драматические роли («Чайка», премия «Хрустальная Турандот», 1995).
В кино Чурикова по-прежнему не избегает сарказма («Тот самый Мюнхгаузен», 1979, телефильм Захарова) и даже трагифарсовой манеры («Курочка Ряба», 1994, постановка Андрея Кончаловского). Хотя все-таки лучшие роли не в лентах Панфилова сыграны Чуриковой с чуть заметным отстранением вполне серьезных работ со сквозной темой глубокого внутреннего достоинства и неподвластности любым ударам судьбы. Это свойственно простым, обычным, подчас заурядно земным и совсем не героическим женским персонажам этой актрисы в лентах «Военно-полевой роман» (1984, премия на Международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Ребро Адама» (1991, премия «Ника»), «Плащ Казановы» (премия на фестивале «Кинотавр») и «Год Собаки» (1994), «Курочка Ряба», «Ширли-Мырли». В многосерийном телефильме «Идиот» (2003) по одноименному роману Федора Михайловича Достоевского с присущим ей одной незаурядным мастерством создала запоминающийся образ генеральши Епанчиной, сделав его одним из главных в экранизации. (С. В. Кудрявцев)
Звания
1977 — Заслуженная артистка РСФСР (23 декабря) — за заслуги в области советского театрального искусства;
1985 — Народная артистка РСФСР (3 июля) — за заслуги в области советского театрального искусства;
1991 — Народная артистка СССР (16 мая) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства;
Почётный член РАХ.
Ордена и медали
25 августа 1997 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большие заслуги в развитии театрального искусства;
27 июля 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
2010 — Офицер ордена искусств и литературы (Франция);
13 сентября 2013 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
29 июня 2018 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность.
Другие награды, премии и поощрения Чуриковой
1969 — премия МКФ в Локарно, за лучшее исполнение женской роли (фильм «В огне брода нет», 1967);
1970 — звание «Лучшая актриса года» по опросу журнала «Советский экран» (за роль Паши Строгановой в фильме «Начало», 1970);
1976 — Премия Ленинского комсомола — за создание образов современников в кино;
1984 — приз МКФ в Вальядолиде, за «Лучшую женскую роль второго плана» (фильм «Военно-полевой роман», 1983);
1986 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за исполнение главной роли в фильме «Васса»;
1991 — приз Международной федерации кинопрессы в номинации «Лучшая актриса года» (фильм «Ребро Адама», 1990);
1993 — приз Международной федерации кинопрессы в номинации «Лучшая актриса года» (фильм «Плащ Казановы», 1993);
1993 — премия «Триумф» в номинации «Актриса года»;
1994 — приз КФ «Женский мир» в Набережных Челнах, «за классическое воплощение русского женского характера[en]» (фильм «Год собаки», 1994);
1994 — приз МКФ «Фестиваль Фестивалей» в Санкт-Петербурге, за «Лучшую женскую роль» (фильм «Год собаки», 1994);
1994 — приз телепрограммы «Экспресс-кино» «За женственность, талант, человечность» на МКФ «Фестиваль Фестивалей» в Санкт-Петербурге (фильм «Год собаки», 1994);
1995 — премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль», за исполнение роли Аркадиной в спектакле «Чайка» театра «Ленком»;
1997 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года (29 мая 1997 года) — за исполнение главных ролей в спектаклях «Чайка» по пьесе Антона Павловича Чехова, «Королевские игры» по мотивам пьесы М. Андерсона «1000 дней Анны Болейн» Московского государственного театра «Ленком»;
1997 — премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль» за исполнение роли Антониды Васильевны в спектакле «Варвар и еретик» театра «Ленком»;
1997 — Международная премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1997), за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового театрального искусства за исполнение роли в спектакле «Варвар и еретик» театра «Ленком»;
2001 — специальный приз жюри драматического театра и театра кукол премии «Золотая маска», за роль в спектакле «Город миллионеров» по пьесе Э. Де Филиппо в театре «Ленком» в дуэте с Арменом Борисовичем Джигарханяном;
2002 — Благодарность Президента Российской Федерации (16 сентября 2002 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства;
2003 — премия «ТЭФИ» в номинации «Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале» (фильм «Идиот», 2003);
2003 — национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» за «Лучшую женскую роль второго плана» (фильм «Благословите женщину», 2003);
2004 — актёрская премия в области театра, кино и телевидения «Кумир года» за роль Элеоноры в спектакле «Tout paye, или Всё оплачено» театра «Ленком», а также за роль генеральши Епанчиной в телесериале «Идиот» (2003);
2004 — Царскосельская художественная премия, «за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей»;
2004 — Золотая медаль имени Н. Д. Мордвинова II Международного театрального форума «Золотой Витязь», «за выдающийся вклад в театральное искусство»;
2009 — приз Кинофестиваля «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге, за «Лучшую женскую роль» (фильм «Тайны дворцовых переворотов. Фильм 7 „Виват, Анна!“», 2008);
2011 — зрительская премия «ЖЖивой театр» в номинации «Актриса года», за роль в спектакле «Аквитанская львица» театра Ленком;
2011 — премия 20-й юбилейной церемонии «Хрустальная Турандот» в номинации «Театральное достояние»;
2011 — независимая премия «Звезда Театрала», за «Лучшую женскую роль» в спектакле «Аквитанская львица» театра «Ленком»;
2013 — Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро», «За служение русскому репертуарному театру»;
2013 — кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность. Церемония вручения государственных наград выдающимся гражданам России, в числе которых была Инна Чурикова, состоялась 29 октября 2013 года в Екатерининском зале Кремля:
2017 — премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль», за исполнение роли британской королевы Елизаветы II в спектакле Театра Наций «Аудиенция»;
2019 — премия «Золотая маска», «за выдающийся вклад в театральное искусство».
Призы на кинофестивалях
Кинопремия «Ника»
премии:
1992 — в номинации «Лучшая женская роль», фильм «Ребро Адама» (1990);
2004 — в номинации «Лучшая женская роль второго плана», фильм «Благословите женщину» (2003);
2013 — специальный приз премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» в паре с Г. Панфиловым, вручён выдающимся деятелям российского кино, чьи имена неразрывно связаны не только совместной плодотворной работой, но и всей жизнью;
2016 — в номинации «Лучшая женская роль второго плана», фильм «Страна ОЗ» (2015).
номинации:
1994 — в номинации «Лучшая женская роль», фильм «Плащ Казановы» (1993);
1995 — в номинации «Лучшая женская роль», фильм «Курочка Ряба» (1994).
Кинопремия «Золотой орёл»
премии:
2004 — в номинации «Лучшая женская роль второго плана», фильм «Идиот» (2004);
2007 — в номинации «Лучшая женская роль на телевидении», фильм «В круге первом» (2007).
Кинофестиваль «Кинотавр»
призы:
1994 — в номинации «Лучшая женская роль», фильм «Год собаки» (1994);
1994 — в номинации «Лучшая женская роль», фильм «Плащ Казановы» (1993).
Берлинский кинофестиваль
приз «Серебряный медведь»:
1984 — в номинации «Лучшая женская роль», фильм «Военно-полевой роман».
Творчество Инны Чуриковой
Знаменитые цитаты
О любви:
Любовь[en] — это когда можешь отдать человеку то, что спрятала для себя.
Я сыграла множество героинь и благодаря им поняла главное: сила женщины в ее слабости!
Признаюсь вам: люблю театр и не устала от него. Я абсолютно радостный человек.
О красоте:
Красота — это божье сияние внутри человека. Оно или есть, или его нет. Иногда встречаются абсолютные красавицы, которым чудные глазки[en], носик, губки даны от природы. А начинает говорить такая женщина, и красота куда-то испаряется. Для меня человек красив, только если он светит и греет.
О выборе профессии:
Когда была маленькой, я представляла себя волшебницей, летающей по разным странам[en] и превращающей мышей в людей и наоборот. А мама всегда говорила, что я буду актрисой. Я не стала ее огорчать и пошла учиться в театральное.
Вначале поступала в Школу-студию МХАТ — не приняли. Экзаменатор глянул на меня и спросил: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» Я замотала головой. «Это богиня красоты, — пояснил суровый педагог. — Идите и посмотрите на себя в зеркало!».
Я побежала в туалет, посмотрела на себя и расплакалась. Но, видно, это была судьба — идти в Щепкинское училище. Сейчас я понимаю: это был Божий промысел — привести туда, где меня так правильно выучили профессии.
О деньгах:
Конечно, нелегко в трудную минуту сохранить в душе добро, свет, слушать и слышать людей, улыбаться, не зацикливаться на себе, не жалеть денег, не ставить их во главу угла. Не спорю, деньги сейчас очень важны. Но если они становятся смыслом жизни — сама жизнь теряет смысл.
О молодости:
Молодость грешна иллюзиями. Иной раз все лучшее в человеке, что пленяет его в юношеские годы или что восхищает нас в старшем товарище «по малолетству», куда-то с годами исчезает. Жизнь проверяет человеческие качества на добротность и верность. Она может истребить любовь, доброту, душевную щедрость, измотать до изнеможения. Марафон жизни — это неизбежные потери.
О Николае Караченцове
Актриса, долгие годы игравшая с Николем Петровичем Караченцовым в одном театре — "Ленкоме", рассказала о том, что умерший коллега часто приходил к ней во сне. При этом в этих снах он был совершенно здоровым[en].
По словам Чуриковой, во большинстве этих снов Караченцов стоял в театре на сцене и что-то читал[en]. Сама актриса просила его снова начать работать. И верила, что он справится со своими болезнями[en].
"Это были такие странные сны! И еще я хочу сказать, что даже если бы у него не было никаких званий, он все равно был бы народным. Его любили и любят все!" — отметила артистка в интервью "Собеседнику".
Роли в театре
Московский театр юного зрителя:
1966 — «За тюремной стеной» Юрия Павловича Германа;
2013 — Инна Чурикова. «Не принцесса! Королевна!!!» (документальный, биографический, приуроченный к 70-летнему юбилею актрисы, Первый канал, режиссёр Андрей Луков);
2014 — Олег Янковский. Последняя охота (документальный);
2014 — Тот самый Мюнхгаузен (из цикла документальных фильмов «Тайны советского кино»);
2014 — Янковский (документальный);
2018 — Мёртвые души (из документального цикла «Тайны кино»);
2018 — Маленькие трагедии (из документального цикла «Тайны кино»).
Инна Чурикова скончалась14 января 2023 года в Москве.
Церемония прощания актрисой состоялась 17 января в 11 часов утра в Храме Христа Спасителя. В последний путь проводили многие ее прославленные коллеги: актриса Лия Ахеджакова с супругом, певица Ольга Орлова, актер Евгений Миронов, наследница прославленного режиссера Надежда Михалкова и другие.