Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Иоганн Штраус Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Иоганн Штраус — биография

Иоганн Штраус

Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Strauß) — австрийский композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений., дирижёрДирижирование (от французского diriger — управлять) — управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения.

Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики. В характере и стиле дирижирования отражаются особенности личности дирижера, понимание им музыкального произведения.
и скрипач. Признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Знак зодиака — Скорпион.

За всю свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее американский[en] композитор и пианист Джордж Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Жака Оффенбаха до Вильгельма Рихарда Вагнера, от Франца Легара до Петра Ильича Чайковского.

Иоганн Штраус родился 25 октября 1825 года в Вене. Сын композитора И. Штрауса. В 1844 году он организовал собственный оркестрОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла».

По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и другие; по жанровому признаку — эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
; после смерти[en] отца объединил семейные оркестры и неоднократно гастролировал в разных странах Европы, а также в Америке[en]. В 1856 — 1865, 1869 и 1872 годах Иоганн руководил концертными сезонами в Павловске (близ Петербурга). В 1886 году выступал в Петербурге и Москве.

С русской[en] тематикой связан ряд сочинений Штрауса — «Прощание с Петербургом» (1858), полькаПолька (чешское polka) — народный и бальный танец чешского происхождения. Музыкальный размер 2/4. «В Павловском лесу» (1869), вальс-фантазия «Русская деревня» (1873). Выдающийся мастер дирижёрского искусства, композитор одновременно был замечательным скрипачом-виртуозом и совмещал эти амплуаАмплуа (французское emploi, буквально — применение) — относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой — любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 веке это понятие выходит из употребления. в своих концертныхКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь):

1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
выступлениях.

Знаменитые музыкант обогатил танцевальную музыку разнообразными сочинениями (около 500 вальсов, галопов, полек, кадрилей и др.). Штраусовские вальсыВальс (франц. valse, от нем. Walzer) — бальный танец в трехдольном размере. В 70-х гг. 18 в. вальс — южногерманский крестьянский танец (то же, что лендлер). С нач. 19 в. завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно т. н. венский вальс, связанный с именами И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына ). Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ., отмеченные мелодической красотой, зажигательными ритмами, во многом связаны с австрийской фольклорнойФольклор (англ. Folklore) — народное творчество: художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры).
традицией и венской бытовой музыкой. Создал классический тип венского вальса, за что был прозван современниками «королём вальса». МелодииМелодия (от греческого melodia — пение, напев, песня) — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии — звуковысотная линия. лучших его вальсов («На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки Венского леса», «Венская кровь», «Весенние голоса», «Вино, любовь[en] и песни»), полек («Трич-трач», «Пиццикато-полька»), галопов («Вечное движение») получили всемирное распространение.

И. Штраус был также создателем классических образцов венской оперетты. Среди лучших его произведений — «Летучая мышь» (1874), «Весёлая война» (1881), «Ночь в Венеции» (1883), «Цыганский барон» (1885). Композиторами, дирижёрами и помощниками композитора были его младшие братья — Йозеф (1827 — 1870) и Эдуард (1835 — 1916). (М. М. Яковлев)

В 1862 году Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz), которая была старше Штрауса на 7 лет и имела семерых внебрачных детей[en] от разных отцов. Их брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

Творчество Иоганна Штрауса-сына

Оперетты и другие театральные постановки:

  • Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871);
  • Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873);
  • Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874);
  • Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875);
  • Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877);
  • Жмурки (Blindekuh, 1878);
  • Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880);
  • Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881);
  • Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883);
  • Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885);
  • Симплициус (Simplicius. 1887);
  • Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892);
  • Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893);
  • Яблочный праздник (Jabuka, 1894);
  • Ясменник душистый (Waldmeister) (1895);
  • Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897);
  • «Золушка» (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно) — единственный балет в творчестве Штрауса. Премьера состоялась 2 мая 1901 года на сцене берлинской Королевской оперы (дирижёр Карл Мук, балетмейстер Эмиль Греб, партию Золушки исполнила Антониетта Дель-Эра);
  • Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно).

Знаменитые вальсы:

  • Вальс «Весенние голоса» в исполнении Альфреда Грюнфельда;
  • Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852);
  • Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858);
  • На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867);
  • Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867);
  • Сказки Венского леса (G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868);
  • Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869);
  • Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871);
  • Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873);
  • Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875);
  • Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877);
  • Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880);
  • Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881);
  • Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883);
  • Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883);
  • Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886);
  • Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888).

Подробнее об Иоганне Штраусе читайте в литературе:

  • Соловьёв Николай Феопемптович, — Штраус, Иоганн (сын) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. — Л.: Искусство, 1975. — 136 с.;
  • Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М.: Искусство, 1987, глава 9: Штраус;
  • Ярон Г. М. О любимом жанре. — M.: Искусство, 1963. — 254+илл. с.;
  • Айгнер Томас. «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви.» Документальный роман. М.: Время, 2005, 240 с ISBN 5-9691-0070-6;
  • Мрочковская-Балашова С. «Мой ангел, мой чертенок. Петербургский роман Иоганна Штрауса и Ольги Смирнитской» ОАО Издательство «Радуга», 2002.

Иоганн Штраус скончался 3 июня 1899 года в Вене, от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу.

Завершил работу над балетом в следующем году австрийский дирижёр и композитор Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)