Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Иннокентий Смоктуновский Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Иннокентий Михайлович Смоктуновский — биография

Иннокентий Смоктуновский

Всегда легче кричать, чем слушать и понимать другого

Иннокентий Михайлович Смоктуновский (наст. фамилия Смоктунович) — российский[en] актер театра и кино, народный артист СССР[en] (1974), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии (1965, «Гамлет»), Государственной[en] премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971, «Преступление и наказание»), Государственной премии РСФСР имени Константина Станиславского (1994). Знак зодиака — Овен.

Иннокентий Смоктуновский родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка, Томской области. Юные годы Иннокентия прошли в огне Великой Отечественной войны[en]. Он сражался на передовой, участвовал в форсировании Днепра, бежал из плена.

В декабре 1943 года под Киевом Иннокентий Смоктуновский попал в плен. Месяц кочевал по лагерям для военнопленных, а потом ему чудом удалось бежать. Актер Василий Борисович Ливанов вспоминает:

«Колонну остановили на берегу реки и дали возможность напиться из полыньи. Сил идти дальше у Кеши не было. Он понимал: если упадёт — его пристрелят. И тогда он побежал по льду и спрятался за буй моста через реку. Когда выяснилось, что не хватает одного человека, на поиски пропавшего отправился немецкий офицер. К счастью, офицер дважды поскользнулся, упал и вернулся на берег. Это спасло Кешке жизнь. Потом он долго скитался по лесу. Набрёл на домик, успел сказать открывшей дверь женщине, что он наш, и потерял сознание. Семья эта его выходила».

После войны Смоктуновский учился в студии при Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина (1945-1946). Недоучившись, он уехал в Норильск, где играл во Втором Заполярном театре (1946-1951), а затем в театрах Махачкалы и Сталинграда (1951-1954).

В 1954 году провинциальный актер Иннокентий Михайлович приехал в Москву, но устроиться в столичные театры ему не удавалось. В 1955-1956 годах он числился актером театра-студии киноактера при «Мосфильме». В эти годы он начал сниматься в кино в эпизодических ролях (дебют в фильме «Убийство на улице Данте»). После роли Фарбера в фильме «Солдаты» (1956) Смоктуновский был замечен Г. А. Товстоноговым, который пригласил актера на роль князя Мышкина в спектакль «Идиот» по Федору Михайловичу Достоевскому в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ).

Игра Смоктуновского в этом спектакле сделала выдвинула его в первый ряд отечественных актеров. Зрителю открылся трагик нового типа: без бытовых красок и прямой житейской узнаваемости Иннокентий поражал зыбкими переходами и нюансами психических состояний. На сцене БДТ актер играл до 1960 года, его сотрудничество с Товстоноговым закончилось по разным причинам личного и творческого порядка, одной из главных стало увлечение актера кинематографом, где его ожидала всенародная слава.

В 1960-е годы Смоктуновский главным образом работал в кино, был одним из самых интересных актеров отечественного кинематографа. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию таких разноплановых образов, как мужественный геолог Сабинин («Неотправленное письмо»), возвышенный Моцарт («Моцарт и Сальери»). Большой удачей Иннокентия Михайловича стала роль физика Куликова («Девять дней одного года» Михаила Ильича Ромма), в которой удалось ему удалось соединить высокий интеллектуализм и притягательную безыскусственность.

Творческой вершиной Иннокентия Михайловича Смоктуновского явилась роль Гамлета в одноименном фильме режиссера Григория Михайловича Козинцева. Углубленное погружение в роль помогло актеру создать современный по звучанию шекспировский образ, неприемлющий фальши, обладающий обостренным чувством справедливости, открытый добру и правде.

В роли Деточкина в фильме Эльдара Александровича Рязанова «Берегись автомобиля[en]» ярко проявилось комедийное дарование Смоктуновского (особенно примечательны эпизоды, связанные с репетициями «Гамлета», где естественно возникала параллель с сыгранной ролью в экранизации Козинцева). Незаурядному многогранному таланту Смоктуновского оказались подвластны любые роли и каждая из них укрепляла его репутацию как выдающегося актера современности.

