Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
23 января родились[en]: Григорий Александров, Джордж Баланчин, Николай Ашлапов
Скончались[en]:
Анна Матвеевна Павлова, Сальвадор Дали

Иоганн Винкельман Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Иоганн Иоахим Винкельман — биография

Иоганн Иоахим Винкельман

Иоганн Иоахим Винкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann) (1717-1768) — немецкий искусствовед,  историкИстория (от греческого historia — рассказ о прошедшем, об узнанном):

1) Процесс развития природы и общества.

2) Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др.
античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и археологии. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства, находил идеалИдеал (французское ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. в благородной, возвышенной скульптуреСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
древнегреческой классики. Ее возникновение объяснял политической свободой. Основоположник эстетикиЭстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. классицизмаКлассицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.. Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Стрелец.

Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1717 года в Штендале, Магдебург. Его отец был бедным сапожником. По образованиюОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. богослов; учился в БерлинеБерлин (Berlin) — столица Федеративной Республики Германии на правах земли. Город расположен в восточной части Германии в окружении рек и озер при впадении реки Шпре в реку Хафель. Площадь 882,4 кв. км (территория Большого Берлина), население 3,4 млн человек (2004) (4,3 млн человек в 1939, около 2,8 млн человек в 1945, 3,3 млн человек в 1949). (1735 — 1736) и Галле (1738 — 1740). Долго работал домашним учителем в разных семьях, позже изучал медицину в Йенском университете.

В 1748 — 1754 годах служил библиотекарем у графа Бюнау (близ Дрездена); в этот период познакомился с сочинениями английских и французских просветителей (Антони Эшли Купер Шефтсбери, Шарль Луи Монтескьё, Вольтера и др.). В Дрездене находилась самая большая в Германии коллекция древностей. Это заставило Иоганна изменить свои прежние планы (он был одержим идеей отправиться в Египет).

С 1755 служил в Риме (с 1763 главный антикварий и «президент древностей» ВатиканаВатикан — город-государство в пределах столицы Италии — Рима, на холме Монте-Ватикано площадью 0,44 км2. Население около 1 тыс человек. Центр католической церкви, резиденция ее главы — папы римского. Официальные языки — латинский и итальянский.); был очевидцем раскопок Геркуланума, Помпей и Пестума. В Риме Иоганн сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом (туда он приехал 18 ноября 1755 года), проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Выступая с позиций просветительской философииФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. против манерного аристократического искусства 18 века, Винкельман в поисках образцов героического и патриотического искусства обращался к Древней ГрецииДревняя греция — общее название древнегреческих государств на юге Балканского п-ова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе Малой Азии. Этнический состав Греции в 3-м тыс. до н. э. пестр: пеласги, лелеги, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена — ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200) повлекло распад государств и оживление родовых отношений..

Главное произведение Иоганна Винкельмана — «История искусства древности» («Geschichte der Kunst des Altertums», 1763; русское издание — 1888, 1890) — первый образец научной истории искусства, где рассматриваются не отдельные мастера, а искусство в целом в его расцвете и упадке. Не ограничиваясь описанием сюжетаСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. и оценкой достоверности передачи натурыНатура:

1) Характер, нрав, темперамент человека.

2) В изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.
, историк пытался охарактеризовать образный язык, художественные особенности того или иного произведения искусства, став одним из создателей методики искусствоведческого анализаАнализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).. Хотя Иоганну были известны лишь произведения эпохи эллинизма или римской копии, он сумел подойти к правильному пониманию общественных и конкретно-чувственных жизненных основ древнегреческого искусства, причиной расцвета которого считал климатКлимат [греческое klima — наклон (земной поверхности к солнечным лучам)] — статистический многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Под многолетним режимом понимается совокупность всех условий погоды в данной местности за период, по крайней мере, в несколько десятков лет; типичная годовая смена этих условий и возможные отклонения от нее в отдельные годы; сочетания условий погоды, характерные для различных ее аномалий.

С развитием наблюдений за погодой с помощью метеорологических зондов и спутников понятие климата было распространено на высокие слои атмосферы.
, государственное[en] устройство и, главное, политическую свободу.

Идеал И.И. Винкельмана — греческая скульптура эпохи классики, в его трактовке идеальная и возвышенная, облагораживающая действительность, чуждая всего обыденного и личного. Идеализируя античность, историк считал древнегреческое искусство образцом для всех времён и народов. Призывая художниковХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
вернуться к изучению природы, Иоганн под этим, однако, подразумевал подражание античным образцам. Выдвинутое им истолкование античного искусства, ставшее известным в 60-е годы 18 века, послужило эстетической основой для становления классицизма в ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
(Антон Рафаэль Менгс, А. Тишбейн и др.) и других европейских странах (Жак Луи Давид, Бертель Торвальдсен, Антонио Канова и др.) и оказало большое влияние на творчествоТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. мастеров 1-й половины 19 века.

Идеи Винкельмана были высоко оценены Гёте и Гердером, оказали значительное влияние на представителей немецкого романтизма (Гельдерлин, Шлегель, Шиллер, Шеллинг и др.), а также на эстетическую концепцию Гегеля.

Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нём медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели заколол учёного прямо в постели и похитил его пожитки. Позже убийца был колесован по приговору суда.

Иоганн Иоахим Винкельман был убит 8 июня 1768 года в Триесте, в Германии.

Со дня его гибели минуло уже чуть ли не два столетия, но по-прежнему в Риме и Афинах, во всех ныне существующих крупных центрах археологической науки, ежегодно 9 декабря археологи отмечают "День Винкельмана" — день рождения великого ученого.

Ещё из другого источника:

Винкельман (Winckelmann) — знаменитый основатель археологии классического искусства, родился в Стендале, в Бранденбургской обл., 9 декабря 1717 г. Сын бедного сапожника, он, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, прошел курс одной из берлинских гимназий и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью. После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах.

В 1743 году Иоганн принял должность конректора в зеегаузском училище, но по прошествии пяти лет отказался от нее и поступил в библиотекари к гр. Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нем горячую любовь[en] к классической древности и отвращение от стиля рококо, господствовавшего в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для того был ему поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 году И.И. Винкельман решился на этот важный шаг, на следующий год очутился в вечном городе, где сблизился с живописцем Раф. Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков. Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркулана и Помпеи, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм бар. Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию "Истории античного искусства" — главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 году, вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного "Заметками об истории искусства" и впоследствии переводенного на французский и другие языки.

Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены; смутная тоска и предчувствие какой-то беды побудили его расстаться здесь со своим спутником и вернуться назад, в Италию. По пути туда случай свел его неподалеку от Триеста с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Этот последний, притворившись любителем искусства, втерся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нем медалями и деньгами. В Триесте, где Иоганн Винкельман остановился на несколько дней в ожидании судна, которое отвезло бы его в Анкону, негодяй попытался привести свой гнусный замысел в исполнение и в номере гостиницы нанес ученому несколько ран ножом, от которых тот и умер 8 июня 1768 г.

Заслуга Иоганна Иоахима Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. По Винкельману, главной задачей искусства должно быть "прекрасное", которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в ее основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Придавая, таким образом, значение не столько содержанию художественной идеи, сколько красоте формы и правильности рисунка, Иоганн, разумеется, не мог ценить по достоинству художественные произведения Средних веков и начальной поры эпохи Возрождения. (А. С—в.  «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907))

Сочинения Винкельмана

Полное собрание сочинений Винкельмана было издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808—1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и следующих годах).

Подробнее об Иоганне Винкельмане читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)