Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Лариса Шепитько Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Лариса Ефимовна Шепитько - биография

Лариса Ефимовна Шепитько

Лариса Ефимовна Шепитько (1938-1979) — российский[en] кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1974). Жена кинорежиссера Элема Германовича Климова. Знак зодиака — Козерог.

Фильмы: «Зной» (1963), «Крылья» (1966), «Ты и я» (1972; приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Восхождение» (1977; приз «Золотой медведь» Международного кинофестиваля в Западном Берлине). Погибла в автомобильной катастрофе. Государственная[en] премия СССР (1979, посмертно).

Лариса Шепитько родилась 6 января 1938 в Артемовске, на Украине[en]. Отец Ларисы был персом по национальности, служил офицером, мать работала в школе учительницей. Их брак продержался недолго, и вскоре они развелись. Пришлось матери одной поднимать на ноги троих детей ( в семье было две девочки и мальчик). Лариса Шепитько не простила отцу этого развода и никогда больше с ним не встречалась. Среднюю школу она закончила во Львове, после чего решила ехать в Москву, поступать во ВГИК.

На режиссерский факультет ВГИКа Лариса Шепитько поступила с первого же захода летом 1955 года. Так как она была иногородней, ей выделили место в общежитии. Причем не в простом, в районе Лосиного острова, а в элитном, принадлежавшем Высшей партийной школе. После этого среди студентов ВГИКа упорно ходили слухи, что Лариса состоит в родстве с кем-то из высоких персон. Но с кем именно, так никто и не узнал». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980.-М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с.631.

В 1963 Лариса Шепитько окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко). Диплом защитила полнометражной картиной «Зной» (1962), в которой проявилось мастерство зрелого, уверенного в себе профессионала, а, главное, прозвучала тема нравственного максимализма, свойственного не только всем героям Шепитько, но и ей самой.

С 1964 Л. Шепитько стала режиссером «Мосфильма», где сняла все фильмы. Лента «Крылья» (1966) рассказывала о судьбе летчицы, чья молодость, счастье и любовь[en] пришлись на годы войны[en]. Фильм внятно и сурово повествовал о драме человека, не умевшего и не желавшего меняться, приспосабливаться ко времени. Летчица Петрухина, блистательно сыгранная Майей Григорьевной Булгаковой, стала открытием. Дерзко новаторским был взгляд на ветерана войны как на человека, обездоленного временем. Этот фильм принес Ларисе Ефимовне известность, в кинематограф вошел бескомпромиссный и мужественый художник.

Короткометражную «Родину электричества» (1967) отмечал интересный поиск пластического эквивалента уникальной платоновской прозе, отмеченной внутренними противоречиями. Фильм «Ты и я» (1971, Серебряный приз Международного кинофестиваля в Венеции, 1972) стал во многом исключением в биографии режиссера, учитывая, что в целом ее творчеству была свойственна четкость, даже жесткость нравственной позиции. Примечательно, что «Ты и я» — единственная цветная картина Ларисы Шепитько, предпочитавшей черно-белое изображение.

Вершиной творчества Л.Е. Шепитько стал фильм «Восхождение» (1976, «Золотой медведь» Международного кинофестиваля в Берлине). Картина сочетала достоверность рассказа о войне[en] с нравственной отчетливостью притчи, тонкую психологическую нюансировку характеров с непререкаемостью духовной позиции автора, не искавшего оправдания предательству и определявшего подвиг как меру личностной зрелости. В образном строе фильма прочитывались евангельские параллели, финальная смерть[en] героя понималась как восхождение на крест во имя спасения Родины.

Следующей работой режиссера должна была стать «Матера» по повести Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матерой», но режиссер Лариса Ефимовна погибла на съемках картины, позднее завершенной ее мужем — режиссером Э. Г. Климовым; который назвал фильм «Прощание». В память о Ларисе Шепитько Климов снял короткометражный фильм «Лариса». (В. Э. Горелова)

Трагедия произошла 2 июля 1979 года на 187 км Ленинградского шоссе на "Волге" ударилась во встречный грузовик. Пассажиры погибли. Послушаем Элема Климова:

«Лариса уезжала в Осташков на Селигер - снимать «Матеру»; попрощалась с друзьями, со знакомыми, а со мной - нет. Я, наверное, был единственный, с кем она не попрощалась. Она ждала, что мы с Антоном приедем к ней на машине[en]. У нас есть друг, художник-фотограф Коля Гнисюк, он часто приезжал и ко мне и к ней в экспедиции - снимать. И Лариса ему сказала перед отъездом: «Коля, если ты через месяц не приедешь, ты меня не застанешь…»

Я не могу это объяснить, но я увидел ее гибель во сне. Этот страшный сон я не могу забыть до сих пор. Я проснулся в ужасе, долго не мог успокоиться, ходил по квартире, курил. Как потом выяснилось, трагедия произошла именно в это время. На 187-м километре Ленинградского шоссе их автомобиль «Волга» по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. Уже после ее гибели я задавал себе вопрос: ну, предположим, особая, а при чем тут другие, те, которые погибли вместе с ней? Кроме Ларисы, погибли оператор Владимир Чухнов и художник Юрий Фоменко. И мне рассказали люди, которые их видели, что они в этот месяц, который провели в экспедиции, были какие-то на себя не похожие. Ведь съемки, особенно в экспедиции, требуют огромного напряжения, где все нацелено на действие, на результат, а они все были какие-то размагниченные, странные… В своем «Дневнике» Юрий Нагибин отметил тот факт: на похоронах жены Климов произнес такие слова: «Это мне Мишка Распутин мстит. Не надо было его трогать». Климов тогда как раз снимал «Агонию».

Некоторое время от сына мы правду скрывали… Но он все время спрашивал про маму. Я говорил, что мама больная, что она в провинции, что ее нельзя сюда перевезти. В результате в детском саду кто-то в грубой форме все рассказал. И он тогда был просто в ярости, если про ребенка так можно сказать, от того, что узнал обо всем не от меня, не от бабушки, не от кого-то из родных… С ним случилась истерика…»

Последний фильм Ларисы Шепитько доснимал ее муж - Элем Климов. В прокат он вышел в 1982 году и назывался коротко - «Прощание». Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 637 - 638.

Работы Ларисы Шепитько

Режиссёрские работы

  • 1956 — Слепой кухарь (короткометражный, курсовая работа);
  • 1957 — Живая вода (короткометражный, курсовая работа);
  • 1963 — Зной;
  • 1966 — Крылья;
  • 1967/1987 — Родина электричества (киноальманах «Начало неведомого века», новелла вторая);
  • 1969 — В тринадцатом часу ночи;
  • 1971 — Ты и я;
  • 1976 — Восхождение;
  • 1981 — Прощание (подготовительный этап).

Сценарии

  • 1963 — Зной (по повести Чингиза Торекуловича Айтматова);
  • 1967/1987 — Родина электричества (по рассказу Андрея Платоновича Платонова);
  • 1971 — Ты и я;
  • 1976 — Восхождение (по повести Василя Владимировича Быкова);
  • 1981 — Прощание (по повести Валентниа Распутина).

Актёрские работы

  • 1956 — Карнавальная ночь — эпизод;
  • 1958 — Поэма о море — эпизод;
  • 1960 — Обыкновенная история — Нина;
  • 1960 — Таврия — Ганна;
  • 1970 — Спорт, спорт, спорт — царица (в эпизоде о купце Калашникове);
  • 1974 — Агония — эпизод.

Лариса Ефимовна Шепитько погибла 2 июля 1979 года в Калининской области, в автомобильной[en] катастрофе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)