Среди сыгранных ролей Иннокентия Смоктуновского — лучшие образы русской классики: Порфирий Петрович («Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому), Войницкий («Дядя Ваня» по Антону Павловичу Чехову), Сальери и Барон («Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину), грандиозная роль Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме Игоря ВасильевичаТаланкина. Актер не оставлял своим вниманием и современные характеры (фильмы «Романс о влюбленных[en]», «Исполнение желаний», «Дочки-матери»).

В 1972-1976 Иннокентий Смоктуновский работал в Московском Малом театре, где блестяще сыграл роль царя Федора (спектакль «Царь Федор Иоаннович» Алексея Николаевича Толстого, 1973). В этом образе актер представил царя человеком, мучительно переживающим свою душевную слабость, осознающим непосильность задач по управлению государством. В 1976 году по приглашению Олега Николаевича Ефремова актер пришел во МХАТ имени Максима Горького (с 1989 МХАТ имени А.П. Чехова, в котором работал до самой смерти[en]).

Иннокентий Смоктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. В наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: Иванов («Иванов»), Дорн («Чайка»), Гаев («Вишневый сад»), Серебряков («Дядя Ваня»). В роли Иванова актер выделял тему бессилия, разочарования, тоски и суда над собой. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Ещё:

Иннокентий Смоктуновский  (настоящая фамилия - Смоктунович) родился 28 марта 1925 года в деревне на севере Томской области, в семье рабочего (кроме него в семье росло еще двое сыновей: Владимир и Аркадий). В 1929 году, спасаясь от голода, Смоктуновичи переехали в Красноярск. Здесь глава семьи устроился работать в порт, а мать - на колбасную фабрику. Последнее обстоятельство очень помогло Смоктуновичам - мать часто приносила домой кости с мясом, из чего приготовлялся замечательный суп. Однако так продолжалось недолго: в 1932 году грянул новый голод, и мать потеряла свое место на фабрике.

Чтобы спасти детей[en], Смоктуновичам пришлось пойти на крайние меры: Иннокентия и Володю они пристроили в семью сестры матери Надежды Петровны, а себе оставили самого любимого - младшего сына Аркадия. В Красноярске Смоктуновский окончил среднюю школу (в ней он посещал драмкружок), после чего некоторое время учился в школе киномехаников. Однако уже шла война, и вскоре Смоктуновского призвали на службу: Иннокентий угодил в Киевское военно-пехотное училище».

3 декабря 1943 года захвачен в плен под Житомиром Иннокентий Михайлович Смоктуновский.

"В 1943 году попал на фронт... Однако 3 декабря того же года в одном из боев под Житомиром Смоктуновский был захвачен в плен. Содержался в одном из концентрационных лагерей, откуда ему удалось вскоре бежать. Когда их колонну немцы гнали в Германию, он незаметно от конвоиров спрятался под мостом и остался незамеченным. В течение нескольких недель он скитался по лесам, пока его, умирающего от истощения, болезни[en] и душевного шока, случайно не нашла бабка-украинка[en] из Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области. Она выходила его и даже направила к партизанам, действовавшим недалеко от этих мест. А через некоторое время Иннокентий вновь попал в действующие войска и вместе с ними дошел до Берлина". Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с .5-6

Забавный случай в Крыму

"....Снимали мы как-то в Крыму — начал Смоктуновский. Съёмки проходили на берегу моря. Жарко было. В обеденный перерыв вся группа бросилась купаться. И я, естественно тоже. Наплавался, нанырялся, слышу — зовут. Ну, я актёр дисциплинированный: зовут — иду. Оператор говорит: "Надо закончить всё, пока солнце[гор] не ушло". Надо так надо. Сел я уже на грим и чувствую что–то не то, дискомфорт какой–то. И вдруг, до меня доходит, что челюсти–то во рту нет! Выронил, когда нырял. Я сразу к режиссёру, ору: "Я челюсть потерял!" А он ржёт и все вокруг с ним вместе. Думают — я разыгрываю их. Полчаса доказывал, что не шучу. Ну, а когда до них дошло, что это правда, стало всем та–а–ак грустно–грустно. Снимать не можем. Да ещё предпоследний день месяца, если отснятый материал сегодня вечером в Москву не отправят, то план летит к чёрту, а соответственно и премиальные (прим.: в те годы в кино премиальные были + 40% к зарплате!). Тут уж народ веселиться совсем перестал и на меня так косо посматривать начал...

