Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Леонардо да Винчи Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Леонардо да Винчи - биография

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. «Автопортрет» (около 1510-1513). Библиотека, Турин.

Где умирает надежда, там возникает пустота

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Знак зодиака — Овен.

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей.

Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503 года). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук и механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы и оставил записные книжки и рукописи, в количестве около 7 тысяч листов.

Картина Мадонна Бенуа

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. Около 1478 года. Масло, дерево. Эрмитаж, Петербург

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года близ Флоренции, в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом Паоло дель Поццо Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.

В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции.

Картина Мадонна Литта

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Около 1490 года. Темпера, дерево. Эрмитаж, Петербург

На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступал в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работал над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500 году) и известна лишь по подготовительным наброскам.

На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.

«Мадонна в гроте»

Картина Мадонна в гроте

Картина «Мадонна в гроте» не был завершена.

Искусство Леонардо да Винчи выросло из флорентийской традиции, но уже в «Мадонне в гроте» видны зачатки стиля, в основе которого — ослабление власти линии и новое использование светотени. Этот прием называется сфумато: поиск равновесия между точностью линии и вибрацией света путем смывания четких очертаний предметов по мере удаления от них. Если в живописи Боттичелли определяющей является линия, то в живописи Леонардо главное — передача вечно изменчивого видимого мира.

«Мадонна в гроте». Картина не завершена. Около 1482. Париж, Лувр.

«Тайная вечеря»

Портрет Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497 годы. Живопись на стене. Санта-Мария-делла-Грацие, Милан.

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.

Интересный факт фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря":

Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине неслучайно. Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина — девой.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», особое значение он придавал двум фигурам: Христа и Иуды. Очень долго он не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих.

Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду.

Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, и Леонардо писал с него Христа...

В картине скрыты математические и астрологические головоломки и музыкальная мелодия.

«Тайная вечеря» является объектом многочисленных спекуляций, сосредоточенных, как правило, на предполагаемых скрытых сообщениях и намёках, зашифрованных в картине.

Слависа Пеши, информационный технолог, добилась интересного визуального эффекта, наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала. В результате на обоих концах стола появились две похожие на тамплиеров фигуры, а слева от Иисуса стал виден ещё один человек — возможно, женщина с младенцем на руках.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала указал, что положение рук и хлеба можно интерпретировать как ноты в музыкальном произведении, и если читать справа налево, как это было характерно для манеры письма Леонардо, то они образуют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция, заявила, что расшифровала «математическую и астрологическую» головоломку, содержащуюся в «Тайной вечере». По её словам, художник предсказал всемирный потоп и грядущий затем конец света, который начнётся 21 марта 4006-го года и завершится 1 ноября того же года — она считает, что это станет началом новой эры для человечества.

Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывал различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция — 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция — 1500; Милан — 1506, 1507-13; Рим — 1513-16). С 1517 года жил во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.

«Битва при Ангьяри»

Портрет Головы воинов

Леонардо да Винчи. Этюд «Головы воинов» для "Битвы Ангьяри". Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт.

Во Флоренции Леонардо да Винчи работал над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по обнаруженному эскизу — частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников.

Этюд был написан для «Битвы при Ангьяри». Он отличается необыкновенной экспрессией, что оказало значительное воздействие на маньеристов.

 

 

Джоконда (Портрет Моны Лизы)

Портрет Мона Лиза

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж

В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.

«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный.

Поздние картины Леонардо да Винчи

Портрет Джиневры деи Бенчи

Леонардо да Винчи. «Портрет Джиневры деи Бенчи»

К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-1507, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти.

Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Рене Декарта представлениями о цикличности природных процессов.

«Трактат о живописи»

Портрет Женские руки и карикатурный набросок мужской головы

Леонардо да Винчи. Этюд «Женские руки и карикатурный набросок мужской головы» (серебряный карандаш и белила на грунтованной бумаге). Королевская библиотека, Виндзор. Этюд был написан в 1490-х годах и является наброском для «Портрета Джиневры деи Бенчи», хранящегося в Вашингтонской национальной галерее.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени.

«Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все, что существует во вселенной», он тоже есть «некий бог».

Леонардо да Винчи — ученый. Технические проекты

Портрет Анатомический чертеж

Леонардо да Винчи. Анатомический чертеж. Да Винчи был художником, ученым и изобретателем одновременно, он старался свести все к универсальному единству. К искусству Леонардо да Винчи относился как к квинтэссенции знаний и стремился быть более ученым, чем художником. Искусство для Леонардо — средство для постижения мира.

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой.

Многочисленные гидротехнические эксперименты да Винчи получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Первый эскиз парашюта нарисовал Леонардо да Винчи в 1483 году. «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя», — писал гениальный ученый.

Оптика

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

Анатомия, ботаника и палеонтология

Картина Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» (красноватая бумага, наклеенная на холст; уголь; белила). Национальная галерея, Лондон. Этот этюд, вероятно, был написан во время второго пребывания художника во Флоренции — сложная группировка фигур типична для композиционных поисков именно начала 16 века.

В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Дмитрием Сергеевичем Мережковским в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900).

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года в замке Клу, близ Амбуаза, Турень, во Франции. (М. Н. Соколов, Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Сумки Леонардо снова в моде

Сумки ЛеонардоИтальянские мастера воскресили сумку Леонардо да Винчи, известного художника, ученого, изобретателя, писателя и музыканта. Эскиз сумки, найденный среди рисунков «атлантического кодекса», впервые в 1978 году опубликовал Карло Педретти — один из исследователей наследия Леонардо.

Спустя три десятилетия находкой заинтересовались Агнезе Сабато и Алессандро Веццози из Museo Ideale. Сумку Pretiosa («Драгоценность») к жизни вернули мастера известного флорентийского дома моды Gherardini.

Сумка изготовлена из высококачественной кожи[en] и была представлена на выставке Pitti во Флоренции. По мнению итальянских мастеров, сумка функциональная, креативная и провокационная. Она, безусловно, выделялась на фоне одежды и аксессуаров эпохи Возрождения. Исследователи наследия Леонардо находят сходство сумки с декоративным элементом с картины «Благовещение» и отмечают отменный вкус и придирчивость Леонардо да Винчи, которому не нравились модели обуви, одежды и сумок того времени. (Детали мира. № 1 (3) 2012, стр. 12)

Пять секретов Леонардо да Винчи

1. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них "дозреет". Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало — он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

2. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

3. Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии — это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами[en] фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами[en] и приподнятыми руками — в квадрат, при этом образуя крест. Такая "мельница" дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения — шариковому подшипнику.

4. Леонардо любил использовать правило контрапоста — противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

5. Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — "незавершенка". Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал "окна незаконченности". Наверное, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)