Разместите статью, биографию и пр.[en]

Юрий Любимов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Юрий Петрович Любимов — биография

Юрий Любимов

Театр – единственное искусство, которое разговаривает со зрителями напрямик

Юрий Петрович Любимовроссийский[en] театральный деятель, режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой, актерАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении., педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).; народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. России (1992), лауреатЛауреат (от латинского laureatus — увенчанный лаврами) — лицо, которому присуждена государственная, республиканская, международная и т. п. премия, а также победитель конкурсов (главным образом художественных). Сталинской премии (1952), Государственной[en] премии России (1997). Знак зодиака — Весы.

С 1946 в ТеатреТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
имени Вахтангова. В 1964-1984 годах и с 1989 — художественный руководитель Московского театра на Таганке. Среди его постановок: «Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта (1964), «ГамлетГамлет (Hamlet) — герой одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Один из вечных образов: имя Гамлет стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений.

В зависимости от конкретной общественной ситуации понятие «гамлетизм» наполнялось различным содержанием — от безволия до целеустремленной решимости.
» Уильяма Шекспира (1971), «А зори здесь тихие...» по Борису Львовичу Васильеву (1971), «Дом на набережной» по Юрию Валентиновичу Трифонову (1980), «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина (1982, возобновлена 1988). В 1984 лишен гражданства СССР[en], в 1989 году гражданство было восстановлено.

Юрий Петрович Любимов родился 30 сентября (17 сентября по старому стилю) 1917 года в Ярославле. По отцовской линии Юра происходит из крестьян. Его дед после освобождения от крепостной зависимости сумел создать крепкое крестьянское хозяйство, дать образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. детям. Отец Юрия обосновался в Ярославле, служил в торговой фирме, женился на девушке из цыганской семьи, которая также получила образование и стала учительницей. В 1922 году Любимовы переехали в Москву. В период репрессийРепрессия (от позднелатинского repressio — подавление) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами. 1930-х годов родители подвергались арестам.

В юности Юрий Любимов учился в электромеханическом техникуме, одновременно занимался в хореографической студии. В 1933 году он поступил на учебу в театральную студию при Втором МХАТе, во время учебы исполнял эпизодическую рольРоль (французское role):

1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).

2) Совокупность текста, произносимого актером
в спектаклеСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. «Мольба о жизни» Ж. Деваля. В 1936 году Второй МХАТМХАТ, Московский Художественный академический театр имени Максима Горького — основан в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. До 1901 года назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 имени Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. был закрыт и Любимов продолжил учебу в училище при Вахтанговском театре. Студентом он выступал на сцене этого театра в спектаклях «Принцесса Турандот» и «Много шума из ничего». В 1940 году Юрий Петрович окончил театральное училище и был призван на службу в армию.

В 1941-1946 годах он находился в составе ансамбляАнсамбль (французское ensemble — совокупность, стройное целое):

1) В сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу.

2) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

3) Музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.).
песниПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
и пляски Наркомата внутренних дел, работал конферансье. В годы Великой Отечественной войны[en] Любимов неоднократно участвовал в поездках ансамбля на фронтФронт (франц. front, от лат. frons — лоб, передняя сторона), в военном деле:

1) Оперативно-стратегическое объединение вооруженных сил, создаваемое обычно с началом войны.

2) Линия развертывания передовых подразделений и их соприкосновения с противником на театре военных действий.

3) Сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).
. После демобилизации актер был принят в труппуТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. Вахтанговского театра, играл роли Бенедикта в «Много шума из ничего», Сирано в «Сирано де Бержераке» Эдмона Ростана, Олега Кошевого в «Молодой гвардии"Молодая гвардия" — подпольная комсомольская организация в Великую Отечественную войну в городе Краснодон (1942, около 100 человек). Руководили: Иван Васильевич Туркенич, Олег Васильевич Кошевой, Ульяна Матвеевна Громова, Иван Александрович Земнухов, Сергей Гаврилович Тюленин, Любовь Григорьевна Шевцова. Большинство участников казнены фашистами.» (1947), Криса в «Все мои сыновья» А. Миллера (1948), Шубина в «Накануне» по романуРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). Ивана Сергеевича Тургенева (1948), Извекова в «Кирилле Извекове» по роману Константина Александровича Федина «Первые радости» (1951).

В киноКино (от греческого kineo — двигаю, двигаюсь) — часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией, например киноискусство. актер дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще; например, артиста на сцене. в 1941 году, но известность ему принесла роль французского летчика в комедииКомедия (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.

По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.

Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
Михаила Ивановича Жарова «Беспокойное хозяйство» (1946). Роль главной героини в этом фильмеФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. исполнила Людмила Васильевна Целиковская, которая стала супругойСупруги (правовое положение) — лица, состоящие в надлежаще оформленном браке. По российскому праву супруги полностью равноправны; при регистрации брака могут сохранить добрачные фамилии либо избрать общую — по фамилии одного из них; имеют равные права на имущество, нажитое во время брака. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга, в ряде случаев — и после расторжения брака. Юрия Любимова. В конце 1940-х — 1950-х годах Любимов довольно часто снимался в кино, запомнился зрителю в фильмах «Кубанские казакиКазаки — этническая группа, в основном в составе русского народа. Численность в Российской Федерации — 140 тысяч человек (2002), численность потомков казаков оценивается в 5 млн. человек. В тюркских языках «казак» — вольный человек, так у кочевых народов называли людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груз общинных и семейных обязанностей.

Разрывая связи с родом, казаки уходили в пограничные районы расселения своего народа, сбивались в группы, жили за счет охоты и промыслов, а также грабительскими налетами на земли соседних народов. Казаки охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска.
» (1950), «На подмостках сцены» (1956), но в основном был занят в ролях второго плана и эпизодах. В 1952 году за роль Тятина в спектакле «Егор Булычев» по пьесеПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
Алексея Максимовича Горького (1952) он был удостоен Сталинской премии второй степени. Тогда же актер был принят в КПСС.

С 1953 года Юрий Петрович Любимов преподавал в театральном училище при Вахтанговском театре, в 1954 году ему было присвоено звание заслуженного артистаАртист (французское artiste, от латинского ars — искусство) — то же, что актер. В широком смысле — человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства. В переносном смысле — человек, достигший мастерства в своем деле. России, а в 1959 году он дебютировал на режиссерском поприще, поставив спектакль «Много ли человеку надо» по пьесе Александра Аркадьевича Галича. В 1963 году Любимов поставил в театральном училище дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, который снискал большой успехУспех — удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели. в среде московской театральной публики. На волне этого успеха в 1964 году Юрий Петрович получил предложение возглавить Московский театр драмыДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
и комедии на Таганке и пополнить его труппу своими учениками. В 1960-1970-х годах этот театр по праву считался одним из лучших московских театров, играл значительную роль в формировании общественного мненияМнение — суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к кому или чему-либо, взгляд на что-либо.

Любимов создал особый публицистический театр, уникальный актерский ансамбль. Среди лучших постановок режиссера: «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду (1965), «Послушайте!» по Владимиру Владимировичу Маяковскому (1967), «Пугачев» по Сергею Александровичу Есенину (1967), «Тартюф» Жана Батиста Мольера (1968), «Живой» по Борису Андреевичу Можаеву (1968, запрещен, возобновлен в 1989), «Мать» по Максиму Горькому (1969), «Гамлет» Уильяма Шекспира (1971), «А зори здесь тихие...» по Борису Львовичу Васильеву (1971), «Мастер и Маргарита» по Михаилу Афанасьевичу Булгакову (1977), «Дом на набережной» по Юрию Валентиновичу Трифонову (1980), «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина (1982). С середины 1970-х годов Ю.П. Любимов часто приглашался ставить спектакли за границей.

Режиссерское искусствоИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Любимова, возродившего условные формы агитационного театра 1920-х годов, отмечено публицистической страстностью, острым чувствомЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
современности. В пору своего расцвета театр на Таганке находился под гнетом идеологической цензурыЦензура (латинское censura) — система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 веке, в России — в начале 18 века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 года цензура регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.).

В 1865 году на основе «Временных правил о печати» проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 году была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 года цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону «О средствах массовой информации» (1992) цензура массовой информации не допускается.
, его спектакли с трудом пробивались на сцену, некоторые запрещались властямиВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.. В 1984 году Любимова, находившегося за рубежом, освободили от должности главного режиссера театра на Таганке, а затем лишили гражданства СССР. Оказавшись вне родины, режиссер ставил спектакли во многих европейских странах. В период перестройки ему вернули советское гражданство (1989), Ю. Любимов стал приезжать в Москву, поставил спектакли «Пир во время чумы» (по «Маленьким трагедиям» А. Пушкина, 1989) и «Самоубийца» Николая Робертовича Эрдмана (1990).

В 1991 году режиссер возвратился на родину и вновь возглавил театр на Таганке. В 1992 году в театре произошел раскол, часть труппы во главе с Николаем Николаевичем Губенко выделилась в самостоятельный коллектив «Содружество Таганки». В последующие годы Ю.П. Любимов поставил спектакли «Живаго (Доктор)» по Борису Леонидовичу Пастернаку (1993), «Подросток» (1996) и «Братья Карамазовы» (1997) по Федору Михайловичу Достоевскому, «Шарашка» по Александру Исаевичу Солженицыну (1998), «Хроники» по трагедиям У. Шекспира (2000), «Евгений Онегин» по А. Пушкину (2000), «Театральный роман» по М. Булгакову (2001), «Сократ» (2001), «Фауст» по Иоганну Вольфгангу Гете (2002), «Идите и остановите (Обэриуты)» (2004), а также работал за рубежом.

В 2011 году в театре на Таганке произошел новый конфликтКонфликт (от латинского conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил., и Ю.П. Любимов оставил руководство театром.

Осенью 2012 года Любимов попал в больницу с тяжелым осложнением на сердце[en], приведшим к коме. Организм великого режиссера позволил ему оправиться после болезни[en] и вернуться к активной работе.

Фильмография Юрия Любимова

Год — Название фильма — Роль:

Валентин Иосифович Гафт о Юрии Любимове:

Он жил с азартом дуэлянта,
Бесстрашно дрался с палачом.
В нем мудрость Пушкина и Данте
И шпагой были, и мечом.
Он не сгибал пред властью спину,
Для них он был страшней чумы,
Он не вернулся блудным сыном,
Он был отцом, блудили мы.
И мы, как прежде, виноваты,
Что честным стал считаться вор.

«Нет, все не так, не так, ребята», —
Хрипит Володя до сих пор.
Восстань, «Таганка», стань примером,
Не дай опошлить новый век.
За вашу чистоту и веру —
Седой красивый человек!

Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года в Москве. По данным медиков[en], смерть[en] наступила в кардиологическом отделении Боткинской[en] больницы, куда он был госпитализирован 2 октября с диагнозом "сердечная недостаточность".

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная