Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Иван Билибин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Иван Яковлевич Билибин — биография

Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич Билибин (Ivan Yakovlevich Bilibin) — русский[en] художникХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
, график, театральный художник, член «Мира искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.

Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов ) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.
», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.

Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
. Знак зодиака — Лев.

Иван Билибин родился 16 августа (4 августа по старому стилю) 1876 года в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого родаРод — коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счет родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита.

Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родо-племенное деление сохранилось у некоторых народов.
. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Огромное значение для формирования его талантаТалант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниямГуберния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 году было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923-1929 годах вместо губерний созданы края и области. (1902-1904), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904; и др.). Испытал также большое влияние японской ксилографии (гравюра на дереве).

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварельюАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета., свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904 года, работая в антерпризе Сергея Павловича Дягилева, московского Оперного театра С. И. ЗиминаОперный театр С. И. Зимина — работал в Москве с 1904 года как частный; с 1917 государственный, с 1922-1924 годов под названием Свободная опера Зимина..

Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны — в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией, лишены всякой апологетики. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналахЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728). «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины», 1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.

Когда же революция свершилась, Иван Билибин вначале ее не принял: участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, в 1920 году эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 году, переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домовДом — свое жилье, а так же семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. и ресторанов. Его декоративная манера — узорчатая, экзотически броская — стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмовХрам — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы).

Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
в Египте и Чехословакии.

«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизмаПатриотизм (от греческого patriotes — соотечественник, patris — родина) — любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.», характерны для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936), он вновь поселился в Ленинграде. В последнее десятилетие своей жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
имени Сергея Мироновича Кирова, 1936-1937, и как книжку Александра Сергеевича Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите). Сергей Михайлович Эйзенштейн задумал привлечь Ивана Яковлевича как художника к работе над фильмомФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. «Иван Грозный», но смерть[en] Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее. (М. Н. Соколов)

Творчество Ивана Билибина

Театрально-декоративное искусство

  • 1904 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр;
  • 1907 — Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург;
  • 1908 — Эскизы русских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Сергея Павловича Дягилева в Париже;
  • 1908 — Эскизы декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье»;
  • 1909 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве;
  • 1911 — Эскизы декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Старинный театр;
  • 1911 — Эскизы декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Старинный театр;
  • 1913 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила»;
  • 1913 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила»;
  • 1914 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом;
  • 1928 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж;
  • 1930 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь»;
  • 1930 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста»;
  • 1931 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Борис Годунов»;
  • 1931 — Эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес;
  • 1934 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно;
  • 1936 — Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова;
  • 1939 — Эскизы декораций и костюмов к пьесе «Полководец Суворов». Ленинградский театр драмы имени Пушкина.

Панно и росписи

  • 1913 — Эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка;
  • 1915 — Эскизы плафонов для Казанского вокзала в Москве (росписи осуществлены не были);
  • 1922 — Панно «Борис и Глеб на корабле»;
  • 1922 — Панно «Всадник»;
  • 1925 — Эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии;
  • 1927 — Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге;
  • 1935 — Панно «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.

Книжная графика

  • 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»;
  • 1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная»;
  • 1899 — «Царевна-Лягушка»;
  • 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола»;
  • 1900—1901 — «Марья Моревна»;
  • 1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • 1902 — «Белая уточка»;
  • 1903 — былина «Вольга»;
  • 1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина;
  • 1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина;
  • 1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;
  • 1908 — «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина;
  • 1911 — «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева;
  • 1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…»;
  • 1931 — Contes de l’Isba;
  • 1932—1933 — Tales of Russian Grandmother;
  • 1932 — Contes de la couleuvre;
  • 1934 — Le Tapis Volant (The Magic Carpet), Arabian Tales, Flammarion, Paris;
  • 1936 — Le farouche Abd-el-Kader. (Википедия)

Иван Яковлевич Билибин скончался 7 февраля 1942 года в Ленинграде.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)