Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Исайя Берлин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Исайя Берлин — биография

Исайя Берлин

Исайя Берлин (англ. Isaiah Berlin, латыш. Jesaja Berlins) (1909-1997) — английский философ, историк идей, заслуживший репутацию одного из наиболее крупных теоретиков либерализмаЛиберал (от латинского liberalis — касающийся свободы, свободный):

1) В первоначальном значении — свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности.

2) Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле — член либеральной партии.
в 20 веке. Переводчик русской литературы и философской мысли, один из основателей современной либеральной политической философии. Знак зодиака — Близнецы.

Рожденный в России[en], Берлин ребенком[en] был увезен в АнглиюАнглия (England, позднелатинское Anglia) — административно-политическая часть Великобритании, ее историческое ядро. 131 тыс. кв. км (54% площадь государства). Население 50 млн человек в 2004 году. Главный город — Лондон.

Административно разделена на 75 графств (и приравненных к ним территорий), 6 метрополитенских графств (объединяют крупные конурбации) и особый административный регион Большой Лондон. Существует также деление на исторические (церемониальные, традиционные) графства. В пределах Англии находится свыше 70% всех городов Великобритании, 6 (из 7) крупных конурбаций.

Название происходит от древнегерманского племени англов, переселившихся в 5-6 веках на территорию Британии. Часто название «Англия» употребляется для обозначения Великобритании в целом.
, но навсегда сохранил связь с русской культурой. Опираясь на трагический опыт русской истории, Берлин предложил новое понятие плюрализма как неизбежного конфликта ценностей и поднял либеральную теориюТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. на уровень сложности современных политических проблем. После окончания Второй мировой войны (World War II) Исайя едва ли не первым привлек внимание Запада к состоянию русской интеллигенцииИнтеллигенция (от латинского intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма.

Термин «интеллигенция» был введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.
в тоталитарном обществеТоталитаризм (от средне-векового латинского totalis — весь, целый, полный) — одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. — с конца 20-х годов 20 века).. Среди его русских собеседников были поэтесса Анна Андреевна Ахматова и писатель Борис Леонидович Пастернак.

Исайя Берлин родился 6 июня 1909 года в Риге, в респектабельной еврейской семье. Он был единственным ребенком в семье купца первой гильдии, составившего состояние на торговле лесом. В 1916 война заставила семью перебраться из Риги в Петроград, а в 1920 революция принудила ее совершить обратный путь в Ригу, чтобы в начале следующего года навсегда уехать в Англию. Русский язык с детства оставался для Берлина родным, хотя все его работы были написаны по-английски.

После окончания престижной школы при соборе святого Павла в Лондоне (1928) Берлин завершил образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. в Оксфорде (колледж Корпус Кристи), где он начал заниматься античной философией и современной историей. Берлин редактировал студенческий журнал «Оксфордский взгляд» («The Oxford Outlook») и выступает в нем как музыкальный критик. МузыкаМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. навсегда осталась одним из самых сильных его увлечений. В 1932 Исайя был избран членом колледжа Ол Соулз, единственного в Оксфорде освобождающего от преподавательских обязанностей и открывающего возможность для самостоятельной работы. Членами этого колледжа были многие известные журналистыЖурналистика — деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. Во 2-й половине 19 — начале 20 веков появились фото- и киножурналистика, в 20-40-е годы 20 века — радио- и тележурналистика., отставные и действующие политики. Здесь впервые проявился устный талант Берлина, принесший ему славу блестящего собеседника.

В годы между двумя войнами (первой и второй) интеллектуальная жизнь Оксфорда оставалась достаточно традиционной, как и программа философских наук. Единственным значительным влиянием был марксизм, приведший немало знакомых Берлина в коммунистическую партию. Сам он, с детства запомнивший ужас революции, никогда не поддавался этому влиянию, но его интересовали истоки революционных идей. Это заставило его принять заказ написать для университетской библиотеки биографию Карла Маркса. Она вышла в свет накануне войны 1939 года, и получила в целом хорошие отзывы, а впоследствии была неоднократно переиздана и переведена на многие языки мираЯзык (естественный язык) — хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов.

Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Смысл возникает в сознании человека, но не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т.е. не могут быть восприняты ни одним из наших органов чувств. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком.
. Для самого Берлина это был первый опыт интеллектуального возвращения в Россию, ибо именно для этой книги он познакомился с русской публицистической мыслью, с трудами Виссариона Григорьевича Белинского и Александра Ивановича Герцена, с романамиРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). Ивана Сергеевича Тургенева, которые впоследствии сопровождали его всю жизнь.

В 1934 году Исайя Берлин прервал занятие Марксом, чтобы посетить Палестину, но уже ранее он был убежден в необходимости создания Сионистского государства (с первым президентом которого Хаимом Вейцманом Берлина в дальнейшем связывала личная дружба). По линии матери Берлин происходил из семьи Шнеерсонов, основателей одной из самых известных хасидских сект, именуемой по местечку в Польше — любавичской. Исайя не был религиозен, но по семейной традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
соблюдал обрядыОбряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными..

Берлина оставлял равнодушным логический позитивизмПозитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин).

Различают «классический» позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).
оксфордского кружка, возникший под влиянием Людвига Витгенштейна, в присутствии которого в Кембридже он читал свой доклад 12 июня 1940 на тему «Чужое сознаниеСознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности.» («Other Minds»). Последовавшая дискуссияДискуссия (от латинского discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. окончательно убедила Берлина, что его попытка выработать принципы реконструкции иного сознания, кроме своего собственного, не увлекает его оппонентов в той же мере, как его самого не интересуют их логические построения.

Во время войны Исайя начинал работать для Министерства иностранных дел по координации американо-английских отношений (1940-1941 в Нью-Йорке, в 1942-1945 в Вашингтоне). После окончания войны, в сентябре 1945, как человек, говорящий по-русски, он был направлен в Россию с целью оценить общественное мнение и намерения властей относительно мирного сосуществования с Западом. В Москве прошла встреча с Б. Пастернаком, в Ленинграде — с А. Ахматовой, вызвавшая гнев Сталина и (как считала сама Ахматова) спровоцировавшая партийное постановление 1946-го года о журналах «Звезда» и «Ленинград». Об этих встречах Берлин оставил воспоминания, Ахматова — стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. и строки в «Поэме без героя», где Берлина принято считать прототипомПрототип (греческое prototypon — прообраз) — реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа. Гостя из будущего.

Вместо записки по советской международной политике Берлин составил «Замечания о литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
и искусствеИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. в РСФСР в последние месяцы 1945 года», явившиеся первым рассказом для Запада о трагической судьбе русской интеллигенции, о ее уничтожении Сталиным.

Визит в Россию обратил внимание Берлина к необходимости осознания ее судьбы. В 1948 году к столетию даты революционных потрясений в ЕвропеЕвропа — часть света площадью около 10 млн. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км2.

Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины.
Исайя написал статью «Россия и 1848», обосновывая свое видение этого события как исходной точки нового, революционного, разрыва между Западом, где с этого момента возобладал умеренный либерализм, и Россией, где политические радикалы с презрением отвергли «мещанскую» Европу и пошли другим путем.

Занимаясь русскими темами, Берлин вырабатал свой подход к материалу, перекликающийся с методом существующей в США[en] школы истории идей. Это сходство было подтверждено им в подзаголовках двух основных сборников работ: «Против течения. ЭссеЕссе (франц. essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова). по истории идей» (1980) и «Кривая древесина человечности. Главы из истории идей» (1991).

Опыт событий 20 века у философаФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. формировался знанием современной истории из первых рук. В числе его собеседников был первый президент ИзраиляИзраиль (Israel) — Государство Израиль (Medinat Yisra'el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией — Палестина, сектор Газа — на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс км2 (включая оккупированные территории). Население 6,4 млн человек на 2007 год. Местопребывание правительства и парламента Иерусалим. Крупные города: Тель-Авив — Яффа, Хайфа. Х. Вейцман; его донесениями из США во время войны зачитывался Уинстон Черчилль, позже присылавший Исайю Берлину свои мемуарыМемуары (французское memoires — воспоминания) — разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. для прочтения в рукописиРукопись:

1) В широком смысле — текст, написанный от руки или перепечатанный на пишущей машине.

2) Произведение письменности; изучением древних рукописей занимается палеография.

3) В издательском деле — авторский текст, представленный в издательство.
. Труды Берлина были переведены на многие языки. Он был первым президентом Вулфсон колледжа в Оксфорде (в 1966-1975 годах), президентом Британской академии (1974-1978). В 1957 он был возведен в рыцарское звание, а в 1971 награжден орденом «За заслуги».

Теоретик либеральной идеи

Первоначально в русле истории идей Берлин проявлял интерес к выявлению образных, метафорических матриц, определяющих мышлениеМышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций., и назвал (в окончательном варианте) свою раннюю работу об историческом скептицизме Льва Николаевича Толстого «Еж и лиса» (1951, 1953). Определены два типа мыслителей: первые всю свою деятельность подчиняют одной идее (еж), вторые меняют пристрастия, пророческому служению предпочитают широкий синтез (лиса). К первым относится Федор Михайлович Достоевский, ко вторым — Александр Сергеевич Пушкин. Особенность Льва Толстого в том, что рожденный лисицей он пытался прожить жизнь ежа.

Такого рода реконструкции были лишь эпизодом для Берлина. Предметом своего исследованияИсследование научное — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. он делал историю политических идей, в особенности тех, что определили судьбу 20 в. С точки зрения Исайя Россия не породила собственных социальных учений, но, заимствуя, дала пример их небывалого испытания на истинность, сосредоточив свой опыт в одном слове — «интеллигенция»: «Интеллигенция» — русское слово, оно было придумано в 19 веке и обрело с тех пор общемировое значение. Сам же феноменФеномен — необычное и исключение явление, факт. Термин образован от греческого слова phainomenon, что в переводе означает «являющееся». Имеет несколько различных значений.

2) В большинстве случаев, в обыденном значении, под феноменом подразумевают какое-либо редкое явление, свойство, иногда человека, который обладает необычными способностями.
со всеми его историческими, в полном смысле слова — революционными последствиями, наверное, представляет собой наиболее значительный и ни с чем другим не сравнимый вклад России в социальную динамику» («Рождение русской интеллигенции», 1955).

Русский исторический пример был в числе факторов, побудивших Берлина внести существенные коррективы в создаваемую им теорию либерализма, изложенную первоначально в лекции «Два понятия свободы» (Оксфорд, 31 октября 1958). Первое понятие — «негативной» свободы — получило свое классическое выражение у Дж. С. Милля. В центре его — представление о том, что никто не имеет права принуждать человека, делать за него выбор, ибо должна существовать сфера частной жизни, недоступная для вторжения любых внешних влияний и факторов. Крайнее жизненное проявление такой свободы — самоограничение, уход от мира.

«Позитивная» свобода, напротив, предполагает возможность наиболее полной самореализации личностиЛичность:

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
. За этим понятием обычно стоит высказанное или невысказанное убеждение в том, что за внешним несовершенством человека скрывается некая совершенная возможность, требующая выявления, очень часто достижимая лишь в том случае, если человек будет реализовать ее не в одиночку, а отстаивая права группы себе подобных людей. Подобный утопический план нередко становится программой революционных действий.

К числу основных понятий либеральной теории Исайя Берлина относятся «искренность» и «компромиссКомпромисс (от латинского compromissum) — соглашение на основе взаимных уступок.». Он полагал, что «искренность» в качестве сравнительно нового понятия была впервые осмыслена им. Искренняя вера или убеждение ценны, даже если они безусловно ошибочны, но лишь в том случае они требуют ограничения, когда становятся опасны, насильно навязываемые другим. Плюрализм конфликтующих ценностей предполагает необходимость их сосуществования в форме компромисса, который был положен Берлиным в основание и самой идеи либерального общества — «это общество, умеющее между различными ответами на одни и те же вопросы находить неустойчивые компромиссы» (Общая газета, 1994, № 16, 22-28 апреля). Однако компромисс резко противопоставлен конформизмуКонформизм (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления., как свободно совершаемый выбор — принудительному решению.

Берлин полагал, что в традиции западной мысли, восходящей к Платону (древнегреческому философу, ученику Сократа), опасно преувеличено значение идеала, а следовательно, в нравственной и политической практике — необходимость стремления к нему. Подводя итог своему убеждению, Исайя сказал об этом в программной речи при вручении ему 15 февраля 1988 в Турине премии Аньелли («В погоне за идеалом»). Понятие «идеала» предполагает возможность существования и обнаружения некой общей, обязательной для всех истины, доступной рациональному постижению. Философ не подвергал сомнению объективного существования ценностей, но настаивал на том, что они конфликтуют, часто оказываясь несовместимыми, что и влечет за собой противостояние цивилизаций, культур, если они не умеют достигать компромиссных решений.

В своей речи Берлин наметил краткий очеркОчерк публицистический, в т. ч. документальный: излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. собственной интеллектуальной биографии, важными вехами в которой было знакомство с трудами мыслителей, умевших плыть «против течения», а потому при всем своем несходстве представляющих для Берлина плеяду его предшественников. Первым в этом ряду он называл Н. Макьявелли, осознавшего принцип несовместимости ценностей. Особенно интересовали Берлина неортодоксальные фигуры внутри эпохи ПросвещенияПросвещение — идейное течение 17 — 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).
, противостоящие ее доминирующему рационализму. В разное время он посвящал работы Дж. Б. Вико, чье понимание истории не укладывалось в представление о просветительском прогрессе; Иоганну Георгу Гаману, для кого разумРассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания. не был единственной и даже высшей формой познания, доступной человеку; и Жозефу де Местру, которого высоко ценил за понимание человеческих слабостей, хотя и видел, какую политическую идею тот невольно предварял («Жозеф де Местр и происхождение фашизма»).

В культуре 20 века И. Берлин остался как выдающийся историк идей, влиятельный мыслительМыслитель — человек, обладающий даром глубокого оригинального мышления., предложивший новое понятие плюрализма как неизбежного конфликта ценностей и поднявший либеральную теорию на уровень сложности современных политических проблем.

Исайя Берлин скончался 5 ноября 1997 года в Оксфорде. (Игорь Олегович Шайтанов)

Подробнее об Исайе Берлине читайте в литературе:

  • Александр Маркович Эткинд. Предисловие // Исайя Берлин. История свободы. Россия. М., 2001;
  • Маргалит А. Философские сопереживания: Исайя Берлин и судьба гуманизма // Интеллектуальный форум. М., 2000. № 1. С.97-113;
  • Утехин С. В. И. М. Берлин и его идейное наследие // Вопросы философии. 2000. № 5. С.45-50.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)