Иннокентий Смоктуновский родился28 марта 1925 года в деревне Татьяновка, Томской области. Юные годы Иннокентия прошли в огне Великой Отечественной войны[en]. Он сражался на передовой, участвовал в форсировании Днепра, бежал из плена.
В декабре 1943 года под Киевом Иннокентий Смоктуновский попал в плен. Месяц кочевал по лагерям для военнопленных, а потом ему чудом удалось бежать. Актер Василий Борисович Ливанов вспоминает:
«Колонну остановили на берегу реки и дали возможность напиться из полыньи. Сил идти дальше у Кеши не было. Он понимал: если упадёт — его пристрелят. И тогда он побежал по льду и спрятался за буй моста через реку. Когда выяснилось, что не хватает одного человека, на поиски пропавшего отправился немецкий офицер. К счастью, офицер дважды поскользнулся, упал и вернулся на берег. Это спасло Кешке жизнь. Потом он долго скитался по лесу. Набрёл на домик, успел сказать открывшей дверь женщине, что он наш, и потерял сознание. Семья эта его выходила».
После войны Смоктуновский учился в студии при Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина (1945-1946). Недоучившись, он уехал в Норильск, где играл во Втором Заполярном театре (1946-1951), а затем в театрах Махачкалы и Сталинграда (1951-1954).
В 1954 году провинциальный актер Иннокентий Михайлович приехал в Москву, но устроиться в столичные театры ему не удавалось. В 1955-1956 годах он числился актером театра-студии киноактера при «Мосфильме». В эти годы он начал сниматься в кино в эпизодических ролях (дебют в фильме «Убийство на улице Данте»). После роли Фарбера в фильме «Солдаты» (1956) Смоктуновский был замечен Г. А. Товстоноговым, который пригласил актера на роль князя Мышкина в спектакль «Идиот» по Федору Михайловичу Достоевскому в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ).
Игра Смоктуновского в этом спектакле сделала выдвинула его в первый ряд отечественных актеров. Зрителю открылся трагик нового типа: без бытовых красок и прямой житейской узнаваемости Иннокентий поражал зыбкими переходами и нюансами психических состояний. На сцене БДТ актер играл до 1960 года, его сотрудничество с Товстоноговым закончилось по разным причинам личного и творческого порядка, одной из главных стало увлечение актера кинематографом, где его ожидала всенародная слава.
В 1960-е годы Смоктуновский главным образом работал в кино, был одним из самых интересных актеров отечественного кинематографа. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию таких разноплановых образов, как мужественный геолог Сабинин («Неотправленное письмо»), возвышенный Моцарт («Моцарт и Сальери»). Большой удачей Иннокентия Михайловича стала роль физика Куликова («Девять дней одного года» Михаила Ильича Ромма), в которой удалось ему удалось соединить высокий интеллектуализм и притягательную безыскусственность.
Творческой вершиной Иннокентия Михайловича Смоктуновского явилась роль Гамлета в одноименном фильме режиссера Григория Михайловича Козинцева. Углубленное погружение в роль помогло актеру создать современный по звучанию шекспировский образ, неприемлющий фальши, обладающий обостренным чувством справедливости, открытый добру и правде.
В роли Деточкина в фильме Эльдара Александровича Рязанова «Берегись автомобиля[en]» ярко проявилось комедийное дарование Смоктуновского (особенно примечательны эпизоды, связанные с репетициями «Гамлета», где естественно возникала параллель с сыгранной ролью в экранизации Козинцева). Незаурядному многогранному таланту Смоктуновского оказались подвластны любые роли и каждая из них укрепляла его репутацию как выдающегося актера современности.
Среди сыгранных ролей Иннокентия Смоктуновского — лучшие образы русской классики: Порфирий Петрович («Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому), Войницкий («Дядя Ваня» по Антону Павловичу Чехову), Сальери и Барон («Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину), грандиозная роль Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме Игоря ВасильевичаТаланкина. Актер не оставлял своим вниманием и современные характеры (фильмы «Романс о влюбленных[en]», «Исполнение желаний», «Дочки-матери»).
Иннокентий Смоктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. В наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: Иванов («Иванов»), Дорн («Чайка»), Гаев («Вишневый сад»), Серебряков («Дядя Ваня»). В роли Иванова актер выделял тему бессилия, разочарования, тоски и суда над собой.
Ещё:
Иннокентий Смоктуновский (настоящая фамилия - Смоктунович) родился 28 марта 1925 года в деревне на севере Томской области, в семье рабочего (кроме него в семье росло еще двое сыновей: Владимир и Аркадий). В 1929 году, спасаясь от голода, Смоктуновичи переехали в Красноярск. Здесь глава семьи устроился работать в порт, а мать - на колбасную фабрику. Последнее обстоятельство очень помогло Смоктуновичам - мать часто приносила домой кости с мясом, из чего приготовлялся замечательный суп. Однако так продолжалось недолго: в 1932 году грянул новый голод, и мать потеряла свое место на фабрике.
Чтобы спасти детей[en], Смоктуновичам пришлось пойти на крайние меры: Иннокентия и Володю они пристроили в семью сестры матери Надежды Петровны, а себе оставили самого любимого - младшего сына Аркадия. В Красноярске Смоктуновский окончил среднюю школу (в ней он посещал драмкружок), после чего некоторое время учился в школе киномехаников. Однако уже шла война, и вскоре Смоктуновского призвали на службу: Иннокентий угодил в Киевское военно-пехотное училище».
3 декабря 1943 года захвачен в плен под Житомиром Иннокентий Михайлович Смоктуновский.
"В 1943 году попал на фронт... Однако 3 декабря того же года в одном из боев под Житомиром Смоктуновский был захвачен в плен. Содержался в одном из концентрационных лагерей, откуда ему удалось вскоре бежать. Когда их колонну немцы гнали в Германию, он незаметно от конвоиров спрятался под мостом и остался незамеченным. В течение нескольких недель он скитался по лесам, пока его, умирающего от истощения, болезни[en] и душевного шока, случайно не нашла бабка-украинка[en] из Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области. Она выходила его и даже направила к партизанам, действовавшим недалеко от этих мест. А через некоторое время Иннокентий вновь попал в действующие войска и вместе с ними дошел до Берлина". Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с .5-6
Забавный случай в Крыму
"....Снимали мы как-то в Крыму — начал Смоктуновский. Съёмки проходили на берегу моря. Жарко было. В обеденный перерыв вся группа бросилась купаться. И я, естественно тоже. Наплавался, нанырялся, слышу — зовут. Ну, я актёр дисциплинированный: зовут — иду. Оператор говорит: "Надо закончить всё, пока солнце[гор] не ушло". Надо так надо. Сел я уже на грим и чувствую что–то не то, дискомфорт какой–то. И вдруг, до меня доходит, что челюсти–то во рту нет! Выронил, когда нырял. Я сразу к режиссёру, ору: "Я челюсть потерял!" А он ржёт и все вокруг с ним вместе. Думают — я разыгрываю их. Полчаса доказывал, что не шучу. Ну, а когда до них дошло, что это правда, стало всем та–а–ак грустно–грустно. Снимать не можем. Да ещё предпоследний день месяца, если отснятый материал сегодня вечером в Москву не отправят, то план летит к чёрту, а соответственно и премиальные (прим.: в те годы в кино премиальные были + 40% к зарплате!). Тут уж народ веселиться совсем перестал и на меня так косо посматривать начал...
Режиссёр директору говорит: "Ничего не знаю, выкручивайся как хочешь, но чтобы максимум через полчаса у меня Смоктуновский был в кадре!" Директор — к художникам, к бутафорам, а те: "Мы–то при чём? Мы не дантисты." Короче, директор в отчаянии хватает мегафон и орёт на весь пляж, что тому, кто найдёт челюсть Смоктуновского, он лично выкатывает пять бутылок коньяка. После этих слов все дружно бросились в воду (даже те, кто в нашей съёмочной группе не работал, и плавать то не умел). Ныряли, ныряли... долго...
А потом, представляете? Одному парнишке–осветителю повезло! Выныривает, рот до ушей, а в руке — челюсть. Ну все сразу бросились готовиться к съёмкам, пока солнце не ушло. Я скорей челюсть схватил, в рот сунул...
Иннокентий Михайлович выдержал мхатовскую паузу, а потом трагическим шёпотом окончил фразу:
А она... представляете?... не моя!!
Книги Смоктуновского
Смоктуновский И. М. Время добрых надежд / Вступительная статья Александра Петровича Свободина. — М.: Искусство, 1979. — 240 с.;
Смоктуновский И. М. Быть! / Предисловие Анатолия Андреевича Кима. — М.: Алгоритм, 1998. — 336 с. — ISBN 5-88878-021-9;
Смоктуновский И. М. Покой нам только снится // О войне и товарищах. Сборник воспоминаний. — Красноград: АО, 1996. — С. 148—158. — 298 с. — 950 экз.;
Иннокентий Смоктуновский автор повести "Меня оставили жить".
Герой Социалистического Труда (1990) — «за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства»; Три ордена Ленина (1975, 1985, 1990);
Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985);
Орден Дружбы народов;
Две медали «За отвагу»;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и последующие связанные с ней юбилейные медали к 20-й, 30-й и 40-й годовщине;
Медаль «За освобождение Варшавы» и другие медали;
Ленинская премия (1965) — за исполнение главной роли в фильме «Гамлет»;
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание»;
Диплом СК СССР ВКФ (1964) — за главную роль в фильме «Гамлет»;
Приз МКФ в Венеции «Золотая доска» журнала «Синема Нуво» (1964) — за лучшую мужскую роль («Гамлет»);
Приз «Серебряное блюдо» МКФ в Панаме (1965) — за лучшее исполнение мужской роли («Гамлет»);
Приз МКФ в Картахене (1969) — за лучшее исполнение мужской роли («Берегись автомобиля»);
Приз лучшему актёру МКФ в Сан-Себастьяне (1970) — за главную роль в фильме «Чайковский»;
Премия «Ника» (1990) в номинации «Лучшая мужская роль» — за фильм «Дамский портной»;
Премия «Ника» (1993) — в номинации «Приз за вклад в киноискусство»;
Приз МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (1991) — за лучшую мужскую роль («Дамский портной»);
Приз КФ «Созвездие» (1993) — «За выдающийся вклад в профессию».
Творчество Иннокентия Михайловича Смоктуновского
Работы на телевидении
1957 — «Дорогой бессмертия» В. Брагина (телеспектакль); постановка А. Чигинского и Г. Товстоногова —
Юлиус Фучик;
1963 — «Зима тревоги нашей», по Д. Стейнбеку (телеспектакль); постановка Р. Сироты — Итен Аллен Хоули;
1971 — «Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину; постановка Л. Вивьена, А. Даусона, Л. Пчёлкина — Моцарт;
1976 — «Вишнёвый сад» по А. П. Чехову (телеспектакль); постановка Л. Хейфеца — Гаев;
1979 — «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу (телеспектакль); постановка А. Белинского — Цезарь;
1981 — «Иванов» по пьесе А. П. Чехова (телеспектакль); режиссёры О. Ефремов, С. Десницкий, В. Храмов — Николай Алексеевич Иванов;
1982 — Этот фантастический мир. Выпуск 7 по рассказам О. Лукьянова «Принцип неопределенности» и А. Порджеса «Ценный товар» (телеспектакль); режиссёр В. Спиридонов — капитан;
1983 — Три карты (фильм-балет) по мотивам повести А. Пушкина «Пиковая дама» (телеспектакль); режиссёры Б. Барановский, В. Бунин;
1987 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (телеспектакль); режиссёры Б. Эйфман, Ф. Слидовкер;
2010 — «Таланты и поклонники. Иннокентий Смоктуновский»;
2010 — «Иннокентий Смоктуновский "Моя фамилия вам ничего не скажет…"» (телеканал «ТВ Центр». Автор сценария — А. Ярошевский, режиссёр — А. Аленин);
2015 — «Иннокентий Смоктуновский. За гранью разума» (ЗАО «Телекомпания "Останкино"». Автор и ведущая — В. Пиманова);
2015 — «Непотерянный рай И. М. Смоктуновский» (фильм ГТРК Красноярск).
Оценки критиков и режиссёров
Григорий Козинцев:
Смоктуновский — актёр истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная… Даже одно и то же человеческое качество преображается у актёра неузнаваемо, возникая в разных людях.
Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса — его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить…
Александр Шапиро:
Великий актёр — это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства...
Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз[en] отвести невозможно. Как от Смоктуновского.
Эльдар Рязанов:
Он пришёл на экран сам, как личность. Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект отстранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками.
Анна Ахматова:
Потрясающе сказала после спектакля "Идиот" БДТ, Анна Андреевна Ахматова: " Мне страшно! Сегодня я видела живого Бога!!!"... Это о нем.. О Иннокентии Михайловиче Смоктуновском! Имя ему ... ГЕНИЙ! БРАВО!
Сам Смоктуновский говорил о себе:
«Я счастливый человек! Ну кому ещё довелось сыграть такие роли, как мне, — князь Мышкин, Гамлет, Иванов, Чайковский… Да тот же Деточкин!» И ещё добавлял иногда: «Судьба меня хранила — наверное, для того, чтобы я смог сыграть всё это».
Самими англичанами Гамлет Смоктуновского был признан одним из лучших в мире. Хотя за эту роль и ту славу, что она принесла, Смоктуновский заплатил здоровьем: софиты на площадке светили так ярко, что у Смоктуновского началась серьёзная болезнь глаз.
Смоктуновский всегда говорил, что на этом свете для него две самые главные вещи — искусство и семья. «Искусству я отдал всё, что мог. А вот семье недодал — своей любви, своего времени», — признавался актёр. Тем не менее детей он любил и баловал безумно — возможно, потому, что сам когда-то оказался лишён родительского тепла. Он очень хотел, чтобы дочь Маша стала актрисой, но она пошла в балет.
Одни считали Иннокентия Михайловича гением, другие, бывало, называли юродивым. Журналистов он иногда огорошивал ответом. Например, однажды его спросили про самое главное событие в жизни за год, а он на полном серьезе ответил: "Учил дочь плавать". А иногда он готов был журналистам наговорить всякой ерунды, "банзай-ура-виватов".
Но все вокруг сходились на том, что он человек нездешний. Живет своей замкнутой жизнью. Близок нам своими ролями и в то же время далек — как тот человек в окне напротив, за которым наблюдаешь изо дня в день, но так и не знаешь наверное, о чем он думает и о чем горюет.
Этот необыкновенный русский принц Гамлет — трагический и лирический актер блистательно играл и комедийные роли — князь Мышкин, царь Федор Иоаннович, Порфирий Головлев, чеховские герои Иванов и дядя Ваня, принц Гамлет, Сальери, Юрий Деточкин, и, наконец, мафиозный Принц в фильме "Гений". Иннокентий Смоктуновский полгода не дожил до своего семидесятилетия.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский скончался3 августа 1994 года после очередного инфаркта, в одном из подмосковных санаториев. Отпет в церкви на улице Неждановой. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 10.