Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Главная / Ваши знаменитые тезки / Карл Гоцци Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Карло Гоцци - биография

Карл Гоцци

Карл Гоцци (1720-1806) — итальянский драматург и поэт. Брат писателя и критика Гаспаро ГоцциГаспаро Гоцци (1713-86) — итальянский писатель и критик. Брат драматурга Карло Гоцци. Один из зачинателей национальной журналистики. Стихотворные сатиры («Послания», 1745-81) и пародии («Приятные стихи современного автора», 1751; «Семейные письма», 1755), рассказы, пьесы, критические эссе.. Знак зодиака — Стрелец.

Сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь[en] к трем апельсинам» (1761), «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762) и др.; трагикомедии в манере испанской «комедии плаща и шпаги»; «Бесполезные мемуары» (1797) о жизни театральной Венеции.

Карл Гоцци родился 13 декабря 1720 года в Венеции. Написал несколько стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл в прозе и автобиографические записки: «Memoire inutili» (бесполезные записки), но все это давно забыто и известность Гоцци  зиждется на его деятельности, как драматурга. И в этом отношении, однако, авторитет, которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии, в пору процветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его в настоящее время — исключительно историко-литературное.

Драматическая деятельность Карла Гоцци выразилась, главным образом, в энергетическом, можно даже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони, которой он усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию) совершенно упустил из виду все что было чисто национального в комедиях Гольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям последнего возвысить первобытную и грубую «Commedia dell'arte» на степень художественной «комедии характеров», увидев и здесь еретическое посягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точка Карла была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степени фальшивым. Карл Гоцци осуждал Гольдони, например, за то, что он «представлял на сцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ее осязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателю изяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегда нравится...».

В противодействие Гольдониевской «комедии характеров», Карл Гоцци ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) — старое, малоупотребительное итальянское слово — и которые представляют собой соединение старого «балаганного» элемента с романтическим: первого — в виде сохранения, но в довольно изуродованном виде, старых «стоячих масок», второго — в массе волшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее к пантомимам, балетам и т. п.

Ко всему этому надо присоединить и полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой же из этих пьес («L'amore delle tre Melarance»), направленной против Гольдони; за нею последовали «Ворон», «Турандот» (впоследствии переведенное Шиллером), «Король Олень», «Женщина Змея», «Зеленая птичка», которую автор назвал «философской сказкой» и в главных действующих лицах которой — двух новых философах — ополчился против новой французской философии. Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатические нападки.

Fiabe Гоцци в течение десяти пятнадцати лет пользовались значительным успехом в массе публики, благодаря их чисто внешнему интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей. Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду «комедий или трагикомедий», которых написал больше двадцати и большинство которых имеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категории произведений Карл Гоцци в настоящее время не появляется на итальянской сцене почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к ним, как к пьесам вообще «не хорошим», находит в них постоянное присутствие «интереса, жизни и веселости». Между тем как часть современной Гоццовской  критики признавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (и притом итальянская) критика произнесла ему строгий, но во многих отношениях справедливый приговор: «Гоцци», — говорит Угони — «обладал большим талантом и фантазиею, но это был враждебный культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabe принизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в них принципы полного обскурантизма».

Наиболее полное собрание сочинений Карла была издана в Венеции 1802 г. Ср. Margini, «Carlo G. e ie fiabe» (1876). (П. И. Вейнберг)

Сочинения Карла Гоцци

  • Любовь к трем апельсинам (L’amore delle tre melarance, 1761);
  • Ворон (II Corvo, 1761);
  • Король-олень (II Re cervo, 1762);
  • Турандот (Turandot, 1762);
  • Женщина-змея (La donna serpente, 1762);
  • Зобеида (La Zobeide, 1763);
  • Счастливые нищие (I Pitocchi fortunati, 1764);
  • Синее чудовище (II mostro turchino, 1764);
  • Зелёная птичка (L’Augellino belverde, 1765);
  • Дзеим, царь джиннов (Zeim, re de' geni, 1765);
  • Бесполезные воспоминания о жизни Карло Гоцци, написанные им самим и им же со смирением опубликованные (Memorie inutili della vita die Carlo Gozzi, scritte da lui medesimo, e da lui publicate per umilita, 1797). Впервые переведены были на русский[en] язык Л. М. Чачко в 2013 году.

Фильмы по мотивам его произведений

  • «Король-олень» — СССР, «Киностудия имени Горького», 1969 год, режиссёр Павел Оганезович Арсенов;
  • «Любовь к трем апельсинам» — СССР, «Мосфильм» — Болгария, Софийская студия, 1970, режиссёры Виктор Абросимович Титов и Юрий Богатыренко;
  • «Ворон» — СССР, 1986, режиссёр Валентин Николаевич Плучек;
  • «Турандот» — СССР, «Грузия-фильм», 1990 год, режиссёр Отар Петрович Шаматава.

Более подробно о Карле Гоцци читайте в литературе:

  • Гоцци К. Сказки для театра / Вступ. ст., коммент. и ред. пер. С. Мокульского. — М.: Искусство, 1956. — 889 с.;
  • Гоцци К. Сказки для театра / Вступ. ст. Н.Томашевского. — М.: Правда, 1989;
  • Н. Томашевский. Итальянский театр XVIII века // К. Гольдони. Комедии. К. Гоцци. Сказки для театра. В. Альфьери. Трагедии. М.: Художественная литература, 1971;
  • Гоцци К. Бесполезные мемуары / перевод Л. М. Чачко — М.: Бюро Маяк, 2013. ISBN 978-5-518-35036-6

Карл Гоцци скончался 4 апреля 1806 года в Венеции.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)