Режиссёр директору говорит: "Ничего не знаю, выкручивайся как хочешь, но чтобы максимум через полчаса у меня Смоктуновский был в кадре!" Директор — к художникам, к бутафорам, а те: "Мы–то при чём? Мы не дантисты." Короче, директор в отчаянии хватает мегафон и орёт на весь пляж, что тому, кто найдёт челюсть Смоктуновского, он лично выкатывает пять бутылок коньяка. После этих слов все дружно бросились в воду (даже те, кто в нашей съёмочной группе не работал, и плавать то не умел). Ныряли, ныряли... долго...

А потом, представляете? Одному парнишке–осветителю повезло! Выныривает, рот до ушей, а в руке — челюсть. Ну все сразу бросились готовиться к съёмкам, пока солнце не ушло. Я скорей челюсть схватил, в рот сунул...

Иннокентий Михайлович выдержал мхатовскую паузу, а потом трагическим шёпотом окончил фразу:

А она... представляете?... не моя!!

Книги Смоктуновского

Награды и звания

Оценки критиков и режиссёров

Григорий Козинцев:

Смоктуновский — актёр истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная… Даже одно и то же человеческое качество преображается у актёра неузнаваемо, возникая в разных людях.

Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса — его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить…

Александр Шапиро:

Великий актёр — это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства...

Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз[en] отвести невозможно. Как от Смоктуновского.

Эльдар Рязанов:

Он пришёл на экран сам, как личность. Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект отстранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками.

Анна Ахматова:

Потрясающе сказала после спектакля "Идиот" БДТ, Анна Андреевна Ахматова: " Мне страшно! Сегодня я видела живого Бога!!!"... Это о нем.. О Иннокентии Михайловиче Смоктуновском! Имя ему ... ГЕНИЙ! БРАВО!

Сам Смоктуновский говорил о себе:

«Я счастливый человек! Ну кому ещё довелось сыграть такие роли, как мне, — князь Мышкин, Гамлет, Иванов, Чайковский… Да тот же Деточкин!» И ещё добавлял иногда: «Судьба меня хранила — наверное, для того, чтобы я смог сыграть всё это».

Самими англичанами Гамлет Смоктуновского был признан одним из лучших в мире. Хотя за эту роль и ту славу, что она принесла, Смоктуновский заплатил здоровьем: софиты на площадке светили так ярко, что у Смоктуновского началась серьёзная болезнь глаз.

Смоктуновский всегда говорил, что на этом свете для него две самые главные вещи — искусство и семья. «Искусству я отдал всё, что мог. А вот семье недодал — своей любви, своего времени», — признавался актёр. Тем не менее детей он любил и баловал безумно — возможно, потому, что сам когда-то оказался лишён родительского тепла. Он очень хотел, чтобы дочь Маша стала актрисой, но она пошла в балет.

Одни считали Иннокентия Михайловича гением, другие, бывало, называли юродивым. Журналистов он иногда огорошивал ответом. Например, однажды его спросили про самое главное событие в жизни за год, а он на полном серьезе ответил: "Учил дочь плавать". А иногда он готов был журналистам наговорить всякой ерунды, "банзай-ура-виватов".

Но все вокруг сходились на том, что он человек нездешний. Живет своей замкнутой жизнью. Близок нам своими ролями и в то же время далек — как тот человек в окне напротив, за которым наблюдаешь изо дня в день, но так и не знаешь наверное, о чем он думает и о чем горюет.

Этот необыкновенный русский принц Гамлет — трагический и лирический актер блистательно играл и комедийные роли — князь Мышкин, царь Федор Иоаннович, Порфирий Головлев, чеховские герои Иванов и дядя Ваня, принц Гамлет, Сальери, Юрий Деточкин, и, наконец, мафиозный Принц в фильме "Гений". Иннокентий Смоктуновский полгода не дожил до своего семидесятилетия.

Иннокентий Михайлович Смоктуновский скончался 3 августа 1994 года после очередного инфаркта, в одном из подмосковных санаториев. Отпет в церкви на улице Неждановой. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 10.